Взаимодействие традиций и новаций в развитии культуры. Проблема самоорганизации культуры в контексте синергетического подхода.

Традиции и новации в исторической динамике культуры обеспечивают ее преемственное развитие, сохранность и пластичность культурных форм. В современной философии под культурной традицией понимают выраженный в социально организованных стереотипах групповой опыт, который путем пространственно-временной трансляции аккумулируется и воспроизводится в различных коллективах.

Традиция по­нимается как совокупность социально признанных стереотипов поведе­ния и деятельности людей, являющихся исторически устойчивыми элементами культурного наследия. Содержание традиции складывается из различных общественных установлений, обычаев, обрядов, санкциониро­ванных обществом или отдельной социальной группой форм поведения и деятельности, остающихся относительно неизменными на протяжении жизни нескольких поколений. С позиций семиотической концепции тра­диция является особым механизмом передачи культурного наследия, определяющим формы и способы диахронного функционирования ин­формации в обществе. Она представляет собой иерархически упорядо­ченную совокупность семантических констант, социкультурных кодов, организующих информацию в культуре и обеспечивающих фрагмента­цию и интеграцию смысла. В содержании тради­ции выделяют ценностные ориентации, культурные нормы, социальные стереотипы поведения и деятельности.

Преемственность и устойчивость сложившихся форм социокультурно­го бытия обусловлена действием традиции, которая является механизмом стереотипизации принимаемых группой инноваций. Традиция обеспечивает единство социально-исторического опыта народа, связывая в нерасторжимое целое его прошлое, настоящее и будущее.

Функциональный ракурс позволяет выявить существенные характери­стики традиции, которые раскрывают суть ее важной роли в исторической динамике культуры:

• традиция есть механизм наследования опыта прошлых поколений, она обеспечивает преемственность форм общественной жизни и преем­ственность культурного развития человечества;

• она выполняет функцию стабилизации культурного развития, способ­ствуя сохранению ценного социально-исторического опыта;

• традиция консервативна, является инерционной характеристикой со­циокультурной динамики, поскольку стремится воплотить прошлое в на­стоящем и тем самым препятствует зарождению принципиально новых культурных практик;

• традиция является также способом структурирования и стереотипиза­ции содержания культуры, благодаря чему интегрирует не только культурное пространство, но и различные составляющие социальной системы;

• она выступает значимым фактором социокультурной идентификации индивидов, одним из механизмов их социализации.

Инвариантность, стабильность, устойчивость культурной динамики — только одна сторона исторического развития культуры. Наряду с традиция­ми другой стороной единого процесса культурной динамики являются ин­новации. Культура не может существовать без постоянного обновления формы и содержания.

Поскольку традиция воспроизводит предшествующие характеристики общества в новых исторических условиях, она должна допускать возможность модификаций содержания культуры, чтобы обеспечить адаптацию последнего к требованиям времени. Инвариантность, стабильность, устойчивость культурной динамики – только одна сторона исторического развития культуры.

Другой стороной диалектически единого процесса культурной динамики является новация. Культура не может существовать без постоянного обновления своей формы и содержания. Новации обеспечивают динамизм культурной жизни, пластичность культурных форм, возникновение качественно новых элементов культуры.

Инновация как особая форма развития культуры представляет собой процесс целенаправленного изменения общественной жизни, который за­ключается в создании, порождении новых, относительно стабильных эле­ментов культуры (духовных, материальных, социальных), а также в их включении в совокупность знаний и ценностей данного общества, сложив­шуюся в нем систему деятельности, поведения, общения, коммуникации. Новшество как содержание инновации является результатом человече­ского творчества — интеллектуального, научного, технического, художе­ственного, социального и т.д. Это новый элемент культуры, который как целое не имеет аналогов в прошлом.

Эволюция новшеств, их возникновение и распространение в культуре мо­гут быть представлены в качестве структурированного жизненного цикла:

• генерация, разработка, проектирование — новация появляется как ре­зультат определенных исследований, творческого поиска, генерации обра­зов, идей, гипотез, прикладных либо теоретических расчетов, прогнозиро­вания и моделирования, создания программ, проектов, опытных конструк­ций и образцов;

• изготовление (в некоторых видах деятельности разработка, проекти­рование и изготовление оказываются единым процессом);

• использование;

• устаревание.

В динамике культуры инновационный процесс может быть также пред­ставлен в виде последовательности стадий:

• зарождение — осознание потребности и возможности изменений, по­иск или создание соответствующего новшества;

• освоение — определение ценности и значения инновации, обоснова­ние новшества, его включение в ценностно-смысловое пространство куль­туры, применение и стандартизация;

• диффузия — тиражирование и массовое распространение новшеств, их популяризация, проникновение в различные сферы культурной жизни;

• рутинизация — превращение новаций в стабильные, социально при­знанные и постоянно функционирующие элементы культуры.

Инновации считаются полностью завершенными, когда они проходят весь жизненный цикл, а составляющие их содержание новшества становят­ся полноценными элементами культуры, включаются в качестве знакомого, привычного знания, стандартного способа деятельности, поведения или общения в актуально функционирующие культурные практики.

Вместе с тем инновация может остановиться на фазе создания нов­шества, которое, не подвергаясь диффузии и рутинизации, станет частью своеобразного инновационного фонда культуры - источника новых идей, образов, проектов и решений. В таком случае нововведение счита­ется локально завершенным, поскольку оно реализуется лишь в единич­ном варианте.

Историческая динамика культуры рассматривается как постоянный процесс преодоления одних видов социально организованных стереотипов и образование новых, процесс, который выступает в качестве стержня социальной самоорганизации. При этом традиции и новации оказываются взаимно обусловленными частями единого процесса культурной жизни.

Схема динамики культуры: маргинальная культура – контркультура – элитарная культура.

Наши рекомендации