Земельно-информационная и кадастровая система, составная часть эффективного управления земельными ресурсами

В последнее время многочисленные факторы, происходящие в мире, вносят существенные изменения в развитие глобальных политических и социально- экономических процессов развития мировой системы. Прежде всего, это огромный технологический прогресс в области информационно-коммуникационных технологий, международные потоки капиталов, возросшее число транснациональных корпораций, развитие демократических институтов и новых рыночных экономических систем. В связи с этим рыночная экономика, функционирование наряду с государственной частной земельной собственности и новых форм хозяйствования на земле выдвинули ряд проблем по созданию нашей российской модели землепользования и землевладения, а также совершенно иного земельного администрирования и цивилизованной системы земельных отношений. Рост числа собственников, владельцев и пользователей земельных участков стимулировал земельный оборот, который вызвал целый пласт проблем в земельной сфере страны и наших обширных территорий. Вопрос о том, как дальше вести земельную политику, в каком направлении, содержании и в какой последовательности, не только не снят с повестки дня, но и приобретает все большую остроту и значимость. С учетом этого сегодня необходимо внести существенные коррективы в содержание и методику государственного регулирования земельных отношений как основы целостной модели российского землеустройства, практическая реализация которой позволит сохранить, эффективно использовать и обустроить российскую землю, укрепить экономику и обеспечить устойчивое развитие страны. В этой связи одним из Экономика и планирование территориальных образований ISSN 2413-1474 Экономика и экология территориальных образований. №1, 2016 8 важнейших направлений деятельности государства является ускорение формирования единого информационного ресурса о земельных участках. Еще в октябре 2012 года, выступая на заседании президиума Госсовета Российской Федерации по вопросу повышения эффективности управления земельными ресурсами в интересах граждан и юридических лиц, наш президент В.В. Путин отметил серьезные недостатки в этой сфере. Сейчас эта информация закрыта для людей, к сожалению. Руководители ведомств, сотрудники различных органов власти и всякие прилипшие к ним посреднические структуры фактически монополизировали эту информацию, а без нее гражданам невозможно взять в собственность ранее заброшенные участки земли. Закрытость и непрозрачность – главная причина коррупции, которая пронизывает весь земельный рынок. Мы обязаны переломить эту ситуацию и предоставить каждому гражданину возможность узнать любую информацию «О свободных и используемых землях», подчеркнул президент. Прошло три года, но «воз и ныне там». И это очень важное поручение президента страны не выполнено. А ведь этого срока было достаточно, чтобы провести повсеместно сплошную инвентаризацию земель, выявить используемые и неиспользуемые участки, поставить их на кадастр, на этой основе создать единый информационный фонд, опубликовать его и ежегодно обновлять. Но для этого нужна совершенно иная система управления землей, которая как в центре, так и на местах должна нести ответственность за эту крайне нужную гражданам, бизнесу и государству в целом земельно- информационную систему. Сегодня такую работу выполнять некому. Ни местные имущественные, ни федеральные кадастровые органы такую работу на всей территории страны выполнить не могут. Главная причина – нет специалистов-земельщиков, да и у них нет таких важнейших функций для государства и народа, как проведение инвентаризации и государственного учета российской земли. А ведь без этого нельзя планировать комплексное использование и обустройство территорий, сбор земельных платежей и увеличение доходной части местных бюджетов. Но это им не нужно. Их заработок от этого не зависит и связи между ними практически нет. Им гораздо легче сделать «приостановку» и «отказ» при оформлении участков. А вся беда только в одном, что в самой крупной земельной державе мира с некоторых пор в понятие «земля» вложено только одно ее свойство, да и не самое главное – она стала имуществом (недвижимостью). И это запутало всю страну и направило решение земельной проблемы в другую сторону, нежели в развитых странах. Значительную роль в системе государственного управления земельными ресурсами и российским землепользованием отведена таким кадастровым системам, которые будут работать на благо настоящих и будущих поколений, а не на чиновников. Это связано, прежде всего, с меняющейся ролью государства в обществе (оно должно работать на человека, а не на оборот) и коренное изменение отношений человечества к земле. Важную роль в этом будет играть проводимая в настоящее время автоматизация кадастровых систем и все возрастающее значение кадастра как основной части земельно- информационных систем. В последние годы многие страны внедрили современные и эффективные кадастровые системы и считают их надежными и обеспечивающими гарантию безопасности прав не только частной, но и государственной собственности на землю, поэтому у них совсем иные подходы к управлению территориями. Значительный технический прогресс, огромные перемены в социальной жизни, глобализации и влияние человеческой деятельности на природные ресурсы, и окружающую среду заставили реформировать эти системы, что нужно сделать и в России. Основная законодательно- нормативная база и контроль за ведением кадастровых систем у них за федеральными органами, а само ведение кадастра передают на места. ISSN 2413-1474 Экономика и экология территориальных образований. №1, 2016 9 Сегодня кадастровые системы сложны, дороги и очень медленно внедряются, особенно, на территориях с государственной собственностью на землю. Кадастр должен обеспечить «оптимальные услуги» для различных типов общества, за незначительную цену и концентрироваться не только на частных правах на землю, но и не в меньшей степени и на публичных правах, и на ограничениях этих прав в соответствии с действующим законодательством. Наиболее важным моментом современных кадастровых систем является их техническое обеспечение путем инновационных автоматизированных систем и преобразования данных в цифровую форму. Переход к новой «цифровой эпохе» необходимо постоянно поддерживать законодательно, что позволит создать многофункциональный кадастр. При этом возможна интеграция различных организационных структур по земельным вопросам (окружающая среда, природные ресурсы, недвижимость, строительство и др.). В сфере нового государственного управления земельными ресурсами и, особенно в создании земельно-информационной системы необходимо наряду с государственное активное участие частного сектора, банков, коммерческих структур. При этом появится возможность сократить значительное количество специалистов, работающих за счет бюджетов и перевести кадастровые системы на самоокупаемость. Так решен этот вопрос в Китае, где государственная собственность на землю, а большая часть специалистов-заемщиков работают успешно, и не за счет бюджетных средств. Процесс самоокупаемости кадастровых систем должен стать важным аспектом нового государственного управления землей в России и его влияние будет возрастать при принятии стратегических решений общественного развития. Сегодня, в начале XXI века современный кадастр должен отражать полное правовое положение земель, включая публичные права и ограничения, на всей территории страны, региона, местного самоуправления. Это обусловлено тем, что население мира растёт, соответственно растёт и спрос на землю. Возрастает абсолютный контроль физических и юридических лиц, общественного сектора за решением земельных проблем. Поэтому полная база земельно-кадастровых данных должна быть общедоступной. Все это требует и создание современной новой системы комплексного земельного законодательства. Возрастает необходимость усиления защиты земли и других природных ресурсов от чрезмерного потребления, разбазаривания и уничтожения. В ряде стран наряду с частным и публичным правом на землю действуют и родовые права землевладения и землепользования. И на этих территориях родовое право превуалирует над двумя первыми. Но это право требует особой юридической защиты. Но возможность появления родовых поместий в России имеется. Новые кадастровые системы требуют создания более эффективных организационных структур, учитывающих требования будущего, отдельных лиц и общества в целом. Будет существенно изменяться роль и ответственность между землеустроителями и юристами. Землемеры должны уметь думать моделями и принимать современную технологию комплексного управления этими моделями. Земля как природный ресурс имеет огромную финансовую и идеологическую значимость и затраты на создание кадастровых систем составляют незначительную часть от стоимости ограниченных земельных территорий. Многие экономически развитые страны в целях гарантии своего устойчивого развития планируют использование земельных ресурсов, важнейшие элементы которого гарантия и защита прав собственности; обеспечение гарантий для кредитования; мониторинг земельных ресурсов и их дальнейшим развитием; поддержка сборов налогов на землю и недвижимость; защита государственных земель, укрепление надежности земельных рынков; уменьшение количества земельных споров; улучшение планирования использования земель; поддержка в управлении природными ресурсами; ведение государственного земельного учета. ISSN 2413-1474 Экономика и экология территориальных образований. №1, 2016 10 Все это составляет надежную и полную информацию о правовом положении и физическом состоянии земельных участков, обеспечивающую устойчивое развитие территорий. Эффективное управление земельными ресурсами способствует избежанию конфликтов общественных и частных интересов. Поскольку земельные ресурсы истощаются, общество вынуждено регулировать использование земли. Законы, регулирующее землепользование, определяют, какие виды землепользования желательны и позволительны, а какие запрещены. Планирование землепользования определяет правовые земельные объекты, на которые могут быть наложены ограничения по их передаче в чью-либо собственность. В связи с все возрастающей опасностью возникновения экологического кризиса, вызванного невозможностью утилизации промышленных отходов, общество обязано создавать законы по усилению защиты окружающей среды. Эти правила могут также ограничивать свободу землепользования, данную законным владельцам в связи с их правом собственности на землю. Критическая форма ограничения создается в тех случаях, когда общество должно защитить граждан от угрозы здоровью в ситуациях, когда, относящиеся к экологии несчастные случаи уже произошли. Такие примеры имеются в странах, которые пострадали от выпадения на их территории радиоактивных осадков после аварии на атомных электростанциях. Должны быть определены зоны, где проживание запрещается или где использование земли ограничено в соответствии с законом. Земельные объекты в этих случаях создаются с дифференцированным ограничением землепользования. Если ограничения пересекаются с правом владения собственностью, то стоимость такого земельного участка резко падает. В некоторых случаях стоимость земельных участков даже может быть равна нулю, что означает, что такие участки больше не может быть объектом на земельном рынке. В некоторых странах такой же эффект был достигнут определением зон, которые находятся в экологическом загрязнении. Другой аспект ограничения землепользования состоит в защите пользователей от риска естественных природных катаклизмов. Общество создает законы, чтобы ограничить использование земли, где граждане могут быть подвергнуты опасности наводнения, схода лавин, камнепадов и т.д. В большинстве стран эти общественные законы имеют защитный характер. Цель их создания состоит в том, чтобы минимизировать проблемы конкурентного использования земли при эксплуатации природных ресурсов и экологического ущерба. Недостаток общественно-доступных данных о земле ослабляет безопасность прав собственности, что нежелательно как для собственников земли, так и для властей.





Заключение

В результате проведенной работы отметим важные итоги данного этапа создания муниципальной ГИС:

Переход на ArcGIS позволил актуализировать информацию по земельным ресурсам, имуществу, ранее доступную только после предварительной конвертации, за счет прямого чтения формата MapInfo;

Появилась возможность многопользовательского редактирования картографической информации в рамках одного массива данных по всему городу;

Использование инструментов геопространственного анализа позволяет специалистам решать разнообразные аналитические задачи: от анализа изменения плотности населения, развития малого бизнеса, социальных проектов для обоснования направления развития территорий и до обычных технологических, но ранее нереализуемых, таких, например, как определение земельных участков, попадающих в санитарно-защитные зоны;

Появилась возможность выявлять ошибки топологических свойств объектов при редактировании в пакетном режиме, что уменьшает нагрузку на операторов, оптимизирует технологию работы сотрудников сектора дежурного плана;

Cистемное протоколирование процесса выгрузки и загрузки данных теперь позволяет осуществлять постоянный контроль информации, выдаваемой заказчикам и принимаемой от подрядных организаций;

Через web-сервисы реализуются положения Градостроительного кодекса по публичности градостроительной информации. Одной из актуальных задач, решаемых в настоящее время, является Web-публикация правил землепользования и застройки;

Использование централизованного сервера и тонких клиентов на рабочих местах позволяет оптимизировать затраты на развертывание системы. Так, уже при 60 рабочих местах общая стоимость устанавливаемого программного обеспечения вдвое меньше, чем в случае установки настольных программных продуктов (desktop) у каждого конечного пользователя.

Организационные вопросы по взаимодействию с региональными структурами в настоящее время успешно решены, c федеральными находятся в стадии решения.

Поддержка чтения информации в формате Oracle Spatial позволяет рассматривать возможность напрямую обращаться к кадастровой информации в базе Кадастровой палаты.

Таким образом, уже сейчас новая система способна обеспечить поддержку основных бизнес процессов Департамента. а, при необходимости, она может быть без серьезных затруднений расширена на муниципальный уровень: как по структуре и функциональности, так и по числу работающих с ней сотрудников.

Наши рекомендации