Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников

При планировании образовательного процесса распределены различные виды и формы детской деятельности в течение дня.

В организованной образовательной деятельностииспользуются следующие формы:

- игры дидактические, дидактические с элементами движения, сюжетно- ролевые, подвижные, коммуникативные, музыкальные, хороводные, театрализованные, игры- драматизации, игры имитационного характера;

- просмотр и обсуждение мультфильмов, видеофильмов;

- чтение и обсуждение программных произведений разных жанров, рассматривание и обсуждение познавательных и художественных книг, детских иллюстрированных энциклопедий;

- создание ситуаций педагогических, морального выбора;

- педагогические ситуации социально-нравственного содержания, специальные рассказы воспитателя детям об интересных фактах и событиях, о выходе из трудных житейских ситуаций, ситуативные разговоры с детьми;

- наблюдения за трудом взрослых, за природой, на прогулке; сезонные наблюдения;

- изготовление предметов для игр, познавательно-исследовательской деятельности;

- проектная деятельность, познавательно-исследовательская деятельность, экспериментирование, конструирование;

- оформление выставок работ народных мастеров, произведений декоративно-прикладного искусства, книг с иллюстрациями, репродукций произведений живописи и пр.; тематических выставок (по временам года, настроению и др.), выставок детского творчества, в уголках природы;

- викторины, сочинение загадок;

- инсценировки и драматизация отрывков из сказок, разучивание стихотворений, развитие артистических способностей в подвижных играх имитационного характера;

- рассматривание и обсуждение предметных и сюжетных картинок, иллюстраций к знакомым сказкам и потешкам, игрушек, эстетически привлекательных предметов (деревьев, цветов, предметов быта и пр.), произведений искусства (народного, декоративно-прикладного, изобразительного, книжной графики и пр.); обсуждение средств выразительности;

- продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация, художественный труд) по замыслу, по мотивам знакомых стихов и сказок, произведений устного народного творчества с музыкальным сопровождением; на тему прочитанного или просмотренного произведения; иллюстрации к художественным произведениям; рисование, лепка сказочных животных;

- творческие задания, иллюстрации к прослушанным музыкальным произведениям;

- слушание и обсуждение народной, классической, детской музыки, дидактические игры, связанные с восприятием музыки;

- подыгрывание на музыкальных инструментах, оркестр детских музыкаль-

ных инструментов;

- пение, совместное пение, упражнения на развитие голосового аппарата, артикуляции, певческого голоса, беседы по содержанию песни (ответы на вопросы), драматизация песен;

- танцы, показ взрослым танцевальных и плясовых музыкально- ритмических движений, показ ребенком плясовых движений, совместные действия детей, совместное составление плясок под народные мелодии, хороводы;

- физкультурные занятия игровые, сюжетные, тематические (с одним видом физических упражнений), комплексные (с элементами развит речи, математики, конструирования), контрольно-диагностические, учебно-тренирующего характера, физкультминутки;

- игры и упражнения под тексты стихотворений, потешек, народных песенок, авторских стихотворений, считалок; сюжетные физкультурные занятия на темы знакомых литературных произведений;

- ритмическая гимнастика, игры и упражнения под музыку

- мероприятия групповые, межгрупповые и общесадовские,

- физкультурные досуги (проводятся 1 раз в месяц);

- спортивные праздники (проводятся 2 раза в год);

- тематические досуги;

- праздники;

- театрализованные представления;

-конкурсы;

- экскурсии.

В ходе образовательной деятельности при проведении режимных моментовреализуются следующие формы по направлениям:

• физическое развитие:

комплексы закаливающих процедур (оздоровительные прогулки, мытье рук прохладной водой перед каждым приемом пищи, полоскание рта и горла после еды, воздушные ванны, утренняя гимнастика, бодрящая гимнастика, упражнения и подвижные игры во второй половине дня;

• социально-коммуникативное развитие:

педагогические ситуации при проведении режимных моментов; развитие трудовых навыков через поручения и задания, дежурства, навыки самообслуживания; помощь взрослым; участие детей в расстановке и уборке инвентаря и оборудования для занятий, в построении конструкций для подвижных игр и упражнений (из мягких блоков, спортивного оборудования); формирование навыков безопасного поведения при проведении режимных моментов;

• познавательное развитие:

свободные диалоги с детьми в играх, наблюдения на прогулке;

• речевое развитие:

создание речевой развивающей среды; свободные диалоги с детьми в играх, наблюдениях, при восприятии картин, иллюстраций, мультфильмов; ситуативные разговоры с детьми;

называние трудовых действий и гигиенических процедур, поощрение речевой активности детей; обсуждения (пользы закаливания, занятий физической культурой, гигиенических процедур);

• художественно- эстетическое развитие:

использование музыки в повседневной жизни детей, в игре, в досуговой деятельности, на прогулке, в изобразительной деятельности, при проведении утренней гимнастики, привлечение внимания детей к разнообразным звукам в окружающем мире, к оформлению помещения, привлекательности оборудования, красоте и чистоте окружающих помещений, предметов, игрушек.

Самостоятельная деятельность детейосуществляется в формах:

• физическое развитие:

самостоятельные подвижные игры, игры на свежем воздухе, спортивные игры и занятия;

• социально-коммуникативное развитие:

индивидуальные игры, совместные игры, все виды самостоятельной деятельности, предполагающие общение со сверстниками;

• познавательное развитие:

самостоятельное раскрашивание «умных раскрасок», развивающие настольно-печатные игры, игры на прогулке, дидактические игры (развивающие пазлы, рамки-вкладыши, парные картинки);

• речевое развитие:

самостоятельное чтение детьми коротких стихотворений, самостоятельные игры по мотивам художественных произведений, самостоятельная работа в уголке книги, в уголке театра,

сюжетно-ролевые игры, рассматривание книг и картинок;

• художественно-эстетическое развитие:

предоставление детям возможности самостоятельно рисовать, лепить, конструировать

(преимущественно во второй половине дня), рассматривать репродукции картин, иллюстрации, музицировать (пение, танцы), играть на детских музыкальных инструментах (бубен, барабан, колокольчик и пр.), слушать музыку.

Вид деятельности Непрерывная образовательная деятельность Режимные моменты Самостоятельная деятельность детей Взаимодействие с семьёй
Двигательная активность Физкультурные занятия (сюжетно-игровые, тематические, тренирующие, на улице и др.) Подвижная игра с правилами, Музыкально-ритмические упражнения, Спортивные упражнения, общеразвивающие упражнения Индивидуальная работа с детьми. Игровые упражнения. Утренняя гимнастика. Физкультминутки. Динамические паузы. Подвижная игра с правилами, Музыкально-ритмические упражнения, Спортивные упражнения подвижная игра с правилами, игровые упражнения, спортивные упражнения Беседы. Совместные игры. Спортивные упражнения, Занятия в секциях, бассейне  
Игровая Сюжетно-ролевая игра, наблюдение, экскурсии, беседа, рассказ, чтение потешек, стихотворений, игры-экспериментирования, ситуативный разговор, продуктивная деятельность, рассматривание иллюстраций, использование ЭОР   Обучение, Объяснение, показ, Напоминание, Личный пример, Педагогические ситуации, игры, упражнения, рассматривание иллюстраций, применение информации, ситуативный разговор Сюжетно-ролевая, дидактическая, театральная игра, самообслужива ние, рассматривание иллюстраций, продуктивная деятельность Личный пример, рассказ, объяснение, беседа, напомина ние, чтение произведе ний художественной литературы
Самообслуживание и элементарный труд Создание ситуаций, вызывающих желание трудиться, показ, объяснение, обучение, наблюдение, напоминание Создание ситуаций, вызывающих желание трудиться, Самообслуживание, обучение, напоминание, беседы, упражнение, объяснение, наблюдение разыгрывание игровых ситуаций, совместный труд, экскурсии, продуктивная деятельность, чтение и рассматривание произведений и иллюстраций Игры (сюжетно-ролевые, дидактические), Совместный труд, Дежурство, Рассматривание иллюстраций, продуктивная деятельность Беседы, личный пример, показ, напомина ние, объяснение, совместный труд детей и взрослых, рассказ, просмотр видео фильмов
Познавательно-исследовательская деятельность Показ, наблюдение, педагогические ситуации, опыты, экспериментирование, игровые занятия, игровые упражнения, игры – дидактические, подвижные, проблемно-поисковые ситуации, продуктивная деятельность   Напоминание, объяснение, обследование, наблюдение, развивающие игры, игры-экспериментирова ние, проблемные ситуации, игровые упражнения, рассматривание чертежей и схем, тематическая прогулка, трудовая деятельность, тематические выставки, мини-музеи Игры (развивающие, подвижные, со строительным материалом, экспериментирование), наблюдение, продуктивная, игровая деятельность, опыты, труд в уголке природы Беседы, коллекциони-рование, прогулки, просмотр видео фильмов, домашнее эксперимен тирование, совместное творчество, интеллек туальные игры
Коммуникативная деятельность игры с предметами и сюжетными игрушками, дидактические игры, настольно-печатные игры, коммуникативные игры с включением фольклорных форм, настольный театр, продуктивная деятельность, чтение и рассматривание иллюстраций, проектная деятельность, этюды Речевое стимулирование (повторение, объяснение, побуждение, напоминание, уточнение), хороводные игры, пальчиковые игры, речевые дидактические игры, разучивание скороговорок, чистоговорок, праздники, развлечения, чтение, беседа, освоение форм речевого этикета Игра-драматизация с использованием разных видов театров, сюжетно-ролевые игры, сюжетно-ролевые игры, театрализованные игры, словотворчество, дидактические игры, продуктивная деятельность, игра-импровизация по мотивам сказок, игры в парах и совместные игры Речевые игры, беседы, чтение, рассматривание иллюстра ций, игры-драматиза ции, разучивание чистогово рок, скорогово рок, пример общения
Восприятие художественной литературы и фольклора   Заучивание, чтение художественной и познавательной литературы, рассказ, пересказ, беседа, объяснение, рассказывание по иллюстрациям   Беседа, Рассказ, Чтение, дидактические, настольно-печатные игры, досуги, игры-драматизации, выставка в книжном уголке, викторины, презентации проектов Рассматривание иллюстраций, театрализованная игра, игры-драматизации, беседы, словотворчество Посещение театра, музея, выставок, беседы, рассказы, чтение, прослушивание аудиозапи сей
Изобразительная деятельность дидактические игры, рассматривание репродукций, чтение, наблюдение, обыгрывание незавершённого рисунка, опытно-экспериментальная деятельность, беседа, творческие задания, коллективная работа использование ЭОР Наблюдение, беседа, обсуждение, занимательные показы, индивидуальная работа, тематические праздники, развлечения, проблемные ситуации Сюжетно-ролевые игры, наблюдение, сбор материала для оформления, экспериментирование с материалами Беседа, рассматривание, наблюдение, рассказ, экскурсии, чтение произведе ний
Музыкальная деятельность   Занятия, слушание (музыкальные сказки, инструментальная музыка), беседы о музыке, музыкально-дидактические игры, театрализованная деятельность, рассматривание иллюстраций, репродукций, предметов Музыкально-дидактические игры, праздники, развлечения, использование фоновой музыки, просмотр мультфильмов Игры, концерт, музыкальные занятия, сюжетно-ролевые игры, инсценировка песен, хороводов, музыкально-дидактические игры, детский ансамбль, оркестр, составление композиций танца, импровизация на инструментах, игры-драматизации Посещение музеев, выставок детских муз.театров, прослушивание аудиозапи сей, просмотр иллюстра ций, репродукцийвидеофиль мов, обучение игре на музыкаль ных инструмен тах
Конструктивно-модельная деятельность   дидактические игры, рассматривание репродукций, чтение, наблюдение, обыгрывание незавершённого рисунка, опытно-экспериментальная деятельность, беседа, творческие задания, коллективная работа Наблюдение, беседа, обсуждение, занимательные показы, индивидуальная работа, тематические праздники, развлечения, проектная деятельность проблемные ситуации Сюжетно-ролевые игры,наблюдение, сбор материала для оформления, экспериментирование с материалами Беседа, рассматривание, наблюдение, рассказ, экскурсии, чтение произведений, детско-родительская проектная деятельность

Наши рекомендации