Органы управления сферой физической культуры

И спорта в субъектах Российской Федерации

Деятельность по управлению физической культурой и спортом в каждом субъекте Российской федерации на основе Конституции РФ осуществляют территориальные органы государственной власти. Эти органы государственной власти в субъектах Российской Федерации строятся в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (2007 г.). В Основном законе РФ (ст. 72) предусмотрено разграничение предметов власти и полномочий между федеральными органами власти и органами государственной власти субъектов РФ. Для исполнения этих полномочий в структуре государственных органов исполнительной власти субъектов РФ создаются органы специальной компетенции в сфере физической культуры и спорта. К полномочиям органов государственной власти субъектов РФ специальной компетенции Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (2007) относит решение вопросов «организации и осуществления региональных и межмуниципальных программ и проектов в области воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта».

Тот же Федеральный закон предусматривает, что для осуществления полномочий, указанных выше, в собственности субъекта РФ может находится «имущество, необходимое для реализации межмуниципальных программ и проектов в области физической культуры и спорта».

В соответствии с Федеральным законом «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» Министерство спорта, туризма и молодежной политики передает органам государственной власти субъектов Российской федерации полномочия по определению основных задач и направлений развития физической культуры и спорта на своих территориях, а также средства на осуществление переданных полномочий. Однако Федеральный орган исполнительной власти, как уже отмечалось, осуществляет контроль и надзор за полнотой и качеством осуществления переданных полномочий с правом направления предписаний об устранении выявленных нарушений, вплоть до изъятия соответствующих полномочий у органов управления субъектов Российской Федерации, а также о привлечении к ответственности должностных лиц, исполняющих обязанности по осуществлению переданных полномочий.

Реализация этой нормы на практике находит свое конкретное выражение в том, что на основе федеральных требований каждый регион наделяется правом и обязанностью определять собствен­ную региональную политику по развитию сферы физической культуры и спорта с учетом своих социально-экономических, гео­графических, национально-культурных условий и традиций. Каж­дый субъект РФ разрабатывает и реализует региональные, межму­ниципальные, муниципальные и отраслевые программы, создает областные и республиканские концепции и доктрины, формирует календарные планы спортивных и физкультурно-оздоровительных мероприятий, в которых предусматриваются и механизмы их реа­лизации с участием органов государственной власти РФ, субъек­тов РФ, местного самоуправления и общественности, т.е. при объединении усилий и ресурсов всех заинтересованных сторон и их взаимодействии.

Среди приоритетных задач региональных комитетов по физической культуре и спорту на уровне субъекта РФ можно выделить следующие:

– развитие массовой физической культуры и спорта на своих территориях и создание равных условий для занятий спортом всех групп населения – детей, молодежи, взрослых, инвалидов и т.д.

– строительство, модернизация и эксплуатация спортивных сооружений, обеспечение их доступности для всех групп населения;

– организация условий для занятий физической культурой и спортом всех желающих;

– проведение массовых спортивных мероприятий и праздников;

– оказание содействия в развитии спорта высших достижений, а в отдельных случаях – и профессионального спорта;

– финансирование спортивных организаций и спортивных сооружений из регионального и местного бюджетов.

Наши рекомендации