Игровая деятельность как средство социализации
Игра - ведущая деятельность ребенка – дошкольника.
Ведущая деятельность – такая, которая оказывает в данный возрастной период особое воздействие на развитие ребенка.
Классификация игр детей дошкольного возраста
Игры, возникающие по инициативе детей | Игры, возникающие по инициативе взрослого | Народные игры |
Игры - экспериментирования: игры с природными объектами, игры с игрушками, игры с животными. Сюжетные игры: сюжетно-отобразительные, сюжетно-ролевые, режиссерские, театрализованные игры. | Обучающие игры: сюжетно- дидактические, подвижные, музыкально-дидактические, учебные игры. Досуговые: интеллектуальные, игры-забавы, развлечения, театрализованные игры, празднично-карнавальные компьютерные. | Обрядовые игры: семейные, сезонные, культовые. Тренинговые игры: интеллектуальные, сенсомоторные, адаптивные. Досуговые игры: игрища, тихие игры, игры-забавы. |
Этапы формирования сюжетно-ролевой игры:
1. Ознакомление с социальной действительностью: экскурсии, чтение художественных произведений, рассматривание иллюстраций, встречи с людьми разных профессий, беседы, рассказ, игры, художественно- продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация).
2. Обучающие игры: дидактические, сюжетно-дидактические, подвижные, игры типа «телефон», игры драматизации.
3. Создание ППС.
4. Активизирующее общение взрослого и детей.
Формы организации:
Поручения: простые и сложные; эпизодические и длительные; коллективные и индивидуальные.
Самообслуживание (навыки культуры быта).
Дежурства (не более 20 мин. в старших группа).
Ручной труд (мотивация - сделать приятное взрослому, другу – ровеснику, младшему ребенку).
Хозяйственно-бытовой труд (содружество взрослого и ребенка).
Труд в природе.
Коллективный труд (не более 35-40 мин.).
Интеграция видов деятельности:
Конструктивная, музыкальная, двигательная деятельность
Художественно-продуктивная деятельность
Познавательно-исследовательская деятельность
Коммуникативная деятельность.
Методы и приемы:
Группа методов: формирование нравственных представлений, суждений, оценок.
· решение маленьких логических задач, загадок;
· приучение к размышлению, эвристические беседы;
· беседы на этические темы;
· чтение художественной литературы;
· рассматривание иллюстраций;
· рассказывание и обсуждений картин, иллюстраций;
· просмотр мультимедиа, видеофильмов;
· задачи на решение коммуникативных ситуаций;
· работа по алгоритму;
· придумывание сказок.
Группа методов: создание у детей практического опыта
· приучение к положительным формам общественного поведения;
· показ действий;
· пример взрослого и детей;
· целенаправленное наблюдение;
· организация интересной деятельности (общественно-полезный характер);
· разыгрывание коммуникативных ситуаций.
Образовательная область «Физическое развитие»
Образовательная область | Содержательные модули | Виды детской деятельности |
Физическое развитие | Физическая культура. Здоровье | Двигательная (овладение основными видами движения) Игровая (игры с правилами) Музыкальная (музыкально-ритмические движения) Коммуникативная (взаимодействие со взрослыми и сверстниками) Познавательная (способы действия) |