Какой тип взаимодействия между объектами может быть обозначен как коммуникация и, соответственно, какие характеристики взаимодействия необходимо и достаточно делают его коммуникацией?

Первые две характеристики мы уже определили:

1) субъект-субъектное взаимодействие

2) опосредованное субстанцией взаимодействие

Опираясь на функциональный подход, дадим характеристику каждому из элементов данной схемы:

S (source, источник) – M (message, сообщение) – R (receiver, получатель) – E (effect, эффект)

Функция S:производство и передача коммуникативной субстанции.

Функция M:перенос смыслов ко второму источнику взаимодействия

Функция R: Восприятие, обработка, получение информации, реакция

Обязательным условием коммуникации является определенное изменение в подсознании, сознании и поведении R, порожденное смыслами, содержащимися в сообщении.

Именно это изменение и является эффектом E коммуникации, делает коммуникацию коммуникацией, а субъекта, получившего сообщение, реальным получателем.

Финальные базовые характеристики коммуникативного взаимодействия:

Коммуникативное взаимодействие субъект-субъектное   взаимодействие
опосредованное информационное
эффективное
синхронное и диахронное

Ряд специалистов также считает необходимым для коммуникации такой параметр, как целесообразность. Тем не менее, в целом категория целесообразности представляется некорректной, т.к.:

1. Имеет относительную природу (может быть целесообразна для одного субъекта, но нецелесообразна для другого)

2. Является избыточной (т.к. субъекты немеренно и сознательно обмениваются информацией)

В результате сформулированы четыре исчерпывающие важнейшие характеристики коммуникативного взаимодействия. Из трех фундаментальных вопросов выходит финальное определение коммуникации.

Билет 6. Коммуникация в ряду смежных категорий: понятия информации, энтропии, общения, перцепции, интеракции.

+ Определение коммуникации

Информация – это сообщение о чём-либо, это сведения, которые являются объектом сбора, хранения, обработки и передачи. В середине 20 века категория информация становится общенаучной – обмен сведениями между людьми, человеком и автоматом, автоматом и автоматом, обмен сигналами в животном и растительном мире, передача наследственных признаков от клетки к клетке, от организма к организму.

Информация – количественная мера уменьшения энтропии у читателя.

У человека есть постоянная потребность в ориентации и информации.

Общение – это процесс взаимосвязи и взаимодействия соц. субъектов, в ходе которых происходит: обмен деятельностью, информацией, опытом, способностями, умениями, навыками и результатами этой деятельности.

Результаты деятельности: материальные (орудия и средства труда; объекты,воплощающие соц.ценности и человеческий опыт), нематериальные ( результаты духовной деятельности, идеи, ценности, идеалы, чувства и настроения).

Общение – это обязательное условие формирования человека как существа социального. Есть учёные, которые полностью отождествляют понятия «коммуникация» и «общение», но в рамках нашего курса мы дифференцируем эти понятия.

Перцепция – это процесс восприятия сообщений, осуществляемый субъектами общения; непосредственное отражение действительности органами чувств; восприятие.

Интеракция– взаимодействие, взаимное влияние людей или воздействие групп друг на друга.

Выделяется 3 формы интеракции: 1)групповая2)конкуренция3)конфликт(!но это не точно!)

Энтропия– это мера внутренней неупорядоченности системы; количественный показатель хаотичности; неупорядоченность некоторой совокупности элементов или их системы. Энтропия=0=полный порядок.

Билет 7. Понятие и типология коммуникативного действия.

Коммуникативное действие – действие социального субъекта, связанное с выполнением функций источника или получателя сообщения в коммуникативном взаимодействии.

Субъекты коммуникативного действия – акторы.

Критерии типологизации коммуникативных действий:

Интенциональное/неинтенциональное

Инт. – намеренное отправление сообщения

Неинт. – ненамеренное отправление сообщения (румянец при смущении)

Сознательное/неосознанное

Созн. – восприятие сообщения и реагирование на него с участием сознательного контура психики

Неосозн. – происходит без участия контура психики (купила вещь, т.к. понравилась)

Вербальное/невербальное

Верб. – устная и письменная речь

Неверб. – жесты, мимика, пантомимика

Возможны следующие типы коммуникативного действия источника:

ДИ 1.1. Интенциональное вербальное коммуникативное действие источника (ИВКДИ).

Пример – словесная просьба не курить в вашем присутствии.

ДИ 1.2. Интенциональное невербальное коммуникативное дей­ствие источника (ИНКДИ).

Пример – пожимаем плечами, когда не знаем, что ответить.

ДИ 2.1. Неинтенциональное вербальное коммуникативное дей­ствие источника (НВКДИ).

Пример – спонтанное использование ненормативной лексики.

ДИ 2.2. Неинтенциональное невербальное коммуникативное дей­ствие источника (ННКДИ).

Пример – непроизвольное зевание как знак усталости или утомлении разговором.

Возможны следующие типы коммуникативного действия получателя:

ДП 1.1. Неосознанное невербальное коммуникативное действие получателя (ННКДП).

ДП 1.2. Неосознанное вербальное коммуникативное действие полу­чателя (НВКДП).

ДП 2.1. Сознательное невербальное коммуникативное действие по­лучателя (СНКДП).

ДП 2.2. Сознательное вербальное коммуникативное действие по­лучателя (СВКДП).

Билет 8. Понятие и типология коммуникационного взаимодействия (коммуникативных актов). Примеры.

Под коммуникативным актом будем понимать элементарную единицу коммуникации.

Коммуникативный акт – однократное завершенное коммуника­ционное взаимодействие, в ходе которого применительно к одно­му дискретному целостному и завершенному сообщению совер­шились процессы его создания, отправки и получения.

КДИ КДП
Неосознанное КДП ДП1 Сознательное КДП ДП2
Неинтенциональное действие источника ДИ2 Невербальное НКДИ 1)Неинтенциональный невербальный неосознанный коммуникативный акт 5)Неинтенциональный невербальный сознательный коммуникативный акт
Вербальное НКДИ 2)Неинтенциональный вербальный неосознанный коммуникативный акт 6)Неинтенциональный вербальный сознательный коммуникативный акт
Интенциональное действие источника ДИ1 Невербальное ИКДИ 3)Интенциональный невербальный неосознанный коммуникативный акт 7)Интенциональный невербальный сознательный коммуникативный акт
Вербальное ИКДИ 4)Интенциональный вербальный неосознанный коммуникативный акт 8)Интенциональный вербальный сознательный коммуникативный акт

Примеры:

1) Поведение незнакомых друг с другом девушек и юношей на танцполе в клубе

2) В разговоре собеседник неосознанно употребляет слово, которое являлось ключевым в гипнозе оппонента

3) Один их собеседников воспринимает приближение оппонента как знак опасности или дискомфорта (позы и жесты, о которых знает источник, но не знает получатель, хотя они на него действуют)

4) Гипноз; гипнотизер(источник) управляет поведением получателя с помощью определенных фраз

5) Непроизвольный зевок во время переговоров как знак усталости для партнеров

6) Интеллигент в тюремной среде

7) Кивок головой как знак согласия

8) Чтение лекции

Билет 9. Виды и типы социальных коммуникаций: методологические подходы и основные классификации.

Социальная коммуникация – это процесс, в котором участвуют как минимум 2 социальных субъекта, причём есть как факт передачи, так и факт приёма информации. Со стороны источника передача осуществляется интенционально (намеренно) (вербально/невербально), а со стороны получателя происходит приём этой информации как на осознанном, так и на неосознанном уровне.

Основные критерии базируются на простейшей модели коммуникации Лассвелла (КТО сообщает ЧТО, по какому КАНАЛУ, КОМУ и с каким ЭФФЕКТОМ?)

В качестве основных критериев и классификаций выступают следующие:

I) По типу субъектов:

4 типа соц. субъектов, способных выполнять функции S и R (индивид, соц.группа, соц.орг, масса), т.е. личность-личность, личность-группа, личность-организация, личность-масса и т.д.

II) По психологической направленности:

  • Когнитивно-ориентированное сообщение (информация)

Цель: донесение определенной информации до получателя, повышение уровня его информированности

Задача: информировать

  • Аффективно-ориентированное сообщение (эмоции)

Цель: возбуждение эмоций, пробуждение чувств у аудитории (например, комплимент)

  • Конативно-ориентированное сообщение (побуждение)

Цель: побуждение аудитории к действию

Наши рекомендации