Органы управления социально-культурной сферой

При образовании СССР почти все отрасли социально-культурного строительства были отнесены к компетенции союзных республик. Считалось, что республики самостоятельно будут руководить просвещением, наукой, искусством, высшей школой, здравоохранением, соцобеспечением, а союзные органы ограничатся разработкой, определением и изданием общих директив в этой отрасли. Сначала так и было, но уже с середины 1920-х гг. общесоюзные органы управления стали возникать в тех отраслях, где их создание Конституцией не предусматривалось. Объекты культуры постепенно передавались из ведения республик в ведение общесоюзных органов. В некоторых случаях усиление централизации имело под собой некоторые объективные основания (как, например, в здравоохранении), но в большинстве случаев оно основывалось лишь на стремлении контролировать и регулировать все процессы, происходившие в стране. В результате к концу 1930-х гг. почти во всех подотраслях социально-культурного строительства (за исключением социального обеспечения и средней школы) были созданы общесоюзные органы управления, а учреждения культуры из ведения республик были переданы в ведение Союза ССР.

Управление образованием

Начало деятельности Народного комиссариата просвещения БССР положил отдел народного образования Облискомзапа. 17 декабря 1920 г. на II Всебелорусском съезде Советов был утвержден Народный комиссариат просвещения.

В первый период деятельности для Наркомпроса была характерна чрезвычайная полнота функций. Он сосредотачивает руководство следующими отраслями просвещения и культуры: всем школьным (высшая и средняя школа) и дошкольным делом, политико-просветительной работой в массах, массовой профессионально-технической подготовкой, издательским делом, всей научной работой и научными учреждениями в стране, искусством (театр, музыка, изобразительное искусство, кино и т.п.).

Структура Народного комиссариата просвещения БССР в 1921 г. включала в себя два центра: организационный и академический. Организационный центр направлял административную и финансово-хозяйственную деятельность, на Академический центр возлагалось общее теоретическое и программное руководство научной, научно-учебной, художественной деятельностью. Академический центр проводил свою работу через подчиненные ему главные управления: социального воспитания (Главсоцвос), профессионально-технического образования (Главпрофобр), Главный политическо-просветительный комитет (Главполитпросвет), Государственное издательство (Госиздат), а также Центральное бюро национальных секций — европейской и польской. Местными органами Наркомпроса БССР были уездные и волостные отделы народного образования.

После образования СССР наркоматы просвещения республик остались необъединенными (республиканскими) органами. В общесоюзном порядке определялись лишь общие начала народного просвещения. Периодически собирались совещания наркомов просвещения республик для разработки законодательства по вопросам, общим для всех республик.

Наркомпрос БССР в 1920-1930 гг. неоднократно подвергался реорганизации. В его ведение добавлялись новые главки, комитеты, бюро, советы.

В 1929 г. ЦИК и СНК БССР утвердили Положение о Народном комиссариате просвещения БССР. В его состав входили: инспектора по различным отраслям деятельности Наркомпроса; научно-методологический комитет; отдел по делам литературы и издательства (Главлит) и при нем комитет по контролю за репертуаром; отдел по делам художественной литературы и искусства (Главискусство). При Народном комиссариате просвещения находились Управление по делам фотокинематографии и Государственное издательство БССР.

В 1936 г. структура Наркомпроса БССР в очередной раз изменяется. Из его ведения передаются в Управление по делам искусств при СНК БССР театры и другие зрелищные предприятия, кино, музыкальные и художественно-живописные, скульптурные и другие учреждения по искусству, в т.ч. учебные заведения для подготовки работников кино, театра, музыки и изобразительных искусств.

Однако требовались дальнейшие преобразования в системе органов руководства просвещением. Реорганизация осуществлялась по следующим направлениям: создание общесоюзных центральных органов по руководству отдельными направлениями просвещенческой работы и сосредоточение в республиканских наркомпросах руководства, главным образом, школой на территории республики.

Управление народным образованием приобрело законченные организационные формы к середине 1930-х гг. и до 1960-х гг. почти не менялось. В сентябре 1938 г. в республиках были созданы областные отделы народного образования. Через них комиссариат просвещения руководил школами, детскими садами и домами, клубами, библиотеками, избами-читальнями и другими культурно-просветительными учреждениями.

Для организации планомерной подготовки кадров рабочих 2 октября 1940 г. при СНК СССР было создано Главное управление трудовых резервов (ГУТР) (союзно-республиканское). Главное управление составляло планы подготовки рабочих кадров по профессиям, разрабатывало и утверждало учебные планы и программы, издавало учебники и учебные пособия.

Подготовка специалистов высшей квалификации в вузах и техникумах еще в конце 1920-х гг. отошла в ведение хозяйственных наркоматов, где создавались специальные главки по управлению высшими и средними учебными заведениями. В ведении наркомпросов республик остались только педагогические и художественные учебные заведения и программно-методическое руководство всеми вузами. В 1932 г. был создан Комитет по высшей технической школе при ЦИК СССР. Этот Комитет являлся общесоюзным, в союзных республиках контроль за работой высших технических учреждений осуществляли инспектора Комитета.

Комитет координировал деятельность наркоматов по подготовке специалистов, контролировал качество подготовки, устанавливал номенклатуру специальностей, утверждал типовые учебные планы и программы. Централизация руководства высшим образованием была завершена в 1936 г. (К этому времени вузы находились в ведении 34 наркоматов). В 1936 г. вместо комитета был создан Всесоюзный комитет по высшему техническому образованию (ВКВТ) при СНК СССР. По положению комитет руководил всеми вузами страны, за исключением военных и подведомственных Комитету по делам искусств.

В 1946 г. ВКВШ было создано союзно-республиканское Министерство высшего образования СССР, в ведение которого перешли более 300 крупных вузов, в том числе все университеты, технические, сельскохозяйственные, юридические, экономические вузы. В ведении соответствующих министерств остались вузы транспортные, педагогические, медицинские, архитектурные, художественные, физкультурные. На министерство возлагалось и руководство техникумами. Главное управление трудовых резервов было преобразовано в Министерство трудовых резервов СССР.

При общей организации министерств в марте 1953 г. восемь ведомств, в том числе министерства высшего образования и трудовых резервов, были объединены в Министерство культуры СССР. Но попытка сосредоточить в одном органе руководство различными отраслями социально-культурного строительства оказалась явно неудачной. И через год из МК СССР выделился ряд самостоятельных ведомств. Для руководства высшим образованием в стране было создано общесоюзное Министерство высшего образования СССР. Уже в декабре 1954 г. оно было преобразовано в союзно-республиканское, а в 1959 г. переименовано в Министерство высшего и среднего специального образования.

В 1966 г. был создан общесоюзный орган по руководству народным образованием — Министерство просвещения СССР. Министерство руководило общим образованием, дошкольным воспитанием и развитием педагогической науки в стране. 11 мая 1988 г. на базе Министерства просвещения, Министерства высшего и среднего специального образования, Государственного комитета по профессионально-техническому образованию было создано Министерство народного образования.

Управление искусством

В первые послеоктябрьские годы руководство культурой и искусством находилось в ведении Наркомпросов республик и их органов на местах. В 1920-е гг. в руководстве культурой и искусством произошли крупные преобразования. Основное направление этой перестройки, как и в других отраслях народного хозяйства, — централизация управления в руках общесоюзных органов, жесткая регламентация деятельности учреждений культуры, ликвидация множественности течений и направлений в искусстве.

Особое внимание в советском государстве уделялось кино, как одному из самых зрелищных видов искусства. Управление по делам кино (Белгоскино) создается при Наркомпросе БССР в 1924 г. и получает монопольное право на прокат кинофильмов на всей территории республики, право открытия собственных кинотеатров. К его ведению относились: производство, покупка и прокат фильмов, торговля фотокинотоварами, эксплуатация кинотеатров, фотографий и кинопередвижек, создание позитивных и киномеханических мастерских, кино и фотолабораторий и др. В 1933 г. объединение «Белгоскино» переводит в разряд самостоятельных учреждений с правом Главного управления по делам кино- и фотопромышленности БССР.

Такое положение сохранялось до 1936 г., когда был создан Комитет по делам искусств при СНК СССР. В соответствии с постановлением СНК СССР от 23 марта 1938 г. «Об образовании Комитета по делам кинематографии при СНК СССР» СНК БССР ликвидировал объединение «Белгоскино» и создал вместо него Управление кинофикации при СНК БССР.

До начала 1930-х гг. в стране существовала огромная сеть общественных организаций в области литературы и искусства, объединявший на добровольных началах писателей, художников, композиторов и исполнителей, кинематографистов, театральных деятелей, архитекторов. Все эти общества, ассоциации, союзы являлись организациями республиканскими или даже городскими. В 1932 г. было издано постановление ЦК ВКП(б) "О перестройке литературно-художественных организаций", на основании которого ликвидировались все союзы и общества писателей, и предлагалось создать единый Союз писателей СССР. Аналогично перестройку предлагалось провести во всех других видах искусств. Писатели сумели в 1934 г. собрать учредительный съезд и оформить создание своего союза. Все другие союзы созданы не были, действовали лишь их оргкомитеты. Учредительные съезды состоялись лишь после Великой Отечественной войны.

Для руководства искусством в союзном масштабе 17 января 1936 г. был создан Всесоюзный комитет по делам искусств при СНК СССР. На него возлагалось руководство всеми учреждениями культуры и искусства: театрами и другими зрелищными предприятиями, киноорганизациями, музыкальными, художественно-живописными, скульптурными и т.п. учреждениями, учебными заведениями, готовившими кадры работников искусства. Комитет стал центром, в котором сосредоточились руководство и контроль за репертуаром, зрелищной рекламой, общее руководство развитием художественной самодеятельности и т.п.

При правительствах всех союзных республик создавались одноименные управления. Сами учреждения культуры — наиболее крупные, имевшие общесоюзный характер, — изымались из ведения республик и поступали в непосредственное подчинение всесоюзному комитету.

С развитием радиофикации и радиовещания и в этой отрасли возникли центральные общесоюзные органы управления. В 1933 г. был создан Всесоюзный комитет по радиофикации и радиовещанию при СНК СССР (Радиокомитет). На него возлагались организация, планирование и оперативное руководство всем радиовещанием в стране. Радиокомитет являлся союзно-республиканским органом, поэтому одновременно были образованы радиокомитеты во всех союзных и автономных республиках, кроме РСФСР.

После окончания Великой Отечественной войны все ведомства в области культуры и искусства неоднократно и зачастую неэффективно реорганизовывались. В марте 1946 г. Кинокомитет был преобразован в союзно-республиканское Министерство кинематографии СССР.

При общей реорганизации министерств почти все органы управления в области культуры были объединены: Министерство высшего образования, Министерство трудовых резервов, Министерство кинематографии, Комитет по делам искусств, Комитет радиоинформации, Комитет радиовещания, Совинформбюро и Главполиграфиздат в марте 1953 г. слились в союзно-республиканское Министерство культуры СССР. Но попытка сосредоточить в одном ведомстве руководство всей культурой оказалась неудачной. И уже в марте 1954 г. из ведения Министерства культуры выделился ряд отраслей. Однако министерство все еще оставалась очень громоздким, управляющим многими отраслями культуры (театр, музыка, литература, полиграфическое дело, книжная торговля, музеи, библиотеки, культурно-просветительные учреждения, радиовещание и т.п.). Дальнейшая реорганизация шла по пути суждения компетенции Министерства культуры СССР в связи с расширением прав союзных республик.

В 1957 г. был образован Государственный комитет по радиовещанию и телевидению СМ СССР. Он являлся союзно-республиканским органом.

В 1963 г. из Министерства культуры СССР выделились еще две самостоятельные отрасли: был образован союзно-республиканский Государственный комитет СМ СССР по кинематографии и Государственный комитет СМ СССР по печати.

Госкомитет рассматривал и утверждал сценарий и тематические планы производства фильмов, определял тиражи и осуществлял массовую часть фильмокопий, устанавливал порядок проката фильмов по всей территории страны.

Госкомиздат СССР руководил издательским делом, полиграфической промышленностью и книжной торговлей в стране, контролировал в общегосударственном масштабе тематическую направленность и содержание всей печатной продукции. Он разрабатывал планы по выпуску книг, журналов, газет и т.п., рассматривал и утверждал планы выпуска литературы издательствами, непосредственно ему подчиненными, утверждал совместно с соответствующими организациями планы выпуска литературы издательствами независимо от их ведомственной подчиненности, вел государственную регистрацию и статистику произведений печати.

Центральным информационным органом Советского государства являлось ТАСС. В январе 1972 г. ТАСС было преобразовано в союзно-республиканский орган — ТАСС при СМ СССР на правах государственного комитета. ТАСС являлось одним из 6 крупнейших мировых телеграфных агентств, его основная задача — распространение информации о событиях в мире и СССР.

Наши рекомендации