Тема 2. Истоки и основные этапы становления русской национальной культуры

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Направление подготовки 45.04.02 – Лингвистика

Профиль подготовки «Общее языкознание»

Квалификация выпускника – магистр

Санкт-Петербург

1 РАЗДЕЛ: РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ 3

1.Цели и задачи освоения дисциплины: 3

2. Место учебной дисциплины в структуре ООП: 4

3. Требования к результатам освоения дисциплины: 4

4. Тематический план изучения дисциплины 5

5. Тематическое содержание дисциплины 5

6. План практических (семинарских) занятий 10

7. Образовательные технологии 19

8. Соответствие компетенций, формируемых при изучении дисциплины, и видов занятий 19

9. Материально-техническое обеспечение дисциплины 20

10. Вопросы для подготовки к итоговому контролю по дисциплине 20

11. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины: 21

2 РАЗДЕЛ: УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ 25

1. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов 25

2. План самостоятельной работы студентов 26

3. Методические рекомендации по подготовке к практическим (семинарским) занятиям 32

4. Методические рекомендации по написанию контрольных и исследовательских работ 38

4.1. Примерная тематика контрольных работ: 38

4.2. Тематика и структура исследовательских работ 39

3 РАЗДЕЛ: ФОНДЫ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ 42

1. Оценочные средства для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации 42

2.Оценочные средства для итогового контроля 45

4 РАЗДЕЛ: МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ 47

5 РАЗДЕЛ: ГЛОССАРИЙ 50

1 РАЗДЕЛ: РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

1.Цели и задачи освоения дисциплины:

Цели освоения дисциплины «Отечественная культурология»:

– Главенствующая цель – сформировать у магистрантов целостное представление о культурологии как самостоятельной и многогранной области знания и ввести их в контекст дискуссий российских мыслителей, рассуждавших о феномене культуры, определив особое место отечественной культурологии в истории мировой мысли о культуре, представленной в различных философско-культурологических концепциях, научных школах и направлениях.

– Способствовать конкретно-практическому воплощению навыков, приобретенных по дисциплине «Отечественная культурология» у магистрантов по направлению «Психология» для их профессиональной деятельности в производственно-практическом, научно-исследовательском и организационно-управленческом аспектах.

– Через ознакомление с основными темами, проблемами и направлениями отечественной культурологической мысли содействовать нравственному совершенствованию личности обучающегося, содействовать развитию у них творческих качеств и воспитанию патриотических чувств и гражданской позиции.

Задачи освоения дисциплины «Отечественная культурология»:

а) общетеоретические задачи:

– сформировать представление о культуре как многоаспектном целостном социально-историческом феномене, характеризующемся живостью и устойчивостью, сложной структурой и целостностью, многообразием и единством; рассмотреть сущность культуры, ее структуру, функции, исторические социально-культурные типы и современные проблемы;

– усвоить основные понятия культурологии и научить магистрантов умело и самостоятельно пользоваться специальными рабочими понятиями и терминами этой науки в социально-культурном дискурсе, анализировать, с применением современных культурологических подходов, закономерности конфликтного и мирного взаимодействия в различных сферах жизнедеятельности общества;

– содействовать приобретению и усвоению методологических принципов изучения и освоения культурологических знаний и способствовать тому, чтобы магистранты могли адекватно воспринимать и оценивать особенности развития культуры в новых социально-экономических условиях и выработать навыки применения теоретических знаний к анализу современной культурной действительности.

б) конкретно-практические задачи:

– познакомить магистрантов с социально-философскими истоками возникновения науки о культуре в России в XIX веке и представить достижения отечественной культурологической мысли XX – начала XXI века, определить основные направления и школы российской науки о культуре;

– содействовать формированию у магистрантов систематичных философско-культурологических знаний и научить работе с важнейшими философскими трудами по теории и истории российской культуры, способствовать тому, чтобы за текстами они могли увидеть личность самого автора и культурный контекст возникновения его культурологической теории.

в) прагматические задачи дисциплины с учетом профессиональной специфики магистрантов:

– сформировать общенаучные и компетенции в области постановки и обсуждения проблем российской культурологии как особого направления мысли о культуре и культурных процессах;

– привить магистрантам умение практического применения культурологических знаний в профессиональной деятельности; развить способности ориентироваться в других культурных пространствах для установления межкультурных связей, сохранения и укрепления социального мира и партнерства, миротворчества, стратегии культуры мира.

г) социально-этические задачи:

– стараться привить слушателям любовь к отечественной истории и культуре, с тем, чтобы воспитать у магистранта помимо профессиональных навыков также и гражданскую позицию, уважение к памяти предков, к фундаментальным традициям русской культуры, носителями которой мы являемся.

2. Место учебной дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина «Отечественная культурология» относится к общенаучному циклу основной образовательной программы, предусмотренной Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования.

Логически и по существу «Отечественная культурология» находится во взаимосвязи с рядом дисциплин, которые рассматривают актуальные проблемы развития науки, общества, такими, как «Теория культуры», «Психология социального познания», «Методы научных исследований».

Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами

№ п/п Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин № № тем данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых дисциплин
7-8 9-10
1. Методы научных исследований + + + + + + + +
2. Теория культуры + + + + + + + +
Психология социального познания + + + + + + + +

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины «Отечественная культурология» магистранты должны обладать следующими компетенциями:

  • владением наследием отечественной научной мысли, направленной на решение общегуманитарных и общечеловеческих задач (ОК-7);

· способностью к осознанию своих прав и обязанностей как гражданина своей страны (ОК-11)

· способностью использовать действующее законодательство (ОК-12)

В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать: проблематику, основные понятия и категории культурологии, место отечественной культурологи в структуре гуманитарного знания, специфику российской философии культуры, ее принципы, основные направления современных дискуссий, связанных с вопросами истории, культуры, истории культуры и общества, проблемами глобализации и диалога культур, развитием науки и образования, медиатехнологий.

Уметь: осознавать и формулировать свою нравственную и гражданскую позиции, оценивать различные проблемы состояния общества и культуры, кросскультурные проблемы с точки зрения аргументации существующих культурологических и антропологических теорий; характеризовать национальные особенности культуры и специфику и способы мультикультурного взаимодействия, взвешенно, терпимо относиться к позиции другого в ходе разрешения разного рода конфликтов.

4. Тематический план изучения дисциплины

См.Приложение

5. Тематическое содержание дисциплины

Тема 1. Предмет отечественной культурологии. Характерные особенности российской культуры

Отечественная культурология – дисциплина, изучающая основные идеи и концепции российской культурологии. Вклад российской культурологической мысли в мировую культурологию, ее своеобразное место в ней. Богатство идей и образов отечественной культурологии, ее синтетический характер, стремление к целостному постижению человеческого существования. Глубокое понимание философии, религии, искусства как форм духовной жизни человечества. Связь отечественной культурологии с главными течениями общественной мысли, с социально-историческим развитием России. Основные этапы эволюции российской культурологи.

Особенности российской культуры и их отражение в истории культурологии. Целостность российской культуры и идея всеединства в культурологии. Космологизм русского менталитета и отражение в отечественной мысли идеи космизма. Антропологизм и концентрированность теоретической мысли на проблеме человека. Гуманистическая направленность русской мысли. Гуманитарный характер российской культуры, его отражение в теоретической мысли. Взаимосвязь научного, художественного, религиозного постижения человеческого бытия в отечественной философии. Глубокая противоречивость российского менталитета, сосуществование в нем взаимоисключающих тенденций, взаимосвязь с противоречивостью, многосоставностью и многообразием культурологических течений.

РАЗДЕЛ: УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

1. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов

При изучении «Отечественной культурологии» важно иметь в виду междисциплинарность, интегративность современного культурологического знания. При выполнении самостоятельной работы следует направлять внимание студента на изучение философско-культурологической литературы, на исследование источников. При этом важно учитывать целесообразность и целостность культурологического знания, т.е. видеть как философские идеи и понятия, выраженные в произведениях, могут быть применены для понимания и описания повседневной практики, в профессиональной деятельности магистров.

Изучение дисциплины «Отечественная культурология» основано на использовании дискуссионно-диалогового метода обсуждения проблем. Для самостоятельной работы магистранты получают индивидуальные задания по основным темам программы и на каждом занятии они получают общие задания для всей группы. Примером первого вида заданий может быть реферат, на основе которого на семинарском занятии делается устное сообщение продолжительностью 5–7 минут. Каждое выступление сопровождается обсуждением, в котором участвует непременно вся группа. Краткие доклады могут сопровождаться видеопрезентацией и наглядными материалами. Главное требование к докладчику – своим выступлением увлечь всю группу и завязать дискуссию. В основе всех практических занятий обязательно лежит чтение источника – философско-культурологических текстов. Такое чтение предполагает не просто ознакомление с текстом классического философско-культурологического произведения, но пристрастное обсуждение с комментариями и ссылками на проработанную дома дополнительную литературу по заданной теме.

Метод живого контакта с группой: определяя знаковые моменты (кодовые понятия, символы-термины) каждой темы, разворачивать их, поднимая на высокую шкалу самоподготовку слушателей магистратуры, ставя вопросы таким образом, чтобы магистранты были способны сами отвечать на них и вести занятие. Этот метод можно назвать методом «педагогической режиссуры», когда преподаватель только настраивает группу на общий тон занятия темой, где каждый «играет свою партию», а в конце занятия составляется общая картина темы: один или несколько магистрантов должен подвести общий итог работы семинарского занятия, учитывая основные понятия и круг рассматриваемых источников.

Подобные приемы и формы работы позволят сформировать навыки межличностных и групповых социально-психологических коммуникаций, исследования проблем российской культурологии. В процессе освоения материала предполагается подготовка и защита проектных работ по ключевым разделам дисциплины «Отечественная культурология». Разработка проектов осуществляется как по группам, так и в индивидуальном порядке – работа с каждым магистрантом над избранной им темой исследования, - в зависимости от формата рассматриваемой проблемы.

Программа также предусматривает текущий контроль в форме письменных опросов на семинарских занятиях (тесты, проверочные контрольные работы): по итогам каждых трех занятий проводится «срез знаний» с целью выявления качества пройденного материала.

Возможна организация контроля самостоятельной работы студентов с помощью Системы поддержки самостоятельной работы студентов СПбГУП.

Итоговый контроль по дисциплине «Отечественная культурология» для студентов магистратуры по направлению «Психология» – зачет. К зачету допускаются магистранты, посещавшие занятия (за каждое пропущенное занятие студент магистратуры должен отчитаться, полностью отработав тему), которые получили положительные оценки за проверочные (контрольные) работы и своевременно сдавшие реферат по отечественной культурологии.

Самостоятельная работа студента должна затрагивать несколько направлений изучения дисциплины:

1. Освоение лекционного материала

2. Ориентация в материале практических занятий

3. Систематизация знаний по курсу

4. Приобретение самостоятельного навыка осмысления проблем курса

Самостоятельная работа студентов может быть организована в соответствие с этими направлениями:

1. Рекомендация дополнительной литературы по лекционному курсу, первоисточников, помогающих дополнительно осмыслить лекционный материал.

Преподаватель обозначает источники, на которые опирается при составлении лекционного курса или рекомендует студентам читать по заявленной в лекции теме. Студент прочитывает источники самостоятельно. Итогом проведения данной формы самостоятельной работы может стать письменное эссе по дополнительным первоисточникам, осмысливающее их отношение к теме лекции, конспект первоисточников, либо устное собеседование с преподавателем.

2. Рекомендация дополнительной литературы, помогающей осмыслить и систематизировать знания, полученные на семинарских занятиях, включить в философский, культурологический и исторический контекст изучаемые первоисточники.

Дополнительная литература для чтения по темам семинарских занятий указана в плане семинарских занятий. Формы контроля – успешность ответов студентов и участия их в дискуссии на семинарском занятии и демонстрация студентами умение включить изучаемый текст в широкий контекст мысли, письменная работа по первоисточнику, учитывающая дополнительную литературу и включающая проблематику первоисточника в контекст рассматриваемых в дополнительной литературе проблем.

3. Систематизация знания по первоисточникам, работа по сопоставлению и сравнительному анализу изученных первоисточников.

Письменная работа направленная на сравнительный анализ первоисточников. изучаемых в ходе семинарских занятий. Работа должна включать знание контекста, демонстрировать понимание идеи курса, ее цель – развить понимание общей концепции изучаемого предмета.

4. Осмысление предлагаемых ситуаций, явлений, текстов, произведений искусства и т.п. в терминах и методами изучаемой дисциплины при применении полученных теоретических знаний.

Письменная работа на произвольно выбранную или заданную преподавателем тему. Это может быть анализ ситуации, задействующий проблематику и материалы изучаемого курса, а также анализ произведения искусства – фильма, художественной книги, картины, музыкального произведения – на выбор студента либо по рекомендации преподавателя.

2. План самостоятельной работы студентов

№ п/п Содержание самостоятельной работы студентов Формируемые компетенции Форма отчетности студента Сроки контроля выполнения работы (семестр, неделя семестра)
  Тема: Предмет отечественной культурологии. Характерные особенности российской культуры Изучить основные понятия современной культурологи, уровни взаимодействия культур; подготовить конспект об истоках национально-культурной самобытности и противоречивости российского менталитета, сосуществовании взаимоисключающих тенденций. Собрать материал о многообразии культурологических течений в истории русской мысли и вкладе российской культурологической мысли в мировую культурологию, ее своеобразное место в ней. Для написания реферата подумать над темой и приступить к чтению источников; составлению плана работы ОК-7,11,12 Конспект текста, ответы на вопросы по лекции, обсуждение текста, ответы на вопросы по тексту, выступления с докладами и сообщениями.
  Тема: Становление проблематики русской философии культуры. Споры «славянофилов» и «западников» о путях развития России Проанализировать основную литературу (1, 3, 5, 6, 8) и выборочно проработать дополнительную литературу по вопросам об этапах становления отечественной культурологической мысли. Исследовать идеологию декабристов, содержание спора А.С. Пушкина и П.Я. Чаадаева, проблему религиозных исканий Н.В. Гоголя, сущность позиций «славянофилов» и «западников». Подготовка самостоятельной работы: анализ источников и изучение исследовательской литературы по избранной теме ОК-7,11,12 Конспект текста, ответы на вопросы по лекции, обсуждение текста, ответы на вопросы по тексту, выступления с докладами и сообщениями.
  Тема: Идеальный славизм, идея соборности, теории культурно-исторических типов и идея духовной миссии русского народа в концепциях второй пол. XIX века Прочитать и проанализировать основную литературу (2, 3, 5, 6) и на выбор дополнительную литературу по теме. Исследовать проблему поиска «русской идеи» и смысла самобытности духовно-исторических путей России в идеологии «почвенничества», сущность пророчества К.Н. Леонтьева о трагических судьбах России, идею единения и соборности: В.С. Соловьев о судьбе и назначении России., культурно-исторические типы Н.Я. Данилевского и духовные постижения Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого. Подготовка к развернутому выступлению на семинарском занятии по теме реферата. ОК-7,11,12 Конспект текста, ответы на вопросы по лекции, обсуждение текста, ответы на вопросы по тексту, выступления с докладами и сообщениями.
  Тема: Христианско-религиозные теории культуры первой половины XX века Прочитать и проанализировать основную литературу (1, 2, 3, 5, 6, 7, 8) и на выбор дополнительную литературу по теме. Исследовать проблему свободы, творчества и личности в философии культуры Н.А. Бердяева. Человек и культура как духовные феномены, подключенные к миру Божественного: философия и теология культуры И.А. Ильина. Мировоззренческий универсум П.А. Флоренского. О принципе «постмодернизма» в культорологии В.В. Розанова. Родное и вселенское в понимании истории и культуры Вяч. Ив. Иванова. Оформление самостоятельной работы ОК-7,11,12 Конспект текста, ответы на вопросы по лекции, обсуждение текста, ответы на вопросы по тексту, выступления с докладами и сообщениями.
  Тема: Идеальный социализм и революционный демократизм. Российский марксизм об обществе и культуре Прочитать и проанализировать основную литературу (3, 4, 5, 7, 9) и на выбор дополнительную литературу по теме. Исследовать проблему социалистические идей В.Г. Белинского, революционного демократизма и «нигилизма» Н.А. Добролюбова и Д.И. Писарева; влияние идей К. Маркса на русское мировоззрение, на российских революционных мыслителей, и социально-исторические взгляды Г.В. Плеханова: познание исторической закономерности как основа человеческой свободы.; В.И Ленин о партийно-классовом подходе к культуре. Культура в условиях «диктатуры пролетариата». Подготовка к защите реферата ОК-7,11,12 Конспект текста, ответы на вопросы по лекции, обсуждение текста, ответы на вопросы по тексту, выступления с докладами и сообщениями.
  Тема: Русский космизм XIX-XX веков о человеке и культуре Прочитать и проанализировать основную литературу (1, 2, 3, 5, 7) и на выбор соответствующую теме дополнительную литературу. Исследовать проблему Вселенского начала и целостности мироздания в трудах В.С. Соловьева, Вяч. И. Иванова, философские основы космизма: проекты «общего дела» Н.Ф. Федорова, учение о Богочеловечестве С.Н. Булгакова, культурологическая теория В.И. Вернадского и человечество как космическое явление в учениях К.Э. Циолковского и А.Л. Чижевского. ОК-7,11,12 Конспект текста, ответы на вопросы по лекции, обсуждение текста, ответы на вопросы по тексту, выступления с докладами и сообщениями.
  Тема: Культурологический синтез в философско-теоретических концепциях XX века (А.Ф. Лосев, М.М. Бахтин, Л.С. Выготский) Прочитать и проанализировать основную литературу (3, 5, 6) и на выбор дополнительную литературу по теме. Исследовать проблемы: культура как со-бытие, анализ мира как универсальной формы культуры А.Ф. Лосевым, культурологическая теория М.М. Бахтина: культура как «диалог голосов», культурно-историческая концепция сознания Л.С. Выготского. Работа над лекционным материалом и подготовка к контрольной работе   ОК-7,11,12 Конспект текста, ответы на вопросы по лекции, обсуждение текста, ответы на вопросы по тексту, выступления с докладами и сообщениями.
  Тема: Отечественная философия о человеке и культуре в конце ХХ – начале ХХI в. Прочитать и проанализировать всю основную литературу из списка (1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9) и на выбор дополнительную литературу по теме. Исследовать аспекты культурного развития в современной России, глобальные проблемы современности и их отражение в зеркале культурологической мысли начала XXI века. Изучить особенности культурологического метода Д.С. Лихачева, В.М. Петрова, Ю.М. Лотмана, А.И. Солженицына, М.С. Кагана, М.К. Мамардашвили и А. М. Панченко, культура как текст и как диалог у С.С. Аверинцева и В.С. Библера, «универсалии культуры» в творчестве В.С. Степина и В.М. Межуева о современной истории и культуре. Самотестирование ОК-7,11,12 Конспект текста, ответы на вопросы по лекции, обсуждение текста, ответы на вопросы по тексту, выступления с докладами и сообщениями

3. Методические рекомендации по подготовке к практическим (семинарским) занятиям

Задания для организации самостоятельной работы студентов по темам дисциплины и формы отчетности отражены в таблице. Литература по темам указана в программе и в планах семинарских занятий.

По подготовке к семинарскому занятию следует внимательно прочитать и проанализировать как основную литературу, так и первоисточники, выделить в них проблемы и термины, относящиеся к рассматриваемой теме, законспектировать их, отразив логику развертывания смысла. Важно уметь четко, точно и ясно формулировать материал и свое мнение по поводу этого материала.

Выступление на семинарском занятии представляет собой устное высказывание на определенную тему по литературе, согласованной с преподавателем. Важно говорить, обращаясь к аудитории, а не читать по бумаге, для этого необходимо составить план выступления. Выписать основные тезисы, быть готовым прояснить важные термины, готовым ответить на вопросы: Что именно видится интересным для Вас? Спорным, недоказанным и т.п. Для участия в дискуссиях и диспутах важно заранее подготовиться, знать основные термины и аргументы.

Содержание практических (семинарских) занятий

№ п/п Наименование разделов дисциплины Тематика, содержание практических (семинарских) занятий, литература для подготовки к занятиям
1. Культурная уникальность России в контексте мировой цивилизации Тема: Предмет отечественной культурологи. Характерные особенности российской культуры Вопросы: 1. «Проблемное поле» современной культурологии. 2. Культура и ментальность. Ментальность как образ (“душа”) национальной культуры. 3. Уровни взаимодействия культур: этнический, национальный, региональный, цивилизационный. 4. Факторы, способствующие взаимному обогащению культур и факторы конфликтности. 5. Ценностно–нормативная специфика российской культуры. 6. Психо–антропологический срез российской культуры. 7. Истоки национально-культурной самобытности. 8. Противоречивость российского менталитета, сосуществование взаимоисключающих тенденций. 9. Уроки и драмы российской культуры. Цивилизационные ресурсы русской идеи. 10. Многосоставность и многообразие культурологических течений в истории русской мысли. 11. Национально-культурная идентичность как условие межкультурного диалога. 12. Вклад российской культурологической мысли в мировую культурологию, ее своеобразное место в ней. Основная литература: 1, 2, 4, 6, 7, 8, 9
2. Битва за Россию: истоки проблемы в спорах о главном Тема: Становление проблематики русской философии культуры. Споры «славянофилов» и «западников» о путях развития России Вопросы: 1. Этапы становления отечественной культурологической мысли. 2. Идеология декабристов и русская культура. 3. А.С. Пушкин и русский Логос: об общецивилизационных и национально-особенных чертах российской истории. 4. Диалог А.С. Пушкина и П.Я. Чаадаева как становление русского национального самосознания. 5. П.Я. Чаадаев о драматичности исторического пути России и духовном застое русской культуры. «Отлученность» России и ее высокое историческое предназначении 6. Трагедия Н.В. Гоголя как отражение особенностей русского духа. 7. Споры о главном: позиции «славянофилов» и «западников». А.С. Хомяков и И.В. Киреевский об особенностях русской культуры. 8. «Пробужденный мыслитель»: эволюция взглядов А.И. Герцена. Основная литература: 1, 3, 5, 6, 8
3. Поиски самобытного пути русской культуры Тема: Идеальный славизм, идея соборности, теории культурно-исторических типов и идея духовной миссии русского народа в концепциях второй пол. XIX века Вопросы: 1. Поиски «русской идеи» и смысла самобытности духовно-исторических путей России в идеологии «почвенничества». 2. Пророчества К.Н. Леонтьева о трагических судьбах России 3. Идея единения и соборности: В.С. Соловьев о судьбе и назначении России. 4. Концепция культуры и культурно-исторические типы Н.Я. Данилевского. 5. Восточно-славянский тип и проблема «Россия и Европа» в концепции Н.Я. Данилевского 6. Ф.М. Достоевский о бытии человеческой души в мире. 7. Вера художника: культурная миссия Л.Н. Толстого. 8. Изменения ценностной доминанты как основа социокультурной динамики (П.А. Сорокин). Основная литература: 2, 3, 5, 6
4. Вера в Логос: православие и русская культура Тема: Христианско-религиозные теории культуры первой половины XX века Вопросы: 1. Культура как связующее начало между «миром посюстронним» и «потусторонним». 2. Свобода, творчество, личность – главные идеи философии культуры Н.А. Бердяева. Смысл истории – достижение Царства Божия в душе личности и народа. 3. Укорененность личностного бытия в Абсолюте и смысл культуры по С.Л. Франку. 4. Человек и культура как духовные феномены, подключенные к миру Божественного: философия и теология культуры И.А. Ильина. 5. Мировоззренческий универсум П.А. Флоренского. 6. Принцип «постмодернизма» в культорологии В.В. Розанова. Христианское и языческое – две стороны культуры. 7. Ora e sempre: Родное и вселенское в понимании истории и культуры Вяч. И. Иванова. Идея единого всечеловеческого сердца. 8. Философия культуры Д.С. Мережковского. Христианство – религия любви и свободы.   Основная литература: 1, 2, 3, 5, 6, 7, 8
5. Социализм – революционный демократизм – марксизм в русской культуре кон. XIX – нач. XX вв. Тема: Идеальный социализм и революционный демократизм. Российский марксизм об обществе и культуре Вопросы: 1. Социалистические идеи В.Г. Белинского в истории русской культуры. 2. Русская культура и революция: ответ Н.Г. Чернышевского на «вечный вопрос». 3. Революционный демократизм и «нигилизм» Н.А. Добролюбова и Д.И. Писарева. 4. Влияние идей К. Маркса на русское мировоззрение, на российских революционных мыслителей. 5. Социально-исторические взгляды Г.В. Плеханова: познание исторической закономерности как основа человеческой свободы. 6. В.И Ленин о партийно-классовом подходе к культуре. Культура в условиях «диктатуры пролетариата». Основная литература: 3, 4, 5, 7, 9
6. Космос как предчувствие: русские теории вселенской культуры Тема: Русский космизм XIX-XX веков о человеке и культуре Вопросы: 1. Вселенское начало и целостность мироздания – истоки русского космизма в трудах В.С. Соловьева, Вяч. И. Иванова и др. 2. Вечные мифы о космосе. Творец и культура. 3. Философские основы космизма: проекты «общего дела» Н.Ф. Федорова. 4. Культура и учение о Богочеловечестве С.Н. Булгакова. 5. Космос и культура: культурологическая теория В.И. Вернадского. 6. Человечество как космическое явление в учениях К.Э. Циолковского и А.Л. Чижевского. Основная литература: 1, 2, 3, 5, 7
7. Миф – язык – ментальность: культурологическая синергетика Тема: Культурологический синтез в философско-теоретических концепциях XX века (А.Ф. Лосев, М.М. Бахтин, Л.С. Выготский) Вопросы: 1. Культура как событие. 2. Имя и символ: анализ мира как универсальной формы культуры А.Ф. Лосевым. 3. Миф и символ. Символика социально-исторической реальности А.Ф. Лосева. 4. Культурологическая теория М.М. Бахтина: культура как «диалог голосов». Полифонизм культуры и проблема авторского голоса. 5. М.М. Бахтин о смеховом мире и трансформации культурных смыслов. 6. Культурно-историческая концепция сознания Л.С. Выготского. 7. Л.С. Выготский о предметно-практических основах человеческой психики и культуры. Основная литература: 3, 5, 6
8. Лики и отражения современной российской культуры Тема: Отечественная философия о человеке и культуре в конце ХХ – начале ХХI в. Вопросы: 1. Проблемы культурного развития в современной России. Культура и глобальные проблемы современности, их отражение в зеркале культурологической мысли начала XXI века. 2. Особенности культурологического метода академика Д.С. Лихачева. Целостность культурологической мысли 3. Динамика культуры как цикличность смены аналитического и синтетического типов информационных процессов. Культура как социокод: В.М. Петров. 4. Семиотика культуры Ю.М. Лотмана. 5. А.И. Солженицын (1918–2008) о культурном пути России. 6. «Системная синергетика» культуры М.С. Кагана. 7. Феноменология культуры М.К. Мамардашвили и А. М. Панченко. 8. Культура как текст и как диалог: С.С. Аверинцев и В.С. Библер. 9. Трагедия человечества и России: А.А. Зиновьев. 10. «Универсалии культуры» в творчестве В.С. Степина. 11. На пути к универсальной цивилизации: В.М. Межуев о современной истории и культуре. 12. Диалог культур как реальная возможность преодоления противоречий современной цивилизации. Основная литература: 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9

4. Методические рекомендации по написанию контрольных и исследовательских работ

Одним из видов самостоятельной работы студентов магистратуры может быть написание контрольной работы по заранее согласованной с преподавателем теме. Контрольная (исследовательская) работа представляет собой рассмотрение конкретной проблемы, куда входит как изучение литературы по теме, так и анализ конкретной ситуации (проведение опроса, анализ мнений).

Объем работы: 10 - 15 страниц формата А4 (14 кеглем Times New Roman , через 1,5 интервала, поля: сверху — 2; слева — 3; справа — 1; снизу — 2; абзацный отступ — 1,25).

Контрольная работа должна иметь строгую и продуманную структуру, включающую в себя:

1. Титульный лист.

2. Оглавление (содержание).

3. Введение.

4. Основная часть (главы и параграфы).

5. Выводы по главам.

6. Заключение.

7. Список использованной литературы.

8. Приложение.

4.1. Примерная тематика контрольных работ:

1. Отечественная культурология: идеи и образы.

2. Российская культурологическая мысль и специфика отечественной культуры.

3. Идея всеединства в русской культуре и русской культурологии.

4. Взаимосвязь научного, художественного и религиозного постижения бытия в российской культурологии.

5. Диалог А.С. Пушкина и П.Я. Чаадаева о судьбе русской культуры.

6. П.Я. Чаадаев и драма исторических путей России.

7. «Славнофильство» и «западничество»: незаконченный диалог.

8. И. Киреевский: истина разума и истина сердца.

9. А. Хомяков и проблема православной соборности.

10. Трагедия А.И. Герцена и судьбы России.

11. В.Г. Белинский и русское гегельянство.

12. Русский революционный демократизм и нигилизм 60-х годов XIX века и современная идейная борьба.

13. «Идеал Мадонны» и «идеал содомский» в творчестве Ф.М. Достоевского.

14. «Подпольный человек» Ф.М. Достоевского и современная российская культура.

15. К. Леонтьев о «смесительном упрощении» культуры буржуазной эпохи.

16. Дилемма «Россия – Европа» в творчестве Н. Данилевского.

17. Пути и судьбы русского марксизма конца XIX – начала XX веков (Г.В. Плеханов, В.И. Ленин).

18. Русский марксизм и трагедия социалистической идеологии в России.

19. Н.А. Бердяев о драмах и противоречиях российской истории.

20. С.Л. Франк и проблема «непостижимого».

21. С.Л. Франк о специфике «русского мировоззрения.

22. Человек и культура как духовные феномены в творчестве И. Ильина.

23. П. Флоренский о необходимости синтеза познавательных способностей человека.

24. Вера и знание в творчестве П. Флоренского.

25. В.В. Розанов: пол и культура.

26. «Грядущий хам» Д.С. Мережковского и современная ситуация в России.

27. Идеи и образы русского космизма.

28. Образы античности и Возрождения в творчестве А.Ф. Лосева.

29. М.М. Бахтин о диалогизме Ф.М. Достоевского.

30. Культурно-историческая концепция сознания Л. Выготского.

31. Д.С. Лихачев: культура как духовная среда человека.

32. Э. Ильенков и прочтение Гегеля и Маркса в российской мысли.

33. Концепция классики М. Лифшица и проблемы «постмодернизма».

34. М.К. Мамардашвили и «топология жизненного пути».

35. А.А.Зиновьев о «русской трагедии».

36. В. Библер и «школа диалога культур».

37. Ю.М. Лотман об исторических особенностях русской культуры.

38. В.С. Степин об «универсалиях культуры».

39. В. Кожинов: победы и беды России.

40. Культура «нового средневековья» в России.

41. А.С. Панарин: православная цивилизация в глобальном мире.

4.2. Тематика и структура исследовательских работ

Тема: «СМИ и культура»

1. Социально-культурные функции СМИ и культурная миссия современной журналистики.

2. Национально-культурные (ментальные) особенности, влияющие на характер профессии журналиста.

Специфические ценности и особенности национального менталитета, которые

Наши рекомендации