Органы управления в области культуры

Министерство культуры Российской Федерации (Минкультуры России), согласно Положению о нем, утвержденному постановлением Правительства от 6 июня 1997 г.2, является федерапьным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику в области культуры, искусства, охраны и использования историко-культурно-го наследия, а также осуществляющим государственное регулирование и координацию деятельности иных федеральных органов исполнительной власти в этой сфере в случаях, установленных федеральными законами, указами Президента и постановлениями Правительства. Министерство является специально уполномоченным государственным орга-ном охраны памятников истории и культуры, а также специальноупол

1 СЗ РФ. 1997. № 50. Ст. 5680.

2 СЗ РФ. 1997. № 24. Ст. 2762.

Схема 32. Организация управления в области культуры

помоченным органом государственного контроля за соблюдением установленного порядка вывоза из России и ввоза на ее территорию культурных ценностей, реализации предметов антиквариата, а также правил внешнеэкономической деятельности в отношении культурных ценностей.

Минкультуры России имеет территориальные органы по сохранению культурных ценностей.

Свою компетенцию оно реализует в основном в отношении объектов культуры федерального значения, организационно-правовой статус которых (например, Российской государственной библиотеки, Государственного историке-культурного Музея-заповедника «Московский Кремль») определяется, как правило, Правительством РФ1.

Основными задачами Министерства являются:

осуществление в сфере культуры государственной политики, обеспечивающей необходимые условия для реализации конституционных прав граждан РФ на свободу творчества, участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, доступ к культурным ценностям и направленной на сохранение исторического и культурного наследия;

содействие развитию национальных культур народов России;

определение целей и приоритетов в развитии отдельных видов культурной деятельности, профессионального искусства, музейного и библиотечного дела, народного творчества, образования и науки в сфере культуры;

разработка и реализация в соответствии с международными обязательствами РФ системы мер по предупреждению незаконных вывоза, ввоза культурных ценностей и передачи права собственности на культурные ценности;

осуществление государственного контроля за вывозом из России культурных ценностей, соблюдением установленного порядка реализации предметов антиквариата, а также соблюдением правил внешнеэкономической деятельности в отношении культурных ценностей;

управление деятельностью подведомственных организаций.

Ряд важных задач выполняет Министерство в связи с принятием 15 апреля 1998 г. Федерального закона «О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации». Основными его целями являются защита указанных культурных ценностей от расхищения, предотвращение их незаконного вывоза за пределы страны, а также неправомерной передачи кому бы то ни было; создание необходимых

1 САПП РФ. 1943. №32. Ст. 3021; СЗ РФ. 1994. № 12. Ст. 1394.

правовых условий для реального обращения этих ценностей на частичную компенсацию ущерба, причиненного культурному достоянию России в результате разграбления и уничтожения ее культурных ценностей Германией и ее военными союзниками в период Второй мировой войны; обеспечение интересов России при регулировании с иностранными государствами спорных вопросов, касающихся указанных культурных ценностей, на основе последовательного соблюдения принципа взаимности; предоставление возможности для ознакомления с этими ценностями гражданам России и иностранным гражданам, в том числе специалистам в сфере образования, науки и культуры; создание благоприятных условий для дальнейшего развития международного сотрудничества в сфере образования, науки и культуры.

Правовой базой сохранения и развития библиотечного дела служит Федеральный закон от 29 декабря 1994 г.1, который устанавливает принципы деятельности библиотек, гарантирующие права человека, общественных объединений, народов и этнических общностей на свободный доступ к информации, свободное духовное развитие, приобщение к ценностям национальной и мировой культуры, а также на культурную, научную и образовательную деятельность.

Федеральный закон от 26 мая 1996 г.2 определяет особенности правового положения музеев, которых в стране более 2, 5 тыс. Они создаются в форме учреждений, осуществляющих культурные, образовательные и научные функции некоммерческого характера. Постановлением Правительства от 12 февраля 1998 г. «Об утверждении положений о Музейном фонде Российской Федерации, о Государственном каталоге Музейного фонда Российской Федерации, о лицензировании деятельности музеев в Российской Федерации»3 установлен порядок и механизм учета, сохранения богатств, сосредоточенных в музеях страны.

Министерство Росийской Федерации по делам печати, телевидения и средств массовых коммуникаций (МПТР России) образовано Указом Президента от 6 июля 1999 г. вместо ликвидированных Государственного комитета РФ по печати и Федеральной службы России по телевидению и радиовещанию4. Эти оргмероприятия. осуществлены в целях развития единого информационного пространства в Российской Федерации, а также совершенствования государственного управления в области средств массовой информации и массовых коммуникаций.

1 СЗ РФ. 1995. № 1.Ст. 2.

: СЗ РФ. 1996. №22. Ст. 2591.

3 СЗ РФ. 1998. № 8. Ст. 949.

4 СЗ РФ. 1999. № 28. Ст. 3677.

На базе региональных управлений регистрации и контроля за соблюдением законодательства РФ о средствах массовой информации (СМИ) ликвидированного Государственного комитета образованы территориальные органы Министерства. Организации, находившиеся в ведении Федеральной службы и Государственного комитета, переданы в ведение Министерства.

Согласно Указу Президента от 6 июля 1999 г. и Положению о Министерстве, утвержденному постановлением Правительства от 10 сентября 1999 г.', основными задачами Министерства являются:

разработка и реализация государственной политики в области средств массовой информации и массовых коммуникаций, телерадиовещания, информационного обмена, вешания дополнительной информации, развития компьютерных сетей общего пользования, печати, издательской, полиграфической деятельности, распространения периодических изданий, книжной и иной печатной продукции; регулирование производства и распространения аудио- и видеопродукции, включая регистрацию и лицензирование в указанных областяхдеятель-ности;

разработка и реализация государственной политики в процессе производства рекламы, а также ее распространения средствами массовой информации и массовых коммуникаций;

разработка и осуществление в пределах своей компетенции мероприятий в сфере развития, реконструкции, эксплуатации, стандартизации и сертификации технической базы;

регулирование деятельности, включая разработку и реализацию политики и соответствующих процедур, в области использования радиочастотного спектра и орбитальных позиций спутников связи для целей радиовещания, развития средств массовых коммуникаций и распространения массовой информации.

Министерство является органом, координирующим деятельность иных федеральных органов исполнительной власти в указанных сферах, и в пределах своей компетенции имеет право разрабатывать и утверждать нормативные документы, обязательные к исполнению всеми физическими и юридическими лицами независимо от формы собственности.

Конституция (ч. 5 ст. 29) гарантирует свободу массовой информации – одно из условий становления и развития России как правового государства. Поэтому информационная открытость является сердцевиной государственной политики в области СМИ.

1 СЧ РФ. 1994. Х» 37. Ст. 4508.

Деятельность СМИ регламентируется Законом от 27 декабря 1991 г. «О средствах массовой информации» (с последующими изменениями) 1 и другими нормативными правовыми актами.

Под массовой информацией понимаются предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы. Под средством массовой информации понимается периодическое издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации. Под распространением средств массовой информации понимается продажа (подписка, доставка, раздача) периодических печатных изданий, аудио- или видеозаписей программы, трансляция радио-, телепрограммы (вещание), демонстрация кинохроникальных программ. i

Свобода распространения информации через средства массовой информации гарантируется отсутствием цензуры, недопустимостью наложения запрета на распространение сообщений и материалов и их отдельных частей.

Государство поддерживает СМИ посредством совокупности организационных, организационно-технических, экономических и иных мер, устанавливаемых в целях обеспечения прав граждан на получение объективной информации, на свободу слова, а также независимости средств массовой информации. Наряду с этим государственные СМИ обязаны публиковать сообщения и материалы федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Федерации в порядке, установленном Федеральным законом от 13 января 1995 г. «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в средствах массовой информации»2.

Федеральный закон от 4 июля 1996 г. «Об участии в международном информационном обмене»3 имеет своей целью создание условий для эффективного участия России в международном информационном обмене в рамках мирового информационного пространства, защиты интересов РФ, ее субъектов и муниципальных образований, интересов, прав и свобод физических и юридических лиц при международном информационном обмене.

Важное значение для успешной деятельности СМИ имеет реализация мер, предусмотренных Федеральными законами от 24 января 1995 г. «Об экономической поддержке районных (городских) газет»4 и

1 Ведомости РФ. 1992. № 7. Ст. 300; СЗ РФ. 1995. № 3. Ст. 169; М> 24. Ci. 2256; № 30. Ст. 2870; 1996. № 1.Ст. 4.

2 СЗ РФ. 1995. №3. Ст. 170.

3 СЗ РФ. 1996. № 28. Ст. 3347.

4 СЗ РФ. 1995. № 48. Ст. 4559; 2000. № 2. Ст. 136.

от 1 декабря 1995 г. «О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания в Российской Федерации»1. Законы предусматривают существенные льготы всем средствам массовой информации независимо от форм собственности.

12 октября 1995 г. Правительством была принята Федеральная целевая программа «Поддержка государственной полиграфии и книгоиздания России в 1996–2001 годах»2. Основная цель программы заключается в укреплении материально-технической базы государственной полиграфии. Помимо государственных предприятий, непосредственно находящихся в поле зрения Министерства, действуют также предприятия ведомств, общественных организаций, акционерных обществ, подразделения и участки оперативной полиграфии промышленных предприятий, научных и иных учреждений, банков, а также салоны-магазины полиграфических услуг.

В целях укрепления роли государственных электронных средств массовой информации, восстановления культурно-просветительной и воспитательной функции государственного телевидения Указом Президента от 25 августа 1997 г. «О совершенствовании государственного телевидения в Российской Федерации»3 учреждено государственное средство массовой'информации – общероссийский государственный телевизионный канал «Культура».

8 мая 1998 г. принят Указ Президента «О совершенствовании работы государственных электронных средств массовой информации»4. Его цель – составить конкуренцию коммерческим телерадиокомпаниям в проведении информационной политики. Указом предусмотрено создание на базе Всероссийской государственной телерадиокомпании (ВГТРК) единого производственно-технологического комплекса государственных электронных средств массовой информации, а также преобразование государственных телевизионных и радиовещательных компаний, имущество которых является федеральной собственностью, в дочерние предприятия ВГТРК.

Средства массовой информации приобрели исключительное значение не только в информировании своих зрителей, читателей, слушателей, но и в формировании общественного мнения, особенно в периоды перевыборов Государственной Думы и Президента. Качество информации и ее доступность, объективность и оперативность оказывают существенное воздействие на эффективность деятельности органов го

'• СЗ РФ. 1995. № 49. Ст. 4698.

2 СЗ РФ. 1995. № 45 Ст. 4312.

3 СЗ РФ. 1997. N» 35. Ст. 4054.

4 СЗ РФ. I998.N; 19. Ст. 2079.

сударственной власти, позволяют своевременно скорректировать избранные направления действий, отреагировать на вновь появившиеся обстоятельства.

Обеспечение высокого качества, оперативности сбора и распространения информации являются задачами Информационного телеграфного агентства России, а также Судебной палаты по информационным спорам при Президенте'. Важная роль в освещении деятельности органов государственной власти принадлежит Управлению пресс-службы Президента, основные функции которой определены Положением о ней, утвержденным Указом Президента от 21 апреля 1998 г.2

В области культуры и средств массовой информации активно действуют разнообразные организации творческих работников – творческие союзы, ассоциации, компании, комиссии и т.п. Государство обеспечивает социальную защиту творческих работников, не вмешиваясь в их деятельность.

Государственный комитет Российской Федерации по кинематографии (Госкино России), согласно Положению о нем, утвержденному постановлением Правительства от 26 июня 1998 г.3, является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством РФ межотраслевую координацию деятельности по вопросам, отнесенным к его ведению, а также функциональное регулирование в сфере кинематографии.

Госкино России действует совместно с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Федерации, в сотрудничестве с Союзом кинематографистов РФ и другими творческими союзами и общественными объединениями, а также с органами местного самоуправления.

Основными направлениями деятельности Госкино являются:

разработка проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов в области кинематографии;

разработка и реализация федеральных целевых программ в части, относящейся к сохранению и развитию кинематографии;

участие в разработке федерального бюджета в части расходов на кинематографию;

координация развития инфраструктуры кинематографии;

ведение Государственного регистра фильмов и выдача прокатных удостоверений на них в целях регулирования проката фильмов и показа

1 САПП РФ. 1994. № 6. Ст. 434.

2 СЗ РФ. 1998. № 17. Ст. 1913.

3 СЗ РФ. 1998. № 27. Ст. 3179.

фильмов на территории страны, защиты обладателей прав на фильм, определения возрастной категории зрительской аудитории;

содействие развитию образования в области кинематографии, кинематографической науки и подготовке творческих и инженерно-технических кадров;

разработка системы государственной статистической отчетности в области кинематографии, ведение реестра организаций кинематографии;

развитие международных связей в области кинематографии.

Актом государственного внимания к кинематографии стало постановление Правительства от 30 июля 1994 г. «О первоочередных мерах по реализации протекционистской политики Российской Федерации в области отечественной кинематографии»'. В постановлении признана необходимость обеспечения государственной финансовой поддержки ежегодно не менее 50 проектов производства и проката художественных кино- и видеофильмов.

С 1 сентября 1994 г. на территории Российской Федерации введен единый порядок учета входных билетов на коммерческие просмотры всех видов кино- и видеопродукции, проводимые предприятиями и организациями независимо от форм собственности. Это позволяет осуществлять инвентаризацию кинотеатров и киноустановок, поставить под налоговый контроль местных органов власти прокат кино- и видеофильмов.

С 1 сентября 1994 г. вступил в действие также порядок ввоза на территорию РФ кино- и видеофильмов, созданных в странах, не входящих в СНГ.

28 октября 1995 г. Правительством принято постановление «О мерах по сохранению и развитию проката отечественных фильмов и повыше-' нию уровня кинообслуживания населения»2. В нем предусматривается решение вопросов развития материально-технической базы киносети и кинопроката, пополнения фонда отечественных фильмов и их распространения за счет федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации, внебюджетных источников финансирования; создания нормативной базы тиражирования, распространения, проката и публичного показа фильмов; стимулирования работников кинопроката и киносети; сохранения фонда фильмов как национального достояния России; создания в регионах центров российской кинематографии.

Постановлением Правительства от 18 декабря 1997 г. утверждена Концепция развития кинематографии Российской Федерации до

1 СЗ РФ. 1994. № 15. Ст. 1794. - СЗ РФ. 1995. №45. Ст. 4315.

2005 года'. Начиная с 1998 г. обеспечивается последовательный переход от главенствующей сегодня формы бюджетного обеспечения производства, проката и показа отечественных фильмов к системе, сочетающей поддержку с инвестициями предпринимателей, различными формами банковского кредитования.

Федеральная архивная служба России (Росархив), согласно Положению о ней, утвержденному постановлением Правительства от 28 декабря 1998 г.2, является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области архивного дела и контроль за сохранностью, комплектованием и использованием Архивного фонда Российской Федерации.

В систему Росархива входят федеральные государственные архивы, научные и другие непосредственно подчиненные организации, а также органы управления архивным делом субъектов Федерации и подчиненные им учреждения.

Основными задачами Росархива являются:

организация и>обеспечение формирования сохранности и использования Архивного фонда РФ;

анализ состояния архивного дела, изучение тенденций и закономерностей, определение концепции и стратегии его развития с учетом региональных особенностей;

развитие и совершенствование совместно с федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации архивного дела и делопроизводства;

координация деятельности подчиненных федеральных государственных архивов, научных и других организаций, обеспечение их функционирования;

контроль за соблюдением законодательства в области архивного дела и другие задачи и функции, указанные в Положении.

***********************************

Наши рекомендации