Система эффективного закаливания
Долгосрочный проект
"Создание здоровьесберегающего образовательного пространства ДОУ”
Уч. год
Пояснительная записка
В настоящее время улучшение качества образования, состояния здоровья детей, профилактика заболеваний и коррекция имеющихся нарушений у детей являются одним из приоритетных направлений государственных национальных проектов.
Для выработки грамотного, эффективного плана действий был составлен долгосрочный проект
«Создание здоровьесберегающего образовательного пространства ДОУ», который стал инструментом ориентации и интеграции усилий всего коллектива к будущим желаемым результатам, но уже с позиции сегодняшнего дня, с учетом перспективы.
Проект был разработан на основе исходной оценки всей системы физкультурно – оздоровительной работы в ДОУ:
- анализ управленческой системы (кадровый состав, работа в инновационном режиме, участие в инновациях, профессиональный уровень педагогов, медицинского персонала, творческие объединения педагогов);
- научно – методическое обеспечение (программы, технологии, методические рекомендации, наработанный опыт в ДОУ);
- материально – техническое обеспечение (помещение, оборудование);
- комплексная оценка здоровья дошкольников (анализ заболеваемости);
- анализ результатов физической подготовленности детей;
- характеристика физкультурно – оздоровительной работы в ДОУ.
Разрабатывая проект «Создание здоровьесберегающего образовательного пространства ДОУ”, мы стремились к тому, чтобы разработанная нами система физического воспитания, включая инновационные формы и методы, органически входила в жизнь детского сада, организовывала бы детей, сотрудников, родителей, решала вопросы психологического благополучия, нравственного воспитания, имела связь с другими видами деятельности, и, самое главное, нравилась бы детям. Развитие детей обеспечивалось бы за счет создания развивающей среды и реализации определенных педагогических технологий.
Проект « Создание здоровьесберегающего образовательного пространства ДОУ», разработанный педагогическим коллективом нашего дошкольного учреждения, - это комплексная система воспитания ребенка – дошкольника, здорового физически, всесторонне развитого, инициативного и раскрепощенного, с развитым чувством собственного достоинства.
Проект « Создание здоровьесберегающего образовательного пространства ДОУ» предполагает возможность самостоятельно отбора воспитателями содержания обучения и воспитания. Предлагаются различные методики, позволяющие использовать в работе как традиционные программы и методы, так и инновационные для укрепления и сохранения здоровья детей, педагогов и родителей.
Цель проекта: Создание необходимых условий, направленных на создание здоровьесберегающего образовательного пространства, способствующего формированию мотивации всех участников образовательного процесса на здоровый образ жизни, обучению средствам и методам использования возможностей своего организма для поддержания здоровья и развития личности, умение трансформировать в профессиональной деятельности условия для сохранения и укрепления здоровья детей на основе традиций детского сада и современного опыта педагогов, родителей.
Задачи проекта:
- Охрана жизни и здоровья детей, создание безопасных условий пребывания в ДОУ;
- Обеспечение воспитаннику возможности сохранения здоровья за период нахождения в ДОУ; - - Диагностика и коррекция отклонений в состоянии здоровья дошкольников;
- Обеспечение оптимального уровня физической подготовленности ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями и потребностью в двигательной активности;
- Повышение сопротивляемости и защитных свойств организма ребенка, профилактика некоторых заболеваний;
- Воспитание у дошкольников потребности в здоровом образе жизни;
- Повышение уровня компетентности и профессионализма педагогов и родителей по вопросу здоровьесбережения .
Основные принципы проекта:
- научности (использование научно – обоснованных и апробированных программ, технологий и методик);
- доступности (использование здоровьесберегающих технологий в соответствии с возрастными особенностями детей);
- активности (участие всего коллектива педагогов, родителей в поиске эффективных методов оздоровления дошкольников);
- сознательности (осознанное понимание и отношение детей к своему здоровью);
- единства диагностики и коррекции (правильная интерпретация результатов медицинской, педагогической; планирование способов, методов и приемов коррекции, развития и оздоровления на основе полученных данных);
- систематичности (подчинение комплекса медико – педагогических воздействий четко определенной цели);
- целенаправленности (подчинение комплекса медико – педагогических воздействий четко определенной цели);
- оптимальности (разумно сбалансированные величины психофизической нагрузки).
Основные направления проекта:
- воспитательно – оздоровительное;
- лечебно – профилактическое;
- коррекционно – педагогическое;
Проект реализуется через следующие разделы:
- укрепление материально – технической базы ДОУ
- работа с детьми
- работа с педагогами
- работа с родителями
1. Укрепление материально – технической базы:
- физкультурный / музыкальный зал, в котором для проведения занятий имеется: пианино, музыкальный центр, телевизор, DVD – приставка, необходимые музыкальные инструменты, дидактические игры;гимнастические скамейки, спортивные маты, гимнастические стенки, наклонные доски, ребристые доски, мячи, обручи, мешочки с песком, канаты, кегли, скакалки и другое; все это позволяет включить в работу большую группу детей, что обеспечивает высокую моторную плотность занятий;
- в каждой возрастной группе имеются уголки движения (физкультурные уголки), где дети занимаются самостоятельно, так и под наблюдением педагогов;
2. Работа с детьми:
Осуществляется воспитателями, помощниками воспитателей, медицинским работником, музыкальным руководителем. Она включает в себя:
Диагностика
- медицинский работник, изучая анамнез развития ребенка, выявляя часто болеющих детей, страдающих хроническими заболеваниями;
- воспитатели групп диагностируют знания, умения, навыки, предусмотренные программой, наблюдают за поведением ребенка в повседневной жизни; осуществляют контроль за развитием крупномоторных и мелкомоторных навыков, уровнем двигательной активности;
- музыкальный руководитель обследует состояние уровня музыкального развития.
Итогом обследования является проведение ПМПк, на котором обсуждаются диагностические данные по выявленным проблемам у детей, берутся под контроль наиболее сложные дети, намечается дальнейший план индивидуальной работы. Консилиум собирается 2-3 раза в год.
Полноценное питание
Принципы организации:
- выполнение режима питания;
- гигиена приема пищи;
- ежедневное соблюдение норм потребления продуктов и калорийности питания;
- эстетика организации питания (сервировка);
- индивидуальный подход к детям во время питания;
- правильность расстановки мебели;
Работа с родителями.
Одним из основных направлений по формированию физически и психически здорового ребенка является работа с родителями.
Если мы хотим вырастить нравственно и физически здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром», семья, детский сад, общественность.
Для себя мы определили следующие задачиработы с родителями:
- повышение педагогической культуры родителей;
- пропаганда общественного дошкольного воспитания;
- изучение, обобщение и распространение положительного опыта семейного воспитания;
- установка на совместную работу с целью решения всех психолого – педагогических проблем развития ребенка;
- валеологическое просвещение родителей в создании экологической и психологической среды в семье;
- включение родителей в воспитательно – образовательный процесс.
Рекомендуется использовать следующие формы работы с родителями:
1) Проведение родительских собраний, семинаров – практикумов, консультаций.
2) Педагогические беседы с родителями (индивидуальные и групповые) по проблемам.
3) Дни открытых дверей.
4) Экскурсии по детскому саду для вновь прибывших детей.
5) Показ занятий для родителей (как уже посещавших дошкольное учреждение, так и вновь прибывших).
6) Совместные занятия для детей и родителей.
7) Организация совместных дел.
Для успешной работы с родителями использовать план изучения семьи:
Структура семьи и психологический климат (сколько человек, возраст, образование, профессия, межличностные отношения родителей, отношения родителей с детьми, стиль общения).
Основные принципы семейных отношений (гуманизм или жестокость, ответственность или анархия, взаимное доверие или подозрительность, взаимопомощь или невнимание и т.п.).
Стиль и фон семейной жизни: какие впечатления преобладают - положительные и отрицательные, причины семейных конфликтов.
Социальный статус отца и матери в семье, степень участия в воспитательном процессе, наличие желания воспитывать ребенка.
Воспитательный климат семьи, уровень педагогической культуры, подготовленность родителей, знание своего ребенка, адекватность оценок своего поведения.
Методы, используемые педагогами в работе:
Анкета для родителей.
Беседы с родителями
Беседы с ребенком
Наблюдение за ребенком
Изучение рисунков на тему «Наша семья» и их обсуждение с детьми.
С целью улучшения профилактической работы рекомендуется провести с родителями цикл бесед, лекций на ряд тем, в том числе:
- Причины частых и длительно текущих острых респираторных заболеваний.
- Профилактика ОРЗ в домашних условиях.
- Хронические очаги инфекции у взрослых в семье как причина частых ОРЗ у детей.
- Хроническая никотиновая интоксикация у пассивных курильщиков и связь ее с заболеваниями бронхолегочной системы.
- Закаливающие процедуры дома и в дошкольном учреждении.
- Значение режимных моментов для здоровья ребенка.
- О питании дошкольников.
- Особенно физического и нервно-психического развития у часто болеющих детей.
- Физические упражнения в дошкольном учреждении и дома.
- Воспитание культурно – гигиенических навыков у дошкольников.
- Вредные привычки у взрослых (употребление алкоголя, курение, наркомания и др.) и их влияние на здоровье детей.
- Здоровый образ жизни в семье – залог здоровья ребенка.
План на ближайшие 3 – 4 года.
-Продолжить проведение совместных мероприятий «Дней здоровья», праздников, субботников.
- Для обогащения родителей знаниями о малыше разработать серию семинаров – практикумов «Давайте узнавать малыша вместе» с привлечением специалистов.
- Организовать новую форму работы с родителями - дни семейных увлечений «Что умею сам – научу детей» (в вечернее время).
- Вовлечение родителей в инновационный педагогический процесс, консультации, беседы, выполнение с детьми заданий в домашних тетрадях.
Ожидаемые результаты реализации проекта:
-Создание системы комплексного мониторинга состояния здоровья ребенка.
- Снижение количества наиболее часто встречающихся в дошкольном детстве заболеваний.
- Снижение поведенческих рисков, представляющих опасность для здоровья.
- Обеспечение статистического учета, контроля и анализ на всех уровнях.
- Обеспечение условий для практической реализации индивидуального подхода к обучению и воспитанию.
- Повышение заинтересованности работников детского сада и родителей в укреплении здоровья дошкольников.
- Повышение квалификации работников дошкольных учреждений.
- Стимулирование повышения внимания дошкольников и их родителей к вопросам здоровья, питания, здорового образа жизни, рациональный двигательной активности.
Долгосрочный проект
"Создание здоровьесберегающего образовательного пространства ДОУ”
Уч. год
Пояснительная записка
В настоящее время улучшение качества образования, состояния здоровья детей, профилактика заболеваний и коррекция имеющихся нарушений у детей являются одним из приоритетных направлений государственных национальных проектов.
Для выработки грамотного, эффективного плана действий был составлен долгосрочный проект
«Создание здоровьесберегающего образовательного пространства ДОУ», который стал инструментом ориентации и интеграции усилий всего коллектива к будущим желаемым результатам, но уже с позиции сегодняшнего дня, с учетом перспективы.
Проект был разработан на основе исходной оценки всей системы физкультурно – оздоровительной работы в ДОУ:
- анализ управленческой системы (кадровый состав, работа в инновационном режиме, участие в инновациях, профессиональный уровень педагогов, медицинского персонала, творческие объединения педагогов);
- научно – методическое обеспечение (программы, технологии, методические рекомендации, наработанный опыт в ДОУ);
- материально – техническое обеспечение (помещение, оборудование);
- комплексная оценка здоровья дошкольников (анализ заболеваемости);
- анализ результатов физической подготовленности детей;
- характеристика физкультурно – оздоровительной работы в ДОУ.
Разрабатывая проект «Создание здоровьесберегающего образовательного пространства ДОУ”, мы стремились к тому, чтобы разработанная нами система физического воспитания, включая инновационные формы и методы, органически входила в жизнь детского сада, организовывала бы детей, сотрудников, родителей, решала вопросы психологического благополучия, нравственного воспитания, имела связь с другими видами деятельности, и, самое главное, нравилась бы детям. Развитие детей обеспечивалось бы за счет создания развивающей среды и реализации определенных педагогических технологий.
Проект « Создание здоровьесберегающего образовательного пространства ДОУ», разработанный педагогическим коллективом нашего дошкольного учреждения, - это комплексная система воспитания ребенка – дошкольника, здорового физически, всесторонне развитого, инициативного и раскрепощенного, с развитым чувством собственного достоинства.
Проект « Создание здоровьесберегающего образовательного пространства ДОУ» предполагает возможность самостоятельно отбора воспитателями содержания обучения и воспитания. Предлагаются различные методики, позволяющие использовать в работе как традиционные программы и методы, так и инновационные для укрепления и сохранения здоровья детей, педагогов и родителей.
Цель проекта: Создание необходимых условий, направленных на создание здоровьесберегающего образовательного пространства, способствующего формированию мотивации всех участников образовательного процесса на здоровый образ жизни, обучению средствам и методам использования возможностей своего организма для поддержания здоровья и развития личности, умение трансформировать в профессиональной деятельности условия для сохранения и укрепления здоровья детей на основе традиций детского сада и современного опыта педагогов, родителей.
Задачи проекта:
- Охрана жизни и здоровья детей, создание безопасных условий пребывания в ДОУ;
- Обеспечение воспитаннику возможности сохранения здоровья за период нахождения в ДОУ; - - Диагностика и коррекция отклонений в состоянии здоровья дошкольников;
- Обеспечение оптимального уровня физической подготовленности ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями и потребностью в двигательной активности;
- Повышение сопротивляемости и защитных свойств организма ребенка, профилактика некоторых заболеваний;
- Воспитание у дошкольников потребности в здоровом образе жизни;
- Повышение уровня компетентности и профессионализма педагогов и родителей по вопросу здоровьесбережения .
Основные принципы проекта:
- научности (использование научно – обоснованных и апробированных программ, технологий и методик);
- доступности (использование здоровьесберегающих технологий в соответствии с возрастными особенностями детей);
- активности (участие всего коллектива педагогов, родителей в поиске эффективных методов оздоровления дошкольников);
- сознательности (осознанное понимание и отношение детей к своему здоровью);
- единства диагностики и коррекции (правильная интерпретация результатов медицинской, педагогической; планирование способов, методов и приемов коррекции, развития и оздоровления на основе полученных данных);
- систематичности (подчинение комплекса медико – педагогических воздействий четко определенной цели);
- целенаправленности (подчинение комплекса медико – педагогических воздействий четко определенной цели);
- оптимальности (разумно сбалансированные величины психофизической нагрузки).
Основные направления проекта:
- воспитательно – оздоровительное;
- лечебно – профилактическое;
- коррекционно – педагогическое;
Проект реализуется через следующие разделы:
- укрепление материально – технической базы ДОУ
- работа с детьми
- работа с педагогами
- работа с родителями
1. Укрепление материально – технической базы:
- физкультурный / музыкальный зал, в котором для проведения занятий имеется: пианино, музыкальный центр, телевизор, DVD – приставка, необходимые музыкальные инструменты, дидактические игры;гимнастические скамейки, спортивные маты, гимнастические стенки, наклонные доски, ребристые доски, мячи, обручи, мешочки с песком, канаты, кегли, скакалки и другое; все это позволяет включить в работу большую группу детей, что обеспечивает высокую моторную плотность занятий;
- в каждой возрастной группе имеются уголки движения (физкультурные уголки), где дети занимаются самостоятельно, так и под наблюдением педагогов;
2. Работа с детьми:
Осуществляется воспитателями, помощниками воспитателей, медицинским работником, музыкальным руководителем. Она включает в себя:
Диагностика
- медицинский работник, изучая анамнез развития ребенка, выявляя часто болеющих детей, страдающих хроническими заболеваниями;
- воспитатели групп диагностируют знания, умения, навыки, предусмотренные программой, наблюдают за поведением ребенка в повседневной жизни; осуществляют контроль за развитием крупномоторных и мелкомоторных навыков, уровнем двигательной активности;
- музыкальный руководитель обследует состояние уровня музыкального развития.
Итогом обследования является проведение ПМПк, на котором обсуждаются диагностические данные по выявленным проблемам у детей, берутся под контроль наиболее сложные дети, намечается дальнейший план индивидуальной работы. Консилиум собирается 2-3 раза в год.
Полноценное питание
Принципы организации:
- выполнение режима питания;
- гигиена приема пищи;
- ежедневное соблюдение норм потребления продуктов и калорийности питания;
- эстетика организации питания (сервировка);
- индивидуальный подход к детям во время питания;
- правильность расстановки мебели;
Система эффективного закаливания
Основные факторы закаливания:
- закаливающее воздействие органично вписывается в каждый элемент режима дня;
- закаливающие процедуры различаются как по виду, так по интенсивности;
- закаливание проводится на фоне различной двигательной активности детей;
- закаливание проводится на положительном эмоциональном фоне и при тепловом комфорте организма детей;
- постепенно расширяются зоны воздействия, и увеличивается время проведения закаливающих процедур.
В детском саду проводится обширный комплекс закаливающих мероприятий:
- соблюдение температурного режима в течение дня;
- правильная организация прогулки и ее длительности;
- соблюдение сезонной одежды во время прогулок с учетом индивидуального состояния здоровья детей;
- облегченная одежда для детей в детском саду;
- сон в трусах;
- дыхательная гимнастика после сна;
- мытье прохладной водой рук по локоть, шеи;
- комплекс контрастных закаливающих процедур.
Методы оздоровления:
- ходьба по сырому песку (летом), коврику (в межсезонье);
- контрастное обливание ног (летом);
- дозированный оздоровительный бег на воздухе (в течение года);
- релаксационные упражнения с использованием музыкального фона (музыкотерапия).