Внешние проявления имиджа лидера – это суть отражения его внутреннего мира. И наибольшую важность имеют мысли и поступки лидера, а не его одежда или прическа.

17. Проблемы корпоративной идентификации

Идентификация как способ соотносить себя с «иным» важна для эффективного формирования имиджа. Имидж тем успешнее, гармоничнее, чем более адекватно соотносит человек себя и свою позицию с декларируемым организацией образом – имиджем. Идентификация важна как для внутреннего, так и для внешнего имиджа организации.

Имидж – это сложное социально-психологическое образование. Его формирование зависит не только от самой организации, но и от социального окружения. Имидж – не то, что делает организация, а то, что думают другие по поводу ее деятельности. Поэтому донести до общественности смысл деятельности организации, регулировать взаимодействие, гармонизировать его – важная составляющая в проблеме идентификации имиджа. В этом заключается важнейшая цель службы PR.

Можно выделить основные идентификационные функции, выполняемые этой службой:

Ø  установление доверия между организацией и общественностью, благодаря чему устраняются межгрупповые различия, уменьшаются коммуникационные барьеры;

Ø  узнавание, или ориентировка (в некоторых источниках – позиционирование), позволяющее отличать организацию по элементам её имиджа;

Ø  контакт или коммуникация, заключающаяся в непосредственных связях между организацией и различными социальными группами через СМИ, благотворительные формы или другие социально признаваемые формы деятельности;

Ø  приобщение организации к социальной среде для создания эффекта единства, причастности к общим проблемам.

Таким образом, благодаря PR продвигается социальный и бизнес-имидж организации, что особо важно для внешнего имиджа.

Персональная идентификация, важная для внутреннего имиджа организации, для поддержания внутреннего баланса, обеспечивается за счёт целенаправленной работы с персоналом по выработке и присвоению единых целей его движения, единых норм корпоративной культуры, определяется политикой и поведением лидера. Для успешной идентификации важен корпоративный дух, ощущение силы и уверенности, вселяемой в людей самой организацией и её руководителями. В персональной идентификации важны ощущения комфортности и надёжности у членов организации от того, что делается в ней. Достижение такого внутреннего согласия требует кропотливой и профессионально обеспеченной работы, для которой следует знать и владеть психолого-педагогическими технологиями идентификации.

18. Инструментарий имиджеологии: позиционирование

Имиджелогия, как и PR ищет наиболее эффективные методы воздействия на свою аудито­рию. Одним из них является выход на лидеров мнения, когда работа с 10-20% аудитории реально покрывает весь необ­ходимый массив. Не менее значимой является технология позиционирования, первоначально созданная для продажи и продвижения товаров на рынок. И в том, и другом случае мы действуем по принципу сужения (аудитории — в одном случае, характеристик объекта — в другом) с тем, чтобы сделать коммуникацию более эффективной, поскольку это даёт возможность сконцентрироваться на более узком участке коммуникативной цепочки.

Позиционирование мы можем представить себе как по­мещение объекта в благоприятную для него информационную среду. Чужой, неизвестный, незнакомый объект в принципе потенциально опасен для потребителя. Поэтому задачей ста­новится превращение его в знакомый и нужный. Позицио­нирование проходит под лозунгом: а что это дает ДЛЯ МЕ­НЯ. Дополнительным плюсом такого подхода становится включение наряду с рациональной такой же сильной эмоци­ональной составляющей, которая, как известно, не только обладает большей воздействующей силой, но и лучше запо­минается.

В качестве самых элементарных примеров позиционирования, с которыми мы сталкиваемся повсеместно, можно считать просто те или иные наименования. Очень сильна эмоциональная окраска слов, она гораздо сильнее рациональной составляющей слова.

Позиционирование можно представить себе как выпячи­вание в объекте тех характеристик, в которых наиболее за­интересован потребитель. Позиционирование должно также выражаться в том или ином лозунге, поэтому данное жесткое требование на объем сообщения также влияет на то, чтобы ограничиться при этом одной характеристикой. Позиционирование позволяет один и тот же факт пред­ставить в совершенно новой интерпретации, исходя из иной точки зрения.

Позиционирование в рамках практических можно предста­вить как серию из трех последовательных операций, в результате которых образ объек­та попадает к потребителю в наиболее эффективном виде:

1. Трансформация. Мы ограничиваем объект только теми характеристиками, которые интересны потребителю. Мы как бы трансформируем многообразие характеристик объекта строго до круга необходимых. Принципиальным при этом является точка зрения аудитории. По-иному мы можем обозначить этот процесс как отбор то, что необходимо передать аудитории.

2. Утрировка. Мы утрируем эти нужные нам характеристи­ки, полностью уходя от характеристик, которые не являются сильными с точки зрения потребителя. Мы даже не бу­дем ими заниматься, поскольку нас все равно переиграет на этом поле наш возможный оппонент.

3. Перевод. Дли усиления мы должны уметь как бы перевести предлагаемый круг характеристик для передачи иным каналом коммуникации. К примеру, как это передать визуаль­но, каким поступком, каким действием, каким жестом.

Позиционирование в целом следует толковать как по­рождение среды, благоприятной для объекта. Сохраняя объект, мы начинаем видоизменять среду, чтобы создать бо­лее благоприятные для него условия функционирования. Но подчеркнем, что это зависит от целей. Коммуникативной целью может также быть порождение негативного образа.

19. Инструментарий имиджеологии: манипулирование

Достаточно распространенным способом коммуникатив­ною воздействия, часто используемым интуитивно, является перенос внимания на другой объект. В ряде случаев необыч­ность этого объекта полностью затмевает актуальный объект.

Работа с массовой аудиторией все время сталкивается с проблемой обсуждения каких-то сенсационных фактов, заявлений и т. д., которые затем столь же благополучно исчезают из поля внимания. Под рубрикой "Имидж" "Комсомольская правда" (1997, 14 марта) поместила информацию о том, что созданная иммджмейкерская фирма «Группа 96», занятая формированием положительного имиджа Виктора Черномырдина, использует метод, названный "тактическим клапаном». Задача – переключение внимания с главных просчётов в действиях Черномырдина на второстепенные.

Здесь присутствует очень важный параметр манипулиро­вания, который выделяется многими исследователями — два уровня воздействия. Явный уровень выполняет функцию "легенды" или "мифа", маскирующего истинные намерения манипулятора. Скрытым уровнем является тот, на котором как факт воздействия, так и его цель тщательно утаиваются от адресата.

В ряде случаев в качестве манипуляции используется вы­дача якобы имеющихся планов противника по дискредита­ции оппонента. Преждевременное обнародование этих пла­нов лишает их реальной силы.

Человек лучше контролирует содержание, чем форму, часть ненужной инфор­мации как раз и будет попадать к аудитории через форму, а не через содержание. Эту систему сообщений, передаваемых формой, можно суммировать следующим образом:

- передавать уверенность в себе;

- не выдавать волнение;

- выглядеть искренним.

В ряде случаев возникает задача изменить образ политика, уже сформированный СМИ. Телевизионный образ может не работать на позитив так, как это требуется на данный момент. Телевизионный образ действительно может расходиться с естественным видом человека.

20. Инструментарий имиджеологии: мифологизация

Важным инструментарием имиджелогии является мифо­логизация. Это вновь попытка построения двойного сообще­ния, желание обойти фильтр аудитории, воздействовать на нее на подсознательном уровне. Эффективная коммуника­ция не столько задает новые сообщения, сколько подключа­ется к уже имеющимся в массовом сознании представлени­ям. Миф и архетип - это именно тот тип информации, который на глубинном уровне присутствует в каждом из нас, и задача состоит в том, чтобы активизировать эту символи­ку на выгодном для коммуникатора направлении.

Мифы отнюдь не являются приметой прошлого. Каждый из нас живет в рамках тех или иных мифов, часто даже не замечая этого. Приведем примеры таких мифов локального характера: отец — глава семьи, дети должны хорошо учить­ся, девочки так не поступают. Мифы задают правила уст­ройства нашего мира. А подобные правила есть всегда, поэтому мифы не являются приметой только древнего мира. Юрий Лотман как-то справедливо заметил, разграничивая миф и новость: миф рассказывает обо мне, новость — о дру­гих. Американцы живут в рамках мифологии, центрирован­ной на понятии свободы. Журналисты в рамках этой мифологии также предстают как "псы де­мократии". Мифологема "мой дом — моя крепость" не мог­ла быть представлена в нашей мифологии, поскольку государство не могло разрешить такого ограничения своего влияния.

Мифологизация является подстройкой под уже сущес­твующий в массовом сознании миф. Но в любом случае это ответ на возникший вопрос. Это уход от хаоса в сторону упорядоченной действительности. Человек, обрабатывая информацию, часто вносит в нее большую меру упорядоченности, чем это есть на самом деле. Мы изначально заинтересованы сделать окружающую нас действительность управляемой. Даже такой нарушитель упорядочен­ности, как анекдот, все равно строится на подтверждении нормы.

Набор окружающих нас ми­фов:

• партийные мифы (например, для партии зеленых это констатация по типу "травка зеленеет, солнышко блестит"без указания на то, какими способами современная цивили­зация может выполнить данное требование);

• государственные мифы (в рамках бывшего СССР такой мифологической составляющей были слова с первомайской открытки: "Мир. Труд. Счастье". Советская система акцен­тировала принципиальное внимание к каждому: "Молодым везде у нас дорога, старикам везде у нас почет". К числу из­любленных координат того мира принадлежал и акцент на партии типа "Слава КПСС", или акцент на фигуре Ленина, к примеру, "Ленин всегда живой". Сегодняшней координа­той становится расплывчатое слово "реформы", которое да­же трудно визуализировать, что именно должно за ним сто­ять);

• семейные мифы (например, "мужчина — защитник", "женщина — хранительница очага", хотя защищать в той же степени, как это было в прошлом, уже нечего, а очаг как та­ковой также существенно трансформировался в современ­ной жизни);

• детские мифы (в этот класс мы поместим мифологемы связанные с воспитанием молодого поколения, где будет от­мечена роль "волшебного слова" — спасибо, "честное сло­ми");

• исторические мифы (отражающие особую роль данного народа в мировой истории).

Принципиальные черты мифологического сообщения:

1. тематически мифологемы раскрывают нам устройство окружающего нас мира, что в результате позволяет сделать его гораздо более упорядоченным и понятным;

2. мифы задаются аксиоматически, в результате они не подлежат проверке на соответствие действительности. По этой причине несоответствие с мифом делает данный отрезок действительности дефектным, но не меняет сущности мифа;

3. миф задастся соответствием определенному высшему уровню, уровню целого, а не непосредственной действительности. Это и позволяет не проверять его на соответствие
действительности;

4. миф представляет собой особые условия коммуникации, поскольку в нём есть слушатель, но нет автора сообщения; также и по этой причине миф становится неопровержимым, так как не с кем спорить;

5. миф как бы останавливает время, не разрешая иные интерпретации мира, он фиксирует единственно возможный взгляд на мир.

6. миф можно рассматривать как определенный оператор универсальности, поскольку он подтверждается соответству­ющими фразами (типа "так все говорят, считают", "все так думают", "все знают это").

По ряду этих причин высшим уровнем работы имидж­мейкера является подключение к уже существующему в мас­совом сознании мифу, поскольку его не следует вводить как новую информацию и невозможно в принципе опровер­гнуть.

Распространённые мифологические сюжеты:

Сюжет "Из грязи в князи" — типичное движение для лидера, который поднимается с самого низа, несмотря на сопротивление своей среды, поднимается на самый верх ка­рьеры и руководит остальными. Эта модель характерна и для Линкольна, и для Клинтона, последний рос в семье без отца с пьяницей-отчимом. Все советские и постсоветские ли­деры также прошли именно такой путь с самых низов.

Сюжет "Из князя — в грязь". Именно по этому сюже­ту прошел Б. Ельцин, прежде чем вновь поднялся на Олимп власти. Снятому и гонимому Ельцину легче удалось завое­вать голоса своих избирателей. По этой модели двигались и диссиденты, когда они шли в народные депутаты. Это то же символическое перемещение ребенка из знатной среды в незнатную.

Классификация мифологических образов:

1. Покровитель. Это образ Б. Ельцина, который реализуется как добрый защитник нуждающихся, постоянно отдающий приказы о выплате всех задолженностей по зарплате и пен­сиям.

2. Хозяин, или Господин. Это роль А. Лебедя, который обе­щает разделаться со всеми взяточниками и хапугами.

3. Виртуоз, или Ловкач.В качестве примера можно привести Владимира Жириновского, который прекрасно умеет заво­раживать публику.

4. Дьявол. Роль, являющая олицетворением зла и противопоставленная Покровителю. На эту роль в президентской кампании 1996 г. усиленно выводили Г. Зюганова.

5. Рыцарь. Это тот, кто сначала делает, а потом думает. Он очень хорошо смотрится в критической ситуации. А в мир­ной, спокойной ситуации "отлеживается в берлоге". Это Бо­рис Ельцин, который лучше смотрится на танке, чем за письменным столом.

6. Хозяин. Хозяин должен не просто вести будничную рабо­ту, а совершать зрелищные действия, приводящие к гигант­ским результатам. Хозяину народное сознание готово прос­тить те или иные грешки. Рыцарь в этом плане как бы барский образ, а Хозяин — вполне свойский. В качестве пре­тендента на эту роль можно назвать Юрия Лужкова.

7. Аскет. Образ аскета всегда был привлекательным для на­шей ментальности. Все советские лидеры шли по этому пути. Мыслитель. Сразу отметим условность этого обозначе­ния. В противоположность Рыцарю Мыслитель только ду­мает и ничего не делает. Это Михаил Горбачев.

8. Романтик.Он никогда не приживется в высших эшелонах власти, поскольку все хочет делать как бы от души. Роман­тик — пришлое существо, и постоянно выпадает из коляски. Все хорошие качества романтика (честность, интеллект и т.д.) не помогают, а мешают ему. Это Андрей Сахаров.

9. Профи. Под ним мы понимаем равномерное сочетание думания и делания. Пока таких нет в списке первых лиц.

Минусом такой классификации все же является очень сильная привязка к имеющемуся в России набору действующих лиц. Она как бы создана не дедуктивно, не из набора характеристик, а, отталкиваясь, из ряда существующих характеристик.

Мифологизация образа политика вытекает из того, что работа происходит с массовым сознанием. Массовое созна­ние приемлет только четкие картины. При этом достаточно часто происходит "перевод" на картинки упрощенного по­рядка. Так, Кравчук стал "хитрым лисом", Ельцин воспри­нимается в мире как "русский медведь". На самом деле это не совсем внеш­ние параметры, они в сильной степени задают и тип пове­дения, свойственный тому или иному лидеру. Введение по­добных символических интерпретаций существенно облегчает для массового сознания восприятие образа поли­тика, делает его более понятным и предсказуемым. Массо­вое сознание принципиально заинтересовано в упорядочивании окружающего его мира.

Мифологизация опирается на точки замедления действи­тельности. Это прошлое или будущее. Отнюдь не случайно советская действительность опиралась на мифологизацию Октября 1917 г. (прошлой точки) или "Вперед к победе ком­мунизма" (будущей точки). Это "остановленные" ситуации, которые могут служить опорой для интерпретации вечно из­меняющейся действительности. При этом данное "замедле­ние" произведено чисто искусственно, только так можно за­тормозить ситуацию для выработки в ее рамках мифа. Подобная "остановка" также позволяет использовать еще одну характеристику мифа - его черно-белый характер. Лю­бой движущийся объект не может быть столь однозначным.

Информация должна облекаться в определенные формы для ее более эффективного усвоения. Такой типичной фор­мой является миф (сказка), поскольку это многократно про­веренный метод введения информации. Вероятно, он также соответствует определенным структурам самого головного Мозга человека. Если эти структуры совпадают, эффектив­ность усвоения информации повышается.

21. Инструментарий имиджеологии: эмоционализация

Очень важным является правильное соотношение рацио­нальных и эмоциональных составляющих воздействия. Пись­менный текст, на который мы все ориентированы, лишен примет эмоциональности, которая по сути выступает основ­ной составляющей воздействия, поскольку в процессе его прочтения требуется совершить перевод текста с языка ра­ционального на язык эмоциональный.

Эмоционально окрашенная информация легче проходит фильтры аудитории и лучше запоминается. Она как бы более живая, потому воспринимается понятной и знакомой. Разговор о НАТО занимает далекий полюс, а рассказы о любовницах Клинтона — близкий.

Механизм воздействия на человека. Переориентация на язык и цели аудитории, то есть максимально разумная стра­тегия с точки зрения говорящего, если перед ним стоит за­дача понравиться аудитории. Происходит слияние с аудито­рией. Но, собственно, это имеет место и в случае харизматического вождя, где, наоборот, аудитория сливает­ся с атмосферой вождя.

Пути перехода эмоций в сообщения:

1. конкретизация — рассказ о конкретном объекте может стать главным источником эмоций. Например, рассказ о де­вочке Маше изначально выгоднее в этом плане, чем повес­твование о всем народе. В последнем случае мы переходим в патетику, которая вызывает отторжение у аудитории.

2. сопереживание – так мы обозначим подстраивание под чужую эмоцию. В штате Никсона был человек, собиравший реальные ситуации из его жизни. Подобные понятные факты легко переводятся в разряд "своих" эмоций.

3. заимствование чужих эмоций — это отсылка на чужие победы, чтобы сделать их своими. Так, Социал-демократическая партия Украины (объединенная) символически связала себя с киевским "Динамо", чтобы иметь возможность опираться на его победы.

Эмоции лучше запоминаются, лучше принимаются, поэтому любое сообщение, несущее эмо­циональную информацию, весьма важно для воздействия.

22. Инструментарий имиджеологии: вербализация

Имиджмейкер умело вербализует действительность. Это очень важно, когда лидер может ярко и красочно описывать ситуации. Ведь в этом случае он не нуждается в "дополни­тельном проталкивании" своего мнения в прессе, которая сама радостно подхватывает удачные выражения.

Вербальные лозунги становятся основным компонентом любой избирательной кампании. Эти лозунги должны удов­летворять двум типам требований: с одной стороны, они должны опираться на символизм партии, с другой стороны, отразить основные проблемы, существенные на тот момент для населения.

Характерное слово реально выступает в виде вершины айсберга, разрешая или запрещая то или иное развитие си­туации. Смена ключевого слова, появление нового контекста может четко отражать смену ситуации в реальном мире, тем са­мым слово становится индикатором нового развития ситуа­ции.

Имиджмейкер может направлять вербализацию в нуж­ную сторону, когда необходимо скрыть реальное положение вещей. Он также делает подобное, когда следует вербализо­вать представления самих людей, вложив эти слова в уста лидера или лозунг партии. То есть мы видим два основных момента использования слова:

1. увод от реальной ситуации. Слово не только описывает ситуацию, слово может фор­мировать саму ситуацию. Для этого используются новые вербализации для уже известных ситуаций. Таким образом, с точки зрения денотации (реальной си­туации) одно и то же явление называется по-разному. На­пример, не министерство войны, а министерство обороны. Запрет на употребление слов создаёт управляемый настрой общественного мнения. Также тревожная информация по одному каналу опровергается успокоительной по другому, для чего тревожное содержание подаётся с милой улыбкой. Таким путём опровергаются многие негативные тенденции, когда их начинают комментировать вполне разумно, сдержано и добропорядочно, а не тупо отрицать.

2. присоединение к мнению аудитории. Например, обращения Б. Клинтона пишутся на основе тех слов, с которыми к нему обращаются в письмах в Белый дом. Тем самым достигается максимальная согласованность с электоратом. Оказать может иерархия человеческих потребностей, предложен­ная американским психологом А. Маслоу . Эта иерархия строится таким образом, что удовлетворение выс­ших ступеней возможно лишь тогда, когда происходит удов­летворение потребностей более низкого уровня:

1. физиологические потребности. Первые потребности, кото­рые следует удовлетворять раньше других, включают в себя: еда, вода, кров и секс.

2. Безопасность. Нам необходимо чувствовать себя в безо­пасности, ощущать возможность контроля над ситуацией.

3. Любовь. Люди чувствуют себя недостаточно уверенными, пока они не найдут себе пару. Мы хотим принадлежать се­мье, друзьям, любовникам. Это определенный переход от индивидуального атома к социальной молекуле.

4. Признание. Нам необходимо признание и восхищение других, из-за этих честолюбивых желаний мы напряженно трудимся, получаем дипломы, зарабатываем медали.

5. Самоактуализация. Эта потребность замыкает список, поскольку касается самых долговременных целей, которые рассчитаны на полное использование нашего потенциала.

Построение текстов, рассчитанных на восприятие ауди­тории, несомненно, должно учитывать удовлетворение этих потребностей, поскольку именно они в сильной степени предопределяют наше поведение.

Следует отметить одну существенную деталь: тексты для первых лиц создаются целыми группами достаточно подго­товленных интеллектуалов. И лидер лишь "озвучивает" их, выступая в западной терминологии в роли "аниматора".

23. Инструментарий имиджеологии: замена целей

24. Инструментарий имиджеологии: опрос общественного мнения

Реаль­но точкой отсчета любой кампании как разявляется опрос общественного мнения. Следует подчеркнуть и воздейству­ющую роль опросов.

Функции опросов:

1) Опросы дают возможность установить, что именно, волнует в первую очередь избирателей на данный момент.

2) Опросы дают возможность установить сильные и сла­бые стороны оппонента.

3) Опросы идентифицируют те подгруппы избирателей, с которыми следует работать в первую очередь.

Задача организации (компании, партии, политика, лидера)состоит в том, чтобы строить свои тексты с опо­рой на базовые ценности, а не на вытекающих из них проб­лемах. Избирательные тексты, учитывающие этот уровень, могут эффективнее захватывать свою аудиторию. Стратегия кампании в сильной степени опирается на результаты работы по опросу общественного мнения. Опросы помогают четко определить целевую аудиторию.

В целом опрос выступает не только как элемент анализа, но и как инструмент воздействия, формируя общественное мнение в ту или иную сторону.

Опросы могут действовать на респондентов опосредованно, через лидеров мнений, то есть они сами могут и не верить опросам, но зато они с доверием относятся к словам лидеров мнений, которые, в свою очередь, будут верить опросам

25. Инструментарий имиджеологии: визуализация

Важной особенностью имиджелогии должно быть приз­нано воздействие сразу по нескольким каналам. И самым важным из них является отнюдь не вербальный, а визуаль­ный. Визуальные появления нет не­обходимости пояснять, они влияют на человека вне его соз­нания.

Если в стуации стабильной символизации существует тенденция визуализировать себя в приближенном положении по отношению к аудитории, то в ситуации утверждающейся символизации действуют обратные тенденции — возвышения.

Именно из-за значимости этого канала все символы государства в первую очередь носят визуальный характер. Герб. Флаг. Портрет главы государства. Смена власти сразу же отражается в смене визуального поля. Визуальное поле очень чутко реагирует на изменения поля политического.

При изменении статуса человека он тоже внешне меня­ется. Постоянность той или иной функции как бы закрепляется во внешнем облике человека.

Многоканальность воздействия впервые была включена в свои коммуникативные технологии религией.

Визуальный образ должен коррелировать с образом собе­седника. В зависимости от своего внешнего вида че­ловек и чувствует себя по-другому. Визуальный образ не должен сильно отличаться от того, что реально видит избиратель. Нельзя нарушать общий закон: следует не уходить от населения, а, наоборот, изо всех сил стараться сблизиться с ним. Так, к примеру, лидер лейбористов Тони Блэр в интервью газете "Сан" говорит, что чувствует себя неуютно в пиджаке и галстуке.

Визуальный облик человека сохраняется неизменным и не должен разрушаться. Так, облик Черчилля с сигарой, как оказалось, был несколько условен: он постоянно держал в кармане наполовину потушенную сигару, которую тут же де­монстрировал, когда оказывался объектом внимания репор­теров. В ряде случаев давление норм поведения на внешний вид человека может быть ослаблено или усилено.

Визуальный облик должен коррелировать со многими из вышеотмеченных характеристик с тем, чтобы соответствие образу было полным.

26. Психологические особенности визуальной коммуникации

Телевидение занимает первое место среди всех средств коммуникации по таким параметрам, как человеческий ин­терес, контекстуальная информация и помощь в понимании. ТВ получило оценку 5,5 по семибальной шкале.

Телевидение создает ощущение синхронности с событием, которое не достигнуто нигде более. СМИ все время стреми­лись к сокращению времени между событием и его освеще­нием. Но газета представляет освещение событий вчерашне­го дня, какие бы ухищрения ни предпринимались по этому поводу. Свести этот разрыв к нулю может только телевидение.

Телесобытие воспринимается аудиторией как более дос­товерное еще и потому, что визуальная коммуникация не учитывает наличие фильтров в виде режиссера, оператора, редактора. Зрителю же кажется, что он видит само событие, к которому никто не прикоснулся. Печатная информация с с этой точки зрения уже не само событие, а описание его. В случае телевидения имеет место феномен совмещения события и описания.

Телевидение, в сравнении с газетой, дает также большой набор лишней информации. Особенно это заметно в случае прямых репортажей. Сопоставляя их с просто телевизионны­ми новостями, можно увидеть массу иной информации, ко­торая в противном случае не попала бы к нам. При встрече официальной делегации мы видим, кто с кем говорит, кто курит, кто как одет. Автор (говорящий) входит в процесс коммуникации наравне с сообщением, в ряде случаев он пе­ресиливает произносимые слова. Д. Рисмен писал о смене героики эпохи в связи со сменой основного канала коммуни­кации. Если раньше это были лидеры производства, то сегодня на первое место вышли лидеры досуга, лидеры пот­ребления (актеры, режиссеры, поп-певцы и т.д.).

Пользуясь классификаций К. Юнга, можно утверждать об определенном переходе от интровертных СМИ к экстравертным, хотя он не говорил о СМИ. К. Юнг утверждает, что "экстравертный чувствующий тип больше всего подавляет свое мышление, потому что мышление скорее всего способ­но мешать чувству". По су­ти, это более эффективный способ социального управления, где все заключено во внешних параметрах, а их вполне мож­но контролировать. Здесь нет мышления, здесь нет сообще­ния как чего-то нового, а только напоминание, активация того, что уже присутствует в человеке в свернутом виде.

Д. Дайян и У. Катц проанализировали электронные це­ремонии, т.е. вынесение на экран церемоний, которые явля­ются чем-то средним между спектаклем и празднеством. Це­ремония в качестве важного своего аспекта включает реакцию аудитории. Авторы анализировали "королевскую свадьбу" — Дианы и Чарльза. Интересной семиотической особенностью в ней было использование "символов симво­лов" — бумажных флажков, бумажных полицейских шлемов, как бы отражающих реальные символы — флаги и шлемы. Реакция аудитории демонстрировала харизматическую леги­тимизацию данного события типа приветствия флажками официальных символов. Авторы предлагают модель "зара­жения", когда вся Англия охватывается единым событием. Телевидение сегодня стало главным инструментарием создания публичности.

27. Модели визуальной коммуникации

Модель М. Маклюэна

Маршалл Маклюэн предложил два центральных пред­ставления. С одной стороны, определяющая значимость формы коммуникации. В его словах это звучит как "среде тво есть сообщение" ("the medium is the messege"). При этом содержанием одного средства становится другое средство. Например, содержанием письма является речь. Он также разделил масс-медиа на два класса: горячие и холодные. Го­рячее средство доводит использование одного органа чувств до максимума. Соответственно, в случае горячего средства требуется меньшая включенность, в случае холодного — большая.

Маршалл Маклюэн считал телевидение и телефон холод­ными средствами, а радио и кино — горячими средствами коммуникации. Соответственно, большинством телезвезд явля­ются мужчины, то есть "холодные характеры", тогда как большинство кинозвезд — женщины, поскольку они могут быть представимы как "горячие характеры". Холодное средство заставляет получателя информации про­делать гораздо большую работу, чем горячее средство.

Печать он считает горячим средством, которое проециру­ет тексты автора в публику так, как это делает кино. Руко­пись была холодным средством и не проецировала автора. В телевидении нет того требования четкости речи, которое есть в театре.

Модель Р. Арихейма

Р. Арнхейм посвятил свои работы психологии восприя­тия визуального искусства. Он говорит об особой роли левой стороны, поскольку мы "чи­таем" картину слева направо. Сходное явление наблюдается в театре. "Левая сторона сцены считается более сильной. В группе из двух или трех актеров тот, кто стоит с левой сто­роны, будет в данной сцене доминировать".

Любое визуальное изображение в сильной степени сим­волично. В период раннего христианства человеческое тело считалось воплощением греха. Поэтому оно особым образом использовалось для изображения духовной жизни.

Модель К. Метца

Кристиан Метц, как и другие специалисты по семиотике кино, отталкивается от структуры языкового плана. Уже структуру киноязыка он представляет в качестве тех или иных "отклонений" от данной базовой структуры.

Модель Дж. Фиске

Дж. Фиске предложил интересную семиотическую тео­рию телевидения. Отталкиваясь от бартовской теории мифа, он анализирует миф, который телевидение создает об армии. Миф активирует представления об армии как о наших пар­нях, профессионалах, вооруженных самой новой техникой.

Миф о тренированных людях реализуется через показ строя солдат, которые движутся в строго определенном по­рядке, с четко обозначенной целью. Зритель сразу ощущает наличие у них особого поведения.

Третий технологический аспект армейского мифа — это демонстрация вертолета и определенного тезауруса войны — автоматического оружия, бронетранспортеров.

Весь этот набор визуальных знаков ведет нас к единому пониманию мифа об армии.

Аналогично свой тип модели мира вводит телевизионная реклама.

Дж. Фиске считает, что массовая культура подчеркивает существующие социальные различия между людьми, что в определенных условиях может способствовать перераспреде­лению власти, хотя бы на микрополитическом уровне. Популярная культура работает на уровне ежедневной реальности, которую недооценивают теоретики.

Следует также подчеркнуть, что Дж. Фиске в массовой культуре на одно из первых мест выводит ее траислятивный характер.

Транслятивность реализуется в процессах повторения и сериалъности. То есть главным становится интертекстуаль­ное, а не собственно текстуальное значение. Отсюда вытека­ет смена центрального объекта массовой культуры.

В своей более ранней работе, посвященной телевидению (в соавторстве с Дж. Хартли), Дж. Фиске говорил о том, что телевидение выполняет функции барда в современном об­ществе (бардическая функция). Он видит ее по следующим причинам. Во-первых, классический бард использует все ре­сурсы языка, являясь его медиатором, переводя ежедневные проблемы в стихотворную форму. Сходным образом телеви­дение переводит наше ежедневное восприятие в свою фор­му. Во-вторых, структура этих сообщений организована вок­руг потребностей культуры. Это не отражение потребностей исполнителя или текста. Авторство стирается у барда или шамана. То же происходит и с телевизионным сообщением, которое переводится в коды аудитории. В-третьих, бард стоял в центре своей культуры, что и было повторено теле­видением. В-четвертых, бардическая культура носит устный характер. Коды письменные обладают достаточно сложным характером. В-пятых, роль барда позитивна и динамична, его задача — поставить в центр бытия данную аудиторию и данную реальность. По этой причине некоторые характерис­тики в повествовании автоматически становятся централь­ными.

Телевидение, как и бард, занято вводом зрителя в доми­нирующие культурные ценности, показом того, что его ста­тус и идентичность гарантируется его культурой.

28. Имиджевые стратегии

Имиджевая стратегия предполагает разработку стратегического имиджа кандидата, поскольку он является одним из важнейших инструментов управления электоральным поведением избирателей.

Построение имиджевой стратегии производится через определение основных характеристик кандидата как политического деятеля и возможные методы его донесения до избирателей. Имиджевая стратегия включает в себя личностные и социальные качества кандидата, соотнося их с конкретной политической ситуацией и особенностями менталитета избирателей.

При разработке имиджевой стратегии кандидата также большая часть уделяется деятельностной компоненте имиджа, подразумевающей формирование имиджа политика через его социально-политическую деятельность.

29. Составляющие компоненты фирменного стиля

Понятие «фирменный стиль» еще не очень прочно вошло в обиход, и часто его упоминание может вызывать недоумение несведущих людей, а также у людей может возникать вопрос о целесообразности

Наши рекомендации