Конкуренция. Влияние конкуренции на деятельность фирм.
Конкуренция – это состязание между товаропроизводителями за наиболее выгодные сферы приложения капитала, рынка сбыта, источники сырья.
Виды конкуренции:
Ценовая (война цен, демпинг, эффект масштаба) – понижение цены
· Война цен – это способ конкуренции в основе которого находится снижение цены до уровня затрат, с целью вытеснения вновь появляющихся фирм.
· Демпинг – это искусственное занижение цены на товары ниже уровня затрат.
· Эффект масштаба – это явление постепенного сокращения величины затрат на производство по мере роста объемов выпуска продукции.(компьютеры, радиоэлектроника, автомобили).
Неценовая (в основе маркетинговые факторы: реклама, обслуживание, скидки, упаковка ).
Конкуренция совершенная и несовершенная – особенности.
Совершенная конкуренция – это рынок, на котором действует очень много фирм, которые продают однородные товары по свободной цене. Фирмы могут свободно входить на рынок, информация доступна для всех.
Пример: вся сельскохозяйственная продукция, бытовые услуги , рынок какао, пшеницы, древесины, услуги.
Несовершенная конкуренция – это рынок, на котором отсутствует одно из условий совершенной конкуренции. Отличие – устанавливает цены на товары, в отличии от совершенной конкуренции.
Типы конкуренции
Тип конкуренции | Число производителей, степень дифференцирования продукции | Область экономики | Степень контроля над ценами | Методы сбыта |
Совершенная конкуренция | Много производителей, продукция идентичная | Некоторые отрасли сельского хозяйства | Отсутствие всякого контроля над ценами | Рыночный обмен или биржа |
Несовершенная конкуренция | ||||
Монополистическая конкуренция (продавцы дифференцированных товаров) | Много производителей, продукция разная, много действительных или воображаемых различий в продукции или отсутствие их | Производство зубной пасты, розничная торговля | Некоторый контроль над ценами | Соперничество в области рекламы, качество продукции, назначение цены |
Олигополия | Немного производителей, небольшие различия в продукции или отсутствие их | Машиностроение (форд, крайслер,) производство стали и алюминия | Некоторый контроль над ценами | Соперничество в области рекламы, качество продукции, назначение цены |
Монополия | Единственный производитель, единственный продукт, отсутствие заменителей | Газпром, ЖКХ, РЖД, метрополитен | Значительный контроль над ценами | реклама |
Билет № 13
Понятие «малая группа»
Малая группа - это немногочисленное по составу объединение людей, члены которого имеют общую цель и находятся друг с другом в непосредственных личных контактах. По количественному составу: от 2 до 40 человек.
Малую группу характеризуют: наличие общей цели, совместная деятельность, личное (прямое) взаимодействие членов группы, определенный эмоциональный фон, длительность существования, добровольный характер, наличие взаимных ожиданий.
Малые группы бывают:
- условными (члены группы не имеют постоянных контактов друг с другом);
- реальными (члены группы имеют постоянные контакты друг с другом);
- естественными (складывающимися сами по себе).
Естественные группы делятся на:
- формальные - группы, которые создаются и существуют лишь в рамках официально признанных организаций;
- неформальные - группы, которые возникают и существуют на базе личных интересов их участников и действуют вне официальных организаций.
Понятие о спросе.
Спрос - это желание и возможность покупателей (потребителей) приобрести все возможные количества товаров или услуг по любой из возможных цен в данный период времени. Различают индивидуальный и рыночный спрос. Спрос отдельного потребителя на рынке называется индивидуальным. Рыночный спрос представляет собой сумму индивидуального спроса всех потребителей данного товара. Величина спроса показывает взаимосвязь между данной ценой и данным количеством покупаемого товара. Закон спроса выражает обратную связь между ценой товара и количеством спроса на него.
Факторы влияющие на спрос
1. Доходы потребителя
Пусть доходы увеличиться
2.Вкусы потребителя (мода, сезон…)
(изменения в моде)
3.Изменение ситуации на рынке (Ажиотажный спрос).
Эластичность спроса.
Q1, Q2 - величина спроса, начальное и конечное.
Р1, Р2 – цена начальная и конечная.
* Товар имеющий не эластичный спрос: 0<|E|< 1
* Товар с эластичным спросом: 1<|E|<∞
Билет № 14
Семья в жизни человека.
Семья признается учеными основным носителем культурных образцов, наследуемых из поколения в поколение, а также необходимым условием социализации личности.
Семья — группа, состоящая из двух или более человек, связанных друг с другом браком, кровной связью или усыновлением (удочерением), ведущих совместное хозяйство, вступающих во взаимодействие в семейных ролях и хранящих унаследованную культуру, добавляя к ней выработанные совместно новые общие черты.
Семья и общество — маленькая и большая части одной и той же системы. Семья регулирует отношения полов, препятствует беспорядочным сексуальным связям. Ее основными задачами являются: рождение детей; формирование и воспитание подрастающего поколения; эмоциональная разрядка; физическая, экономическая и психологическая защита членов семьи; установление тесных экономических отношений.
Понятие о предложении.
Предложение- показывает желание и готовность производителей-продавцов поставлять на рынок различные количества товаров или услуг по любой из возможных цен в данный период времени. Так же, как в случае со спросом, необходимо различать понятия "индивидуальное предложение" и "рыночное предложение", "предложение" и "величина предложения". Предложение отдельно производителя (продавца) на рынке называется индивидуальным. Рыночное предложение представляет собой сумму индивидуального предложения всех производителей (продавцов) данного товара. Величина предложения показывает взаимосвязь между данной ценой и данной величиной предложения. Закон предложения выражает прямую взаимосвязь между ценой и величиной предложения товара.
Факторы влияющие на предложение
1. Введение новых технологий.
2. Изменение кол-ва производительности на рынке
3. Ожидание изменения цен
Эластичность предложения
Билет № 15
Понятие «общество».
Общество - в широком смысле - часть материального мира, неразрывно связанная с природой и включающая в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения
- в узком смысле - совокупность людей, наделенных волей и сознанием, осуществляющих действия и поступки под влиянием определенных интересов, мотивов, настроений. (напр., общество книголюбов и т.п.)
Понятие «общество» неоднозначно. В исторической науке есть понятия - «первобытное общество», «средневековое общество», «российское общество», означающие определенный этап исторического развития человечества или конкретную страну.
Под обществом обычно понимают:
- определенный этап человеческой истории (первобытное общество, средневековое и т. д.);
- людей, объединенных общими целями и интересами (общество декабристов, общество книголюбов);
- население страны, государства, региона (европейское общество, российское общество);
- все человечество (человеческое общество).
Функции общества:
• производство жизненных благ;
• систематизация производства;
• воспроизводство и социализация человека;
• распределение результатов труда;
• обеспечение законности управленческой деятельности государства;
• структурирование политической системы;
• формирование идеологии;
• историческая передача культуры и духовных ценностей