Туристско-рекреационная деятельность – это туроператорская и турагентская деятельность, а также иная деятельность по организации путешествий.

Туристская деятельность подчинена принципам и правилам любой хозяйственной деятельности, направленной на производство товаров или услуг с целью удовлетворения общественных потребностей и достижения целей поставленных хозяйствующим субъектом (турфирмой, гостиницей, рестораном и пр.).

Проектирование и планирование, как действие, направленное на создание прообраза будущей деятельности включает в себя анализ будущего состояния объекта, системы, процесса, постановку целей и задач, а также подбор методов, технологий, приемов и иных инструментов достижения поставленных целей.

Исследуя проблемы и принципы проектирования и планирования туризма, следует подчеркнуть, что оно всегда имеет территориальную (пространственную) ориентацию к определенному типу пространства (региону, городу, местности и пр.), обладающему значимыми туристскими или рекреационными ресурсами.

Сущность туристского проектирования состоит в создании на определенной территории такого туристского объекта (системы), который бы отвечал проектному замыслу и был бы полезен для развития сферы туризма на данной территории, не входя в противоречия с уже имеющейся инфраструктурой и ресурсным потенциалом.

Следует подчеркнуть, что планирование в туризме всегда носит территориальную привязку, но с учетом специфических особенностей туризма и рекреации и значительно отличается от территорий не связанных с туристской деятельностью.

Так как наличие туристских и рекреационных ресурсов ставит при проектировании задачу их рационального и бережного природопользования и активизирует такие важные понятия как: пропускной потенциал, туристско-рекреационная емкость, антропогенная нагрузка, техногенная нагрузка, предельная нагрузка и пр.

Сущность туристского проектирования предполагает создание на территории условий для развития туризма, что должно стать важной частью территориальной туристской стратегии и политики.

Все действия и процессы турпроектирования и планирования должны согласовываться и не идти в разрез с Концепцией устойчивого развития территориальных систем, в основе которой формируются принципы экологической, экономической и социальной устойчивости туристских территорий.

Туристское проектирование фактически представляет собой сложный многоуровневый комплекс действий, охватывающий собой деятельность всех субъектов туристской деятельности, начиная с низового звена - туристского предприятия и заканчивая крупными международными туристским организациями.

В этой связи процессы турпроектирования охватывают все уровни организации туристских систем: международный, национальный, региональный и местный.

На международном уровне планируются комплексные международные туристские маршруты, транспортные потоки, международные маркетинговые стратегии и программы и рекламные компании. Здесь в качестве субъектов планирования выступают Организация Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Международная туристская организация (ЮНВТО), Всемирный совет по путешествиям и туризму (World Travel & Tourism Council - WTTC), Международная организация гражданской авиации (ИКАО), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) и др.

В качестве примера может выступить международный туристский маршрут «Великий шелковый путь», общей протяженностью около 10 тысяч километров тысячи лет соединяющий Китай со Средиземноморьем. По прогнозу ЮНЕСКО, к 2020 году Великий шелковый путь посетит примерно треть всех туристов мира. А также разрабатываемый новый международный маршрут «Великий чайный путь», проходящий по десяткам городов России, Монголии и Китая.

На национальном уровне туристское проектирование охватывает развитие туризма в отдельных регионах страны и выражается в форме национальной туристской политики, которую формируют органы государственной власти. В частности Правительство РФ, Министерство спорта, туризма и молодежной политики РФ, Федеральное агентство по туризму (Ростуризм), Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами РФ и др.

В частности в настоящее время разработаны проекты семи особых экономических зон, туристско-рекреационного типа:

· Особая экономическая зона в Калининградской области

· Особая экономическая зона в Краснодарском крае

· Особая экономическая зона в Ставропольском крае

· Особая экономическая зона в Алтайском крае

· Особая экономическая зона в Республике Алтай

· Особая экономическая зона в Республике Бурятия

· Особая экономическая зона в Иркутской области

Каждый субъект РФ планирует и проектирует свою туристскую деятельность в рамках региональных туристских администраций. Основным инструментом этой деятельности является методика программно-целевого планирования, которая позволяет формировать региональные программы и концепции развития регионов и отдельных отраслей деятельности, в частности туризма и рекреации. В частности Федеральная целевая программа (ФЦП) «Юг России», Концепция развития туризма в Алтайском крае «Алтайтуризм», «Основные направления развития туризма в Ярославской области и др.

На местном уровне турпроектирование и планирование отличается высокой степенью детализации и в основном использует документы по землепользованию и коммуникациям, так как именно местные органы самоуправления отвечают за территориальное (картографическое) размещение объектов туризма и рекреации: гостиниц, кафе, ресторанов, парков-аттракционов и пр.

Городское планирование и проектирование имеет достаточно глубокие корни, но свой современный аспект оно приобрело в XVIII веке в Великобритании. В России цивилизованное градостроительство начинает свой путь с основания Санкт-Петербурга.

Местный уровень проектирования также предполагает проектирование в рамках отдельного участка, т.е. учитывая ландшафт местности. В настоящее время такой подход определяется как дизайн городской среды и ландшафтный дизайн. Примером этого уровня проектирования является проектирование ландшафтных объектов (парк «Царицыно» в Москве).

МАРКЕТИНГОВЫЕ КОММУНИКАЦИИ

Наши рекомендации