Вариативные формы, способы, методы и средства реализации программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников
Дадим краткую характеристику, что такое формы, методы и средства. При этом разработчики могут использовать разные технологии.
Формы, методы и средства
Форма – внешнее выражение деятельности (характеризует особенности взаимодействия педагога и ребенка, определяет систему дидактических отношений).
Общие формы: индивидуальные, групповая, коллективная.
Конкретные: занятия, экскурсии, дидактические игры, индивидуальная работа с ребенком и др.
Методы –способы взаимосвязанной деятельности педагога и воспитанников, в ходе которых происходит усвоение ребенком содержания социального опыта. Методы делятся на:
· методы организации и осуществления познавательной деятельности воспитанников (словесные, наглядные, практические, индуктивные и дедуктивные, репродуктивные, продуктивные и проблемно-поисковые, методы самостоятельной работы детей);
· методы мотивации и стимулирования познавательной деятельности воспитанников (познавательные игры, игровые упражнения, анализ жизненных ситуаций, опора на опыт ребенка, создание ситуаций успеха, педагогическое требование, поощрение, порицание);
· методы контроля и оценки результатов познавательной деятельности воспитанников (действия с предметами, речевые задания, диагностические тесты, анализ продуктов деятельности детей, наблюдения).
Средства - материальные или идеальные объекты, которые помещены между педагогом и дошкольниками и используется для усвоения знаний, формирования опыта познавательной и практической деятельности.
Материальные средства: учебные пособия, модели, таблицы, макеты, предметы, технические средства, ИКТ и др.
Технологии -а) системное практическое применение научного и другого организованного знания к практическим задачам; б) система учебно-воспитательных, организационно-методических, материально-технических и иных воздействий на процесс обучения, позволяющая создать условия для максимального раскрытия творческого потенциала обучаемых путем совершенствования мотивов к обучению, его индивидуализации, использования продуктивно-творческих методов, гуманизации всех составляющих системы обучения.
Технология педагогическая – научно обоснованная и апробированная на практике упорядоченная совокупность действий, операций и процедур, инструментально обеспечивающих прогнозируемый и диагностируемый результат в изменяющихся условиях образовательного процесса.
Основные образовательные технологии: адаптивные, развивающие, личностно-ориентированные, диалоговые, модульные, информационные, мультимедиатехнология, игротехники, технологии педагогического общения, технологии группового воздействия.
Вариативные формы, способы, методы и средства реализации программы опираются на сквозные механизмы развития ребенка. Сквозными механизмами развития ребенка могут быть различные виды деятельности.
Виды деятельности
Ранний возраст (1 - 3 года):
· предметная деятельность и игры с составными динамическими игрушками;
· экспериментирование;
· общение со взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого;
· самообслуживание и действия с бытовыми предметами;
· восприятие (музыки, сказок, стихов);
· двигательная активность.
Дошкольный возраст (3 - 8 лет):
· игровая;
· коммуникативная;
· познавательно-исследовательская;
· восприятие художественной литературы и фольклора;
· самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице);
· конструирование;
· музыкальная;
· изобразительная;
· двигательная.
Формы, методы, способы и средства реализации программы по разным образовательным областям
Образовательная область | Содержательные модули | Интеграция модулей |
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ | * Сенсорная культура * ФЭМП * Расширение кругозора | Чтение художественной литературы – решение специфическими средствами идентичной основной задачи – формирования целостной картины мира. Коммуникация– развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности в процессе свободного общения со сверстниками и взрослыми. Здоровье– расширение кругозора детей в части в представлений о здоровом образе жизни. Формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о себе, семье, обществе, государстве, мире. Труд – расширение представлений о труде взрослых. Безопасность – расширение представлений о собственной жизнедеятельности и безопасности окружающего мира. |
Формы работы по освоению образовательной области | |||
Познавательное развитие | |||
Режимные моменты (утренний отрезок времени, прогулка, вечерний отрезок времени) наблюдение; игры-экспериментирования; проблемные ситуации; развивающие игры; рассматривание; объяснение; игровые упражнения; напоминание; моделирование; сюжетно-ролевая игра; игровые обучающие ситуации; исследовательская деятельность; конструирование; экскурсии; рассказ; беседа; ситуативный разговор. | Совместная деятельность педагогами с детьми занятие; наблюдение; беседа; рассказ; познавательная; игротека; экскурсия; проектная деятельность; экспериментирование; ребусы; конкурсы; проблемно-поисковые ситуации; труд в уголке природы и на участке; показ; объяснение; игровые и творческие задания, изготовление поделок; исследование; просмотр фильмов; целевые прогулки; моделирование; обучающие и развивающие игры; создание коллекций. | Самостоятельная деятельность детей игры (дидактические, развивающие, подвижные, со строительным материалом сюжетно-ролевые); наблюдения; опыты и эксперименты; конструирование; продуктивная деятельность; рассматривание иллюстраций; исследовательская деятельность. | Совместная деятельность с семьей беседа; консультации; наглядный материал; деловая игра; газеты, буклеты семинары; выставки. |
Сенсорная культура представляет: совершенствование восприятия детей путем активного использования всех органов чувств | |||||
ЗРЕНИЕ Развитие умения выделять цвет, форму, величину, расположение предметов в пространстве, выделять характерные детали, красивые сочетание цветов и оттенков | СЛУХ Развитие умения воспринимать звучание различных муз. инструментов, родной речи (фонем. сл), звуков окружающей среды | ОБОНЯНИЕ Развитие умения различать запахи | ОСЯЗАНИЕ Развитие умения различать осязаемые свойства предметов (теплый, холодный, пушистый, жесткий, и т.д.) | ВКУС Развитие умения различать на вкус | Сенсомоторные способности Формирование умения обследовать предметы разной формы, развитие мелкой моторики руки, совершенствование координации рук и глаз, совершенствование глазомера. |