Характерные черты русской философии. Особенности формирования и развития русской философии в контексте своеобразия исторического пути России обусловили ряд ее характерных черт.

1) антропоцентризм. Тема человека, его судьбы, призвания и предназначения является ключевой в русской философии.

2) Нравственный аспект. Проблемы нравственности всегда составляли главное содержание русского философского мышления.

3) Глубокий интерес к социальной проблематике. Философские концепции русских религиозных мыслителей всегда были связаны с конкретной социально-политической ситуацией в стране.

4) Идея патриотизма. Тема Родины, судьбы России, ее места и предназначения в мировом сообществе является одной из центральных для русской философской мысли.

5) Религиозный характер. Религиозное направление в русской философии на протяжении всей истории ее развития было самым богатым и значительным в идейном отношении.

6) Синтез философского и литературно-художественного творчества. Художественная литература играла огромную роль в выражении философских идей в России, была сферой философских размышлений и закрепления философских традиций. Творчество А.С. Пушкина, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого и др. богато философскими идеями.

7) Стремление к целостности, всеобщности. Русские мыслители рассматривают судьбу человека в ее неразрывной связи с обществом, а человечество – как составляющую мирового целого, Вселенной.

8) «русский космизм». Задачей космологии является изучение мира как целого, поиск ответа на вопрос о месте человечества в мире

Культурно-исторической предпосылкой русской философии является православие. Православная религия определила важнейшие содержательные установки:

1) антропоцентризм;

2) панморализм (греч.) – мораль – это универсальная составляющая любых философских проблем;

3) историософичность – нацеленность на изучение истории;

4) идея целостности (в учении об устройстве мира – идея космизма, в учении об обществе – идея соборности, в учении о человеке – идея триединства духа, души и тела); поскольку в акте познания участвует целостный человеческий дух, философия становится иррациональной.

Внешние формы существования философского знания обусловлены специфическим положением философии в обществе. Чтобы избежать контроля со стороны государства, быть понятной, доступной и оперативной, философия сотрудничает с художественной литературой и периодической печатью.

Основные темы и проблемы:

1) тема человека, его судьбы и смысла жизни;

2) проблема добра и зла;

3) «русская идея» - выяснение особенностей русского духа, русской культуры и русского менталитета;

4) поиск исторического пути развития России – между Востоком и Западом;

5) смысл истории человечества, его будущее;

6) проблема власти, государства, социальной справедливости и другие.

7) космизм.

Основные школы русской философии:

1) историческая философия П. Я. Чаадаева («Философические письма»);

2) философия западников и славянофилов — А. И. Герцен, Н. П. Огарев, К. Д. Кавелин, В. Г. Белинский; А. С. Хомяков, И. В. Киреевский, Ю. Ф. Самарин, А. Н. Островский, братья К. С. и И. С. Аксаковы;

3) ортодоксально-монархическая философия — Н. В. Федоров, К. Н. Леонтьев («Византизм и славянство»);

4) философия Ф. М. Достоевского;

5) философия Л. Н. Толстого;

6) революционно-демократическая философия – Н. Г. Чернышевский, М. А. Бакунин, П. Л. Лавров, П. Н. Ткачев;

7) философия космизма – Н. Федоров, В. Вернадский, К. Циолковский, А. Чижевский;

8) религиозная философия – В. С. Соловьев, Л. Шестов;

9) философия русского зарубежья – Н. А. Бердяев.

Эти особенности позволяют считать русскую философию особым историческим типом философствования.

Философская мысль в России формировалась под влиянием общемировой философии. Однако специфика российской философии во многом складывалась под влиянием социально-культурных процессов, происходивших на Руси. Философия в России начинается не в 11 и даже не в 18 в., а только в 19 столетии (в полную силу — во второй его половине). Но это было поистине великое начало, ибо связано его с именами Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого, Вл. Соловьева. В их лице и в их творчестве философское самосознание народа за­явило о себе «на весь мир» — уже не как подражание Западу (византийцам, французам, немцам), а как совершенно само­стоятельный голос, вносящий свою тему и свою собственную тональность в многоликий диагноз культур, в сложную ду­ховную полифонию человеческой цивилизации.

Как и для Запада, так и для России XIX век — это век клас­сики. Русская философская классика XIX в., как и наша классическая литература, несли миру глубоко выстра­данную опытом поколений истину: нет и не может быть та­кой цели, ради которой была бы допустима жертва хотя бы в одну человеческую жизнь, в одну каплю крови, в одну детскую слезинку.

Русская философия — это философия предупреждения. Ее лейтмотив - нравственное вето на любой «прогресс», любой социальный проект, если он рассчитаны на принуж­дение, насилие над личностью.

За­пад России или Россия Западу? Какие ценности возоблада­ют в мире: материально-вещественные или незримые, ду­ховные? В 40-50 гг. 19 века эти вопросы разме­жевали русскую общественную и философскую мысль на два направления: славянофильство и западничество.

Лидеры славянофильства выступили с обос­нованием самобытного пути исторического развития России, не только отличного, но и в чем-то противоположного западноевропейскому. Плоды цивилизации в Европе, счита­ли они, в общечеловеческом измерении оборачиваются ско­рее потерями, чем приобретениями, ибо они оплачены очень тяжелой ценой — потерей целостности человеческой лично­сти, превращением человека из «образа и подобия божьего» в простую статистическую единицу буржуазного рынка. Что же можно противопоставить этому? Земельную общину и артель. А с ними — истины и заветы православия. Такие идеи, возражали славянофилам западники (А.И. Герцен, Т. Н. Грановский, В.П. Боткин), не реалистичны, ибо Россия уже с петровских временнеобратимо «привязана» к Западу. Но если даже эти идеи были и «безумны», то в России всегда ценилось «безумство храбрых». Спор славя­нофилов с западничеством 19 век разрешил в пользу по­следних. Причем проиграли не только славянофилы (в середине века), проиграли и народники (к концу столетия): Россия пошла тогда по западному, т.е. капиталистическому пути развития.

Огромное место в истории философии занимает Ф.М. Достоевский. Он является одним из самых типичных выразителей тех начал, которые призваны стать основанием нашей своеобразной национальной нравственной философии. Делал упор на «русское решение» социальных проблем, связанное с отрицанием революционное методов общественной борьбы.


Наши рекомендации