Своеобразие русской литературы XVIII века, её место в истории русской культуры. Периодизация.

Новая русская литература зарождается еще во второй половине 17 века. Получают все большее распространение светские повествовательные жанры, появляются первые театральные пьесы, складывается система виршевого стихотворства.

Петровская эпоха по самой сути происходящего в культурной жизни соотносится с европейским Ренессансом. Мы привыкли видеть в Ренессансе прежде всего торжество эстетического начала, расцвет искусств, высвобождение человека от сковывающих его церковных идеологических пут. Ничего этого в России начала 18 века не было, кроме, пожалуй, специфического «высвобождения». Ренессанс (будь то европейский или российский) связан с окончательным обмирщением культуры, в чем усматривается явный прогресс. Идеал личности в новое время был связан с индивидуальной неповторимостью, с сильной волей в стремлении к поставленной цели, которая нередко определяется понятием выгоды, эгоистического интереса.

Данными мировоззренческими установками и определяется

СВОЕОБРАЗИЕ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 18 ВЕКА.

Размежевание духовной и светской литературы имело результатом появление первого литературного метода и направления – «классицизма». Надо сказать, что само понятие «литературное направление» появляется не раньше 19 века, так же, как и термин «классицизм». Но это не единственный метод и направление в русской литературе 18 века. Конец 18 века дает сентиментализм, затем - просветительский реализм. Каждый метод отражал определенную систему ценностей.

Так, идейно-эстетической основой классицизма являлось утверждение о том, что именно государство является высшей не только политической, но и моральной ценностью. А из 3-х составных души человека (разум, чувство, желание) абсолютизируется разум. Сконцентрированность на чувстве приводит и к новому направлению – сентиментализму.

Каждое новое направление определяет и свою систему жанров (так, в сентиментализме – это повесть, путевые записки, эпистолярные жанры) и особенности языка и стиля.

Для русской литературы 18 века характерно бурное развитие поэзии. Уже в первой трети века осуществляется реформа русского стихосложения (В.К.Тредиаковский, М.В.Ломоносов). Развитие театра вызвало и бурный всплеск драматургии (А.П.Сумароков, Я.Б.Княжнин, Д.И.Фонвизин).

В течение всего 18 века идет формирование русского литературного языка, которое к началу 19 века было завершено (доказательством может служить творчество А.С.Пушкина).

В этот период происходит также активное освоение светских жанров литературы(светские повести, плутовские романы и т.д.). Отмечается достаточно частое обращение авторов к русской национальной истории.

При этом за бортом литературы не остаются духовные проблемы, свидетельством чему является жанр духовной оды, занимающий видное место в творчестве известных поэтов 18 века (Сумарокова, Ломоносова, Державина).

ПЕРИОДИЗАЦИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 18 ВЕКА

Проблема периодизации русской литературы 18 века до сих пор не может считаться решенной. Оптимальным критерием периодизации является соотношение внутренних закономерностей литературного процесса с циклами общественно-исторической национальной жизни.

История русского 18 века предстает в виде следующих периодов:

1. Царствование Петра I (1700-1725).

2. Царствование Анны Иоанновны, племянницы Петра I (1730-1740).

3. Царствование Елизаветы Петровны, дочери Петра (1741-1761). На

4. Царствование Екатерины II (1762-1796).

5. Царствование Павла I (1796-1801).

Этим периодам русской истории соответствуют следующиеСТАДИИ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОЦЕССА:

ПРЕДКЛАССИЦИЗМ - ЛИТЕРАТУРА ПЕТРОВСКОЙ ЭПОХИ (1700-1725).

Литература первой трети 18 века (1700-1730). Момент перехода от традиций русской средневековой книжности к словеской культуре общеевропейского типа. В культуре Петровской эпохи господствует так называемый «панегирический стиль», порожденный пропагандистским пафосом культурных деятелей эпохи государственных преобразований и стремительным усвоением символики и образности европейского искусства. Наиболее заметная фигура этой эпохи – Феофан Прокопович, основоположник ораторского светского красноречия. На исходе этого периода начинает свою деятельность А.Д.Кантемир, в сочинениях которого уже намечено движение к классицизму.

Наши рекомендации