Формирование русской национальной культуры (XVIII-XIX вв.)

1) социокультурные последствия петровских преобразований в области культуры;

2) особенности формирования русской национальной культуры: образование и просвещение, общественно-политическая мысль, наука и техника, литература, театр, музыка, архитектура, скульптура, живопись;

3) русский модерн.

Словари, энциклопедии.

1. Кравченко А.И. Культурология: Словарь / Кравченко А.И. - М.: Академический проект, 2000. – 671 с.

2. Культурология. ХХ век : Энцикл. : в 2 т. / Гл. ред., сост. С.Я. Левит; Отв. ред. Л.Т. Мильская. - СПб. : Унив. кн., 1998.

3. Энциклопедический словарь по культурологии / Под общ. ред. А.А.Радугина. - М.: Центр, 1997. - 477 с.

Учебники.

1. Ильина Т.В. История отечественного искусства от Крещения Руси до начала третьего тысячелетия: учебник для вузов / Ильина Т.В.– М.: Юрайт: Высшее образование, 2010.– 473с.

2. Культурология. История мировой культуры: учебник/ под ред. Марковой А.Н. — 2-е изд., стереотип. - М.: Юнити-Дана, 2010. — 600с.

3. Грушевицкая Т.Г. Культурология: Учебник для студентов вузов - 3-е изд.,перераб. и доп. - ("Cogito ergo sum") /Грушевицкая Т.Г., Садохин А.П. М.: Юнити-Дана, 2010. - 687с.

4. Радугин А.А. Культурология/ Радугин А.А.: М.: Центр, 2001 — 304с.

Статьи, монографии.

1. Алленов М.М. Русское искусство XVIII – начала XX века / Алленов М.М. – М.: Трилистник, 2000.– 319с.2. Грабарь И.Э. История русского искусства / Грабарь И.Э. [Электронный ресурс]: 5томов: 2130 иллюстраций /ИДДК.– Мультимедийное информационное электронное издание.– Версия 2.0.– М.: Бизнессофт: ИДДК, 2005.3. Иконников А.В. Тысяча лет русской архитектуры: Развитие традиций / Иконников А.В.– М.: Искусство, 1990.– 384с.4. Ильина, Т. В. История искусств. Русское и советское искусство / Т.В.Ильина –М.: Высшая школа,1989. – 400с.5. Лихачев Д.С. Русская культура / Лихачев Д.С. - М.: Искусство, 2000. - 440с.6. Лихачев Д.С.Русское искусство от древности до авангарда /Д.С. Лихачев - М.: Искусство,1993 - 408с.7. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства / Лотман Ю.М. – СПб.: Искусство-СПб, 1994.- 758c.8. Милюков П.Н.Очерки по истории русской культуры / Милюков П.Н. [Электронный ресурс] - М.: Директ-Медиа, 2007. - 4144с.9. Познанский В. В. Очерк формирования русской национальной культуры / Познанский В. В. – М.: Мысль, 1975. – 223с.10. Сарабьянов Д. В. История русского искусства второй половины XIX века / Сарабьянов Д. В. – М.: Изд-во МГУ, 1989. – 381с.11. Эймантова Р.Г. Русские университеты на грани двух эпох: От России крепостной к России капиталистической / Эймантова Р.Г. - М.: Наука, 1985. – 350с.12. Яковкина Н.И. История русской культуры: XIX век / Яковкина Н.И. 2-е изд., стер. — СПб.: Издательство «Лань», 2002. — 576с.

ЗАДАНИЕ ВТОРОЕ

Для всех вариантов

Выберите из предложенных ответов правильный.

1. Какое правительство выступило с инициативой созыва пер­вой в истории Международной конференции по разоружению?

1) Правительство Николая II в 1898 г.; 2) Правительство США в 1908 г.; 3) Правительство Советской России в 1922 г.; 4) Правительство Англии в 1930 г.

Какие новые виды искусства появились в конце XIX и в XX веке?

1) Кинематограф; 2) дизайн; 3) телевидение.

3. Кто из мыслителей впервые систематически изложил пробле­мы, характерные для возникновения культуры «космической эры»?

1) Вернадский В.И. 2) Циолковский К.Ч. 3) Тейяр де Шарден.

Современной нотацией мы пользуемся с XIV века. А чем пользовались музыканты до появления нот?

1) Невмы; 2) знамена, крюки; 3) цифры; 4. буквы; 5) нотозавры.

1. Миниатюрная скульптура «Нецке» появилась в Японии в XVII веке. Как вы считаете, для чего они использовались первоначаль­но?

1) Для медитации; 2) как скульптура для украшения дома; 3) Как элемент мужского костюма.

Известно, что яичный желток входит в состав темперной краски. а в состав масленой входит олифа. Кто из художников впервые использовал масленые краски, и когда это произошло?

1) Братья Ван Эйки, Нидерланды, XV век.; 2) И.Босх, Нидерланды, XV-XVI вв.;

3) Леонардо да Винчи, Италия, XV-XVI вв.; 4) Рембрант, Голландия, XVII в.

7. В какой стране стали впервые писать на бумаге:

1) в Индии; 2) в Китае; 3) в Вавилоне?

8. В какой стране были несгораемые книги:

1) в Индии; 2) в Китае; 3) в Ассирии?

9. В каком государстве были висячие сады:

1) в Китае, 2) в Вавилоне, 3) в Египте ?

10. Соотнесите имена языческих божеств и их характеристики.

А. Имена славянских богов: Б. Характеристики богов:
А. Род А. Божество ветра
Б. Перун Б. Божество женского рукоделия
В. Даждьбог В. Громовержец, бог воинов
Г. Велес Г. Божество весны
Д. Стрибог Д. Божество земледелия
Е. Купала Е. Бог – творец мира
Ж. Ярила Ж. Солнечный конь
З. Сварог З. Божество лета
И. Мокошь И. Бог стад и пастухов
К. Хорс К. Божество неба, господин Вселенной, позднее бог ремесленников.

11. Как назывались святилища язычников, где богам возноси­лись молитвы и приносились жертвы (подчас человеческие):

1) погосты; 2) капища; 3) становища.

12. Как называли славяне языческих жрецов:

1) волхвы, кудесники; 2) звездочеты 3) пророки.

Что такое ФРЕСКА?

1) произведение искусства, сделанное из цветных кусочков стекла; 2) живопись по сырой штукатурке; 3) портретная живопись.

14. Автором «Повести временных лет» считается:

1) Прокопий Кессарийский; 2) Нестор;

3) Константин Багрянородный; 4) Тацит.

15. По случаю победы русских воинов над Казанским ханством был сооружен :

1) храм Вознесения в Коломенском; 2) Покровский собор в Москве; 3) Успенский собор в Кремле.

16. Одним из вождей старообрядцев был:

1) патриарх Никон; 2) протопоп Аввакум; 3) митрополит Макарий.

17. В конце XII в. появилось слово ДВОРЯНЕ. Так в то время называли:

1) людей княжеского двора, слуг князя; 2) друзей и соратни­ков князя, его дружинников которые жили при дворе; 3) всех под­данных киевских князей.

18. В каком соборе была создана первая на Руси библиотека:

1) в Софийском соборе в Киеве; 2) в Софийском соборе Новго­рода; 3) в Успенском соборе Владимира.

19. Книги в Киевской Руси писали:

1) на пергаменте; 2) на бересте; 3) на бумаге.

20. Это произведение русской литературы XVI в. было сводом житейских правил и наставлений. Одним из предполагаемых авторов был благовещенский священник Сильвестр. Что это за произведение:

1) Четьи Минеи; 2) Домострой; 3) Сказание вкратце от начала царства Казанского.

21. В 1563 -1564 гг. дьякон одной кремлевских церквей Иван Федоров и его помощник Петр Мстиславец издали на Печатном дворе первую в Московском государстве книгу с точным указанием места и времени издания. Как называлась эта книга?

1) Апостол; 2) Домострой; 3) Часословец.

22. Почему патриарх Никон стал проводить реформу Церкви, опираясь на греческие обряды и книги:

1) исправления богослужения по древним русским образцам стало невозможно из-за серьезных разночтений;

2) патриарх считал, что греческие тексты и обряды помогут превратить русскую Церковь в центр мирового христианства и про­тивопоставить ее латинству;

3) патриарх хотел ввести богослужение на греческом языке.

23. Рождение русского театра относится к царствованию:

1) Алексея Михайловича; 2) Михаила Федоровича

3) Бориса Годунова; 4) Ивана Грозного

24. В истории Московского государства это был первый выезд монарха за пределы страны. Назовите имя монарха:

1) Иван Грозный; 2) Петр I; 3) Борис Годунов; 4) Василий Шуйский.

25. АССАМБЛЕЯ - это:

1) собрание - балы с участием женщин в домах российской знати, введенные и регламентированные Петром I; 2) общества лю­бителей европейской моды в России начала XVIII; 3) название дво­рянской школы европейских манер.

26. «ЮНОСТИ ЧЕСТНОЕ ЗЕРЦАЛО» - это:

1) книга о хороших манерах, составленная для молодых людей во время царствования Петра I; 2) название журнала для молодежи, выпускавшегося в начале XVIII века; 3) название первой в истории энциклопедии для юных.

27. С 1702 года в России стала издаваться первая печатная газета под названием:

1) «Искра»; 2) «Известия»; 3) «Ведомости»; 4) «Новости»; 5) «Куранты».

28. В России отсчет лет от Рождества Христова, а не от Сот­ворения мира был введен:

1) Петром I; 2) Федором Алексеевичем; 3) Алексеем Михайловичем.

29. Как назывался первый музей в истории России:

1) Эрмитаж; 2) Кунсткамера; 3) Академия.

30. Представители этого идейного направления боролись за установление царства разума, которое, основано на естественном равенстве. Большую роль в создании нового общественного порядка должно было сыграть распространение знаний. О ком идет речь:

1) о просветителях; 2) о консерваторах; 3) о либералах; 4) о старообрядцах.

31. Даже в домах рядовых горожан в XVIII в. стены стали укра­шать шпалерами, то есть:

1) клеенкой; 2) обоями; 3) деревянными рейками.

32. В каких произведениях А.С.Пушкина изображен Петр I:

1) «Капитанская дочка»; 2) «Медный всадник»;

3) «Полтава»; 4) «Евгений Онегин».

33. Кто был автором мозаичной картины «Полтавская битва»:

1) В.Боровицкий; 2) Д.Левицкий; 3) М.Ломоносов.

34. Первый уличный карнавал с маскарадом состоялся в 1721 г. Где это произошло:

1) в Москве; 2) в Ярославле; 3) в Петербурге.

35. Этот человек сделал и подарил Екатерине II удивительные часы: они имели форму гусиного яйца, каждый час открывались, представляя взорам храм Воскресения Христова, а в 12 часов игра­ли музыку, сочиненную талантливым изобретателем. Его имя:

1) И.П.Кулибин; 2) И.И.Ползунов; 3) М.В.Ломоносов; 4) Г.А.Потемкин.

36. Этот архитектор создал Зимний дворец, Екатерининский дворец в Царском селе, ансамбль Смольного монастыря в Петербур­ге. Большой дворец в Петергофе. Имя зодчего:

1) Д.В.Ухтомский; 2) В.И.Баженов; 3) Ф.Б.Растрелли.

37. Первая в России публичная библиотека была открыта:

1) в Петербурге; 2) в Москве; 3) в Киеве.

38. Где была открыта первая русская консерватория:

1) Петербург; 2) Москва; 3) Киев.

39. Кто был директором первой русской консерватории откры­той в 1859 г.:

1) Н.А.Римский-Корсаков; 2) П.И.Чайковский; 3) А.Г.Рубинштейн.

40. С какого года бесплатное начальное обучение в России стало обязательным:

1) с 1905 г.; 2) с 1908 г.; 3) с 1918 г.

41. Когда и кем впервые в России был принят закон о прив­лечении студентов и военных к сельскохозяйственным работам:

1) правительством Николая II; 2) Временным правительством в 1917 г.;

большевиками в 1918 г

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, изучение «Культурологии» бакалаврами всех направлений», по которым ведется подготовка в ВГТУ, предоставляет широкие возможности для расширения культурного кругозора, развития собственных творческих способностей, позволяет ориентироваться в культурной среде современного общества, участвовать в диалоге культур. Культурологическое образование – это фундамент профессионального мастерства в области коммуникации, в том числе и межкультурной. Культурология, продолжая антропологическую традицию, подводит человека к основной ценности – пониманию других культур, а сравнительный анализ в рамках понимающей установки, ориентированной на межкультурное общение, помогает лучше осознать и собственные культурные ценности.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 1

Методические указания к выполнению контрольной

работы 2

Задание первое 4

Задание второе 38

Заключение 44

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

к выполнению контрольной работы

по курсу «Культурология»

для студентов всех направлений подготовки бакалавров

заочной формы обучения

Составители:

Коваль Любовь Викторовна

Марар Ольга Ивановна

В авторской редакции

Подписано к изданию 24.01.2013.

Уч.-изд. л.2,7. «С»

ФГБОУ ВПО «Воронежский государственный технический университет»

394026 Воронеж, Московский просп., 14

.

Наши рекомендации