Предметно-пространственной среды
Ориентирами в организации среды и пространства развития ребенка являются требования и рекомендации, отраженные в ряде нормативных документов:
- письмо Минобразования России от 17.05.1995 г. № 61/19-12 «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях» (вместе с Порядком проведения психолого-педагогической экспертизы детских игр и игрушек, Методическими указаниями к психолого-педагогической экспертизе игр и игрушек, Методическими указаниями для работников дошкольных образовательных учреждений «О психолого-педагогической ценности игр и игрушек»);
- письмо МинобрнаукиРоссии от 17.11. 2011 г. № 03-877 «О реализации приказа Минобрнауки России от 20.07.2011 г. № 2151"Примерный перечень игрового оборудования для учебно-методического обеспечения дошкольных образовательных учреждений и групп для детей дошкольного возраста, организованных в образовательных учреждениях"».
Развивающая предметно-пространственная среда (ППРС) МАДОУ детский сад №214 обеспечивает:
- максимальную реализацию образовательного потенциала пространства групп, участков и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей раннего и дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья, учёта их развития.
- возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых (в том числе детей разного возраста), во всей группе и в малых группах, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.
- реализацию различных образовательных программ, используемых в образовательном процессе;
- учёт национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс.
Развивающая предметно-пространственная среда групп содержательно насыщенная, трансформируемая, полифункциональная, вариативная, доступная и безопасная.
1) Насыщенность среды соответствует возрастным возможностям детей и содержанию Программы.
Образовательное пространство групп, участков оснащено средствами обучения (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходными, игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарём.
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) обеспечивают:
● игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий воспитанников, экспериментирование с доступными воспитанниками материалами (в том числе с песком и водой);
● двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
● эмоциональное благополучие воспитанников во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
● возможность самовыражения воспитанников.
2) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей ыоспитанников.
3) Полифункциональность материалов предполагает:
● возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д.;
● наличие в группе полифункциональных (не обладающих жёстко закреплённым способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности, в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре.
4) Вариативность среды предполагает:
● наличие в группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор воспитанников;
● периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность воспитанников.
5) Доступность среды предполагает:
● доступность для воспитанников всех помещений, где осуществляется образовательный процесс;
● свободный доступ воспитанников, посещающих группу, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.
6) Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.