Права женщин в контексте русской культуры
Возникновение нового отношения к женщине в западном обществе, зарождение феминистского сознания, появление женщин необычного типа — все эти признаки нового времени уже в начале XIX века стали известны в России.
А.С. Пушкин первым вступает в спор со своим веком о праве женщины на свободу, о ее способности к нравственному выбору и поведению. Его Татьяна Ларина — идеальный образец русской женщины, личности нравственной, ответственной за себя и свои поступки, самая совершенная героиня нашей литературы. Пушкину же принадлежит заслуга историка нравов, ранее других засвидетельствовавшего сдвиги в сознании русских женщин, изменений в их вкусах и предпочтениях. «Не смешно ли почитать женщин, которые поражают нас быстротою понятия и тонкостью чувства и разума, существами низшими в сравнении с нами! Это особенно странно в России, где царствовала Екатерина II и где женщины вообще более просвещенны, более читают, более следуют за европейским ходом вещей, нежели мы, гордые Бог ведает почему».
Десятилетие спустя история заставила пушкинских героинь выдержать серьезное испытание, когда сложился определенный нравственный канон, исполнения которого с этого времени стало ожидать от женщин общество. Наступил роковой для России 1825 год. Женщины не вышли на Сенатскую площадь, но они сумели понять и поддержать своих братьев и мужей в трудные дни расправы над декабристами. Самые верные отправились вслед за ними в страшную сибирскую ссылку, а оставшиеся хранили память и об этих женах, и об их мужьях, что тоже требовало гражданского мужества. Позднее справедливо скажут, что декабрьское восстание выиграли женщины, выиграли, не бунтуя, не протестуя, а исполняя долг, следуя своему традиционному назначению. На этой основе в общественном мнении возник характерный для России, чуть ли не по сей день своеобразный «архетип» женского героизма (как нормы долженствования) — героизма самоотречения, на который натолкнется русский феминизм, русское женское движение.
Более распространенной в России была другая трактовка женского долженствования, связанная с образами героинь Л.Н. Толстого. Согласно этой трактовке женщина тем совершеннее, чем меньше в ней личностного начала, чем полнее она способна раствориться в детях, в муже, в семье. Толстой убежден, что «идеал совершенства женщины не может быть тот же, как идеал совершенства мужчины».
Между этими двумя подходами к женщине и к отношениям между полами, между этими двумя нормативными полюсами русского общественного мнения, а точнее даже, в создаваемом ими поле напряжения, в России в середине XIX века возникает феминизм, складывается русское женское движение.
Модернизация в самом широком смысле этого понятия — центральная проблема России на протяжении всего XIX века вплоть до 1914 года. Реформирование — освобождение от рабства миллионов крестьян, освоение новых экономических отношений, развитие промышленности, земского и городского самоуправления, судебная реформа, рост народного образования.
Начиналось и втягивание женщин в общественное производство. На первых порах речь шла о «дворянском» и «разночинном» женском «пролетариате», т.е. о девушках из стремительно разорявшихся дворянских семей и представительницах разраставшегося разночинного слоя, вынужденных зарабатывать себе на жизнь самостоятельным трудом, которых Л.Н. Толстой воспринимал в категориях «не нашедших мужа» и «отрожавших женщин». Именно эти «благородные девицы» вошли тогда в число «новых» русских людей, готовых служить России, но не прислуживать власть имущим. Они-то и стали основательницами женского движения в стране. Благодаря усилиям этих сподвижниц, к началу XX века Россия стояла на одном из первых мест в Европе по числу женщин, получивших высшее образование. Беда была в том, что власти не доверяли этим женщинам, как не доверяли всем мыслящим, образованным людям, обладавшим повышенной чуткостью к общественным проблемам.
Феминизм довольно быстро и легко распространялся в передовом российском обществе примерно с середины XIX века, причем в основном в гуманистической своей версии, и никогда не впадал в крайности вроде объявления «войны полов». Уже на рубеже 50—60-х годов передовое русское общество, которое к тому времени стало определять вкусы, предпочтения, даже вырабатывать нормы социальной жизни, полностью стояло на стороне женской эмансипации, женского движения. Автором первого манифеста русского феминизма стал литературный критик М.Л. Михайлов, первым горячим проповедником женского образования — знаменитый хирург Н.И. Пирогов, его поддерживали такие крупные ученые, как И.М. Сеченов, П.Ф. Лесгафт, Н.И. Костомаров. Уже на рубеже XIX—XX веков представители русской философии развернули тему шире и повели спор о «тайне пола», тайне жизни, смерти, любви, о преходящем значении патриархатного деления социальных ролей на «мужские» и «женские», о конечной андрогинности совершенного человека.
В этом высоком философском споре речь шла о процессах эмансипации, или автономизации, как об освобождении каждого человека от «рабства принуждающей объективности», «от власти общего, родового», оформленного в нормы патриархата, и, что особенно важно, об освобождении через любовь, посредством любви — духовной и телесной.
Русский феминизм, русское женское движение развивалось не в горниле буржуазной революции, а только на подступах к ней, растянувшихся на добрые полвека, что осложнило развитие женского движения. Мешало, и само положение феминизма в освободительном движении страны. Женское движение входило в него составной частью, но отнюдь не самой важной. И вопросы решало, как тогда полагали, не самые важные. Самым важным считалось освобождение России от феодально-абсолютистского строя. Освобождение как можно более быстрое, полное, радикальное, а взамен него — построение нового общества, общества подлинного равноправия и свободы. Русский максимализм, устремленность к концу — черты русского характера, подмеченные Н. Бердяевым, — в полной мере давали о себе знать в освободительном движении. Женщины шли в него потоком, и потому, что оно обещало им личное, женское освобождение и потому, что оно обещало освобождение России.
Революционный радикализм также можно считать особым фактором, воздействовавшим на женское движение страны. Уже в 70-е годы XIX века женщины, по самым приблизительным подсчетам, составляли пятую часть активистов революционного крыла демократического движения. Эта доля оставалась почти неизменной на протяжении всего XIX века. Советская историография доказывала, что женщины-революционерки были наиболее последовательными сторонницами равноправия полов — ведь они добивались «равного с мужчинами права на каторгу и смертную казнь». История женщин в революционном движении была достаточно полно освещена в этой историографии.
В тени оставался умеренный, либеральный поток женского движения, который собственно и решал его задачи. Медленно, постепенно, но успешно. В начале XX века в передовом слое русского общества женщины чувствовали себя не менее полноценными людьми, чем мужчины. Во многом благодаря усилиям первых русских феминисток — Надежды Васильевны Стасовой, Анны Павловны Философовой, Марии Васильевны Трубниковой и многих-многих других их сподвижниц.
Перемены в нравах, в нормах поведения — процесс долгий и сложный. Русские феминистки сумели воздействовать на него уже в первый период развития женского движения — от реформы 1861 года до революции 1905 года. Это было время, когда женское движение вставало на ноги, приспосабливало общие установки и задачи феминизма к конкретной ситуации в России, когда решались самые практические и самые насущные вопросы женского труда, его оплаты, образования; когда женщины учились поддерживать друг друга в коллективных действиях — в ассоциациях, артелях, группах, коммунах.
К началу XX века почти во всех больших городах России существовали женские курсы, как высшие, так и медицинские, также политехнические,
сельскохозяйственные, архитектурные др. Они были основой образования для женщин.
Революция 1905 года совершенно изменила ситуацию в стране. Мужская половина населения после публикации Манифеста 17 октября получила определенные гражданские и политические права и свободы. Женщины гражданского признания не получили. И сразу же начали требовать, добиваться его. К этим требованиям они были подготовлены всем предыдущим опытом. С этого момента наступает второй период в развитии женского движения — период его организационного оформления.
Это пора его зрелости, правда, недолгая — с 1905 по 1917 годы. Женское движение крепнет за счет расширения и обновления социальной базы. В России набирает силу промышленная революция, появляется настоящий женский пролетариат, который также, как прежде, осваивает идеи феминизма. Женское движение становится гораздо более разнообразным, многосоставным, усложняются его идейные формы. Однако цель у всех его потоков одна — уравнивание женщин в гражданских и политических правах с мужчинами перед лицом закона. Подшивки газет того времени рассказывают о женских митингах и собраниях, о заявлениях и требованиях политического равноправия, которые служили основой организационного оформления женского движения той поры.
Кульминационным моментом развития женского движения в эти годы стал 1 Всероссийский женский съезд — событие уникальное в общей истории женского движения России. Это свидетельство зрелости женского движения, несмотря на все его своеобразие, обусловленное российским традиционализмом, свидетельство накопления в нем норм, идей, ценностей, свойственных уже не традиционным, а либерально-демократическим порядкам и отношениям.
Съезд проходил в Санкт-Петербурге с 10 по 16 декабря 1908 года. Задача съезда: представить картину деятельности женщин в сферах общественной, просветительско-научной и экономической, содействовать объединению женщин в одном стремлении — к завоеванию прав.
Здесь важно подчеркнуть, что в канун революции 1917 года в России шел процесс накопления социальных и культурных сил для либерально-демократической модернизации страны, и женское движение принимало в нем активное участие. Оно обеспечило такой запас прочности идеям, требованиям и лозунгам, под которыми выступало, что заставило новую власть, возникшую в ходе революции, считаться с этими идеями и даже включить их в программу построения нового общества.