Управление качеством, сертификация в сфере туризма.
Стандартизация и сертификация как гарантия качества туристических услуг. Правовые основы стандартизации в РФ, обязательные для всех субъектов хозяйственной деятельности установлены законом РФ «О стандартизации» от 10 июля 1993 г. Стандартизация – это деятельность по установлению норм, правил и характеристик в целях обеспечения: безопасности продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества потребления; качества продукции, работ и услуг в соответствии с уровнем развития науки, техники; качества продукции, работ и услуг в соответствии с уровнем развития науки, техники и технологии, единстве измерений; экономики всех видов ресурсов. В настоящее время в РФ действует концепция (Закон о техническом регулировании) стандартизации, заключаются в том, что государственными стандартами устанавливается два вида требований качеству продукции: обязательные для всеобщего применения и рекомендуемые содержащие большинство потребительных характеристик продукции. При этом выбор необязательных требований является пререготивой изготовителей продукции. Сертификация – процедура подтверждения соответствия, посредством которого независимо от изготовителей и потребителей организация удовлетворяет в письменной форме, что продукция соответствует установленным требованиям. Сертификация является методом объективного контроля качества продукции, ее соответствия установленным требованиям.
Билет 29 Вопрос 1.
Функции и методы менеджмента туризма.
Управление системой туризма должно базироваться на стратегическом видении и предвидении. Планирование – это один из этапов процесса управления, на котором определяются цели любой туристской структуры, а так же методы их достижения. Функция планирования включает себя следующие виды работ: участие в разработке устанавливаемых управлениями туризма целей развития региона; текущий анализ конкурентноспособности туррегиона; разработку стратегии конкурентности региона, его особой позиции; претворение в жизнь стратегии конкурентности региона. План представляет собой сложную социально-экономическую модель будущего состояния организации. Стадии планирования универсальны, а методы и стратегии, применяемые в туризме, имеют определенное отличие. В рамках единого плана управления всей деятельностью фирмы отдельные менеджеры, для достижения конкретных целей и задач, применяют различные методы. Планирование осуществляется соответственно уровням организации. Высший уровень – стратегическое планирование. Главная задача состоит в том, чтобы определить, как организация будет вести себя в своей рыночной нише. Средний уровень – тактическое планирование. На этом уровне определяются промежуточные цели на пути достижения стратегических целей и задач. Нижний уровень – оперативное планирование. На основе оперативного плана разрабатывается повседневная тактика всех действий, определяются сильные и слабые стороны организации. Все три плана составляют генеральный или бизнес- план функционирования организации. Принципы эффективного планирования: полнота планирования, точность планирования, ясность планирования, непрерывность планирования, экономичность планирования. Техника планирования предполагает использование, как традиционных методов (бюджетный), так и более сложных – моделирования, разработки планов, его разделов на основе теории игр и проектов сценариев. Организационная функция. Организация как функция управления создает рабочую структуру, главным компонентом которой выступают люди. Функция организации состоит в определении мисси, роли и ответственности каждого специалиста фирмы. Принципы, которыми следует руководствоваться в процессе выполнения организационной функции: определение и детализация целей фирмы; определение видов деятельности, необходимых для достижения этих целей; разделение труда и создание управляемых подразделений; координация различных видов деятельности; единство цели.
Билет 29 вопрос 2
Сущность и содержание предпринимательской деятельности. Виды предпринимательской деятельности в туризме.
Предпринимательство – это инициативная деятельность хозяйствующих субъектов, связанная с новаторским использованием имущества, денежных средств и других ресурсов в целях достижения коммерческого и иного успеха на основе сочетания личной выгоды с общественной пользой. В области туристской деятельности предпринимательство в большей степени связано с оказанием услуг. Субъектами предпринимательства (предпринимателями) могут быть как отдельные частные лица, действующие от своего имени и под свою имущественную ответственность, так и объединения партнеров, действующие под ответственность юридического лица. Известны две модели предпринимательства: классическое предпринимательство и инновационное предпринимательство. Классическое предпринимательство– это традиционное, консервативное предпринимательство, направленное на максимальную отдачу ресурсов при использовании традиционных приемов хозяйствования для повышения рентабельности деятельности организации и обновления номенклатуры услуг. Инновационное предпринимательствосвязано, прежде всего, с новаторством в предпринимательской деятельности. Роль предпринимателя сводится к созданию новшеств, не известных ранее, посредством использования традиционных факторов экономики, но путем нового их сочетания. Такая новаторская деятельность, как правило, приносит более ощутимый результат, чем традиционное предпринимательство, но предъявляет особые требования к предпринимателю. Предприниматель должен: обладать самостоятельностью и независимостью в принятии решений по любому вопросу деловой деятельности в рамках действующего законодательства; иметь экономическую и иную заинтересованность в результатах своей деятельности, т. е. рассчитывать получить максимально возможную прибыль; идти на риск и брать на себя ответственность. Под риском понимают возможность возникновения в ходе реализации планов неблагоприятных условий, приводящих к убыткам. Различают риски производственные, коммерческие, финансовые, инвестиционные и рыночные. Методами снижения риска и уменьшения потерь от возникновения событий риска являются: страхование, прогнозирование развития рынка, распределение риска между партнерами, резервирование средств на покрытие непредвиденных расходов; всегда иметь инновационный подход к деятельности. Для предпринимателя движущей силой в поиске и внедрении новшеств является ожидание сверхприбылей. Для успешной организации доходного дела в современных условиях предприниматель должен иметь хорошую профессиональную подготовку, необходимые знания в области экономики, политики, психологии, юриспруденции, организации производства продукции и услуг, а также уметь сотрудничать с учеными, специалистами по маркетингу, владельцами капитала. Стадии и условия предпринимательской деятельности.В предпринимательской деятельности выделяют следующие стадии: 1. Накопление и отбор предпринимательской идеи, в которой могут быть совмещены возможности предпринимателя с потребностями рынка. 2. Планирование с проработкой планов производства услуг (или товаров) и маркетинга, а также финансового и организационного планов. 3. Определение потребностей в ресурсах (в том числе в денежных средствах) и в поставщиках. 4. Исполнение проекта, т. е. техническая, финансовая, организационная подготовка производства услуг и осуществление запланированной деятельности. 5. Управление фирмой – контроль, анализ и корректировка действий, накопление опыта, поиск новых идей. Успех предпринимателя зависит от условий, в которых он функционирует. Вот некоторые из них. Предпринимательская среда– это общественные условия (ситуация), в которых осуществляется предпринимательство и которые оказывают влияние на результаты предпринимательства. Различают следующие группы условий: Экономические условия– это фактическое предложение туристских товаров (услуг) и платежеспособный спрос на них; доходы фактических и потенциальных покупателей товаров (услуг); наличие, величина и доступность заемных средств для предпринимателей; наличие альтернативных услуг и цен на них; развитость инфраструктуры туристского рынка; условия конкуренции. Социальные условия– это представление общества о путях развития предпринимательства и отношение к нему (неприятие, терпимость, одобрение); отношение государства (аппарата управления) к предпринимательству; национальные традиции и обычаи; образовательный уровень специалистов, с которыми предприниматель вступает в деловые отношения. Правовые условия– законы и подзаконные акты, регулирующие предпринимательскую деятельность и создающие наиболее благоприятные условия для развития предпринимательства. Важнейшими являются законы о правовых гарантиях предпринимательской деятельности, включая право на собственность и соблюдение договорных обязательств. Необходимость государственного регулирования предпринимательской деятельности, по Ф. Котлеру, вызывается следующими причинами: необходимостью защитить фирмы друг от друга, потому что, когда конкуренция затрагивает интересы предпринимателей, они пытаются ее нейтрализовать; необходимостью защиты потребителя от недобросовестной деловой практики (ложь в рекламе); необходимостью защиты высших интересов общества от разнузданности предпринимателей. В России система законов для предпринимательства только складывается, тогда как ведущие страны мира имеют законодательство для этой сферы, созданное за многие десятилетия. Слова «предприниматель» и «менеджер» не являются синонимами. Менеджер – это профессионал, управляющий чем-либо рациональными способами, как правило, заимствованными Предприниматель в своей деятельности, в том числе в сфере управления, использует нововведения, как правило, собственные. Виды предпринимательской деятельности в туризме.В общепринятой классификации предпринимательской деятельности выделяют следующие виды предпринимательства: 1) производительное (производственное) – непосредственное создание услуг и другой продукции; 2) коммерческое – посредническая деятельность по продвижению созданной продукции от производителя к потребителю; 3) финансовое – особый вид деятельности по образованию и использованию денежных средств на цели воспроизводства услуг и продукции; 4) консультативное – деятельность, связанная с предоставлением советов (консультаций) и помощи по вопросам общего управления, оценки возможностей производителей, управления финансами, маркетинга. Первые три вида деятельности различают по связи со стадиями воспроизводства и относят к основным видам, поскольку результатом деятельности является производство услуг или товаров, готовых к конечному или производственному (промежуточному) потреблению. Последний (четвертый) вид деятельности относят к вспомогательным видам предпринимательской деятельности, поскольку результатом этой деятельности являются приемы, методы, технологии и проекты (в том числе и в области инноваций), применив которых повышает качество услуг, их конкурентоспособность или снижает издержки на их производство и реализацию. В связи с особенностями туруслуг предпринимательская деятельность туристских организаций может быть лишь условно отнесена к определенному виду. Так, деятельность туроператоров в большинстве случаев создает организационную подготовку турпродукта и его частичное производство и продвижение к потребителю. Поэтому деятельность туроператоров можно условно отнести к производительному предпринимательству. Турагентывыполняют функции посредников – продавцов туров. Кроме того, они выполняют отдельные виды услуг, например страхование, консульское обслуживание и др. Это смешанный вид деятельности. Контрагенты– исполнители туристских услуг (гостиницы, рестораны, перевозчики, экскурсионные бюро и др.), которые оказывают услуги потребителям турпродукта, т. е. активно участвуют в производстве услуг и на этом основании могут быть отнесены к производительным предпринимателям. Туристские организации могут совмещать организационную подготовку, продажу (в том числе и розничную) и исполнение услуг. В этом случае фирма выполняет одновременно несколько видов предпринимательской деятельности. Консультационная предпринимательская деятельность широко используется в сфере туризма. Чем сложнее состав и выше качество туристских услуг, тем большее число специалистов-консультантов вовлечено в процесс создания и реализации туристских услуг.
Билет 30 Вопрос 1