Исследовательские умения, или учитель как исследователь
Исследовательские умения учителя пронизывают и обогащают все другие умения его деятельности, без владения этими умениями не может быть творчески работающего учителя. Именно благодаря этим умениям и осуществляются учителем его познавательные функции.
Все исследовательские умения можно разделить на три группы.
Первая группа уменийсвязана с анализом:
- умение анализировать уроки любых видов;
- умение анализировать деятельность коллег и свою собственную;
- умение анализировать деятельность учащихся;
- умение анализировать учебники и учебные пособия.
Без умения анализировать невозможна никакая другая деятельность. Анализ – это проникновение в сущность явления, понимание его взаимосвязи с другими явлениями, предпосылка преобразования окружающей действительности.
Вторая группа уменийсвязана с методами научного исследования:
- умение работать с научной литературой;
- умение проводить наблюдение;
- умение проводить анкетирование и беседу;
- умение тестировать в целях изучения индивидуальных свойств учащихся и определения уровня обученности;
- умение проводить несложный эксперимент.
Третья группа умений– это умения общего характера, связанные с деятельностью учителя в целом:
- умение подготовить научный доклад по какой-либо проблеме обучения иностранным языкам;
- умение написать статью на методическую тему;
- умение участвовать в дискуссии по методическим проблемам;
- умение обобщать опыт (свой и других);
- умение воспринимать новое и претворять его в жизнь;
- умение вести работу по самообразованию.
Эти умения позволяют выполнять учителю-исследователю такие функции, как: рефлексивную, самообразовательную, изобретательскую, функцию обобщения передового опыта, функцию внедрения результатов научных исследований в практику [3].
Доп. вопрос. Категории учителя ИЯ!
^ Структура урока должна быть гибкой. Она определяется этапом обучения, местом урока в серии уроков, характером поставленных задач. Структура любого урока включает: начало, центральную часть и завершение.
1. Начало должно проходить в быстром темпе и занимать 3-5 минут. Его возможное содержание: приветствие, оргмомент, сообщение задач урока, фонетическая/речевая зарядка. 2 задачи: организовать урок, подготовить уч-ся к участию в уроке и ввести уч-ся в атмосферу ИЯ, обеспечить их работу на уроке. Приветствие уч-ля может переходить в речевую зарядку. Оргмомент содержит рапорт дежурного или диалог уч-ля с дежурным. На среднем и старшем этапе рапорт дежурного можно опускать, не следует затягивать начало урока.
2.
Центральная часть урока выполняет главную роль в выполнении нескольких задач. В начальной школе центральная часть носит дробный характер. Все ВРД поддерживают друг друга и строятся на общей языковой базе активного языкового минимума.
^ На среднем этапе в основном сохраняется такая структура центральной части. Но возможны уроки с более цельной структурой. Это связано с увеличением удельного веса чтения и возможностью решения одной задачи на уроке, например, беседа по домашнему чтению.
^ На старшем преобладают уроки с цельной центральной частью, посвященной решению 1-ой задачи: чтение текста и беседа по проблемам, затрагиваемым в нем. На этом этапе могут быть уроки смешанного типа.
3.
Завершение урока: подводятся итоги урока, оценивается работа уч-ся, постановка домашнего задания. Могут проводиться закрепляющие игры.
Этапы урока:
- организационный этап
- этап проверки домашнего задания
- этап всесторонней проверки знаний - или этап актуализации
- этап подготовки учащихся к активному усвоению нового материала
- этап усвоения новых знаний
- этап проверки понимания учащимися нового материала
- этап закрепления
- этап информирования о домашнем задании
- этап рефлексии
Способность учащихся к усвоению:
1-4 мин. – 60 % информации
5 - 23 мин. – 80 % информации
24 -34 мин. – 50 % информации
35 -45 мин. – 6 % информации
Типология уроков
Примерная структура каждого типа урока по ФГОС
1. Структура урока усвоения новых знаний:
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Актуализация знаний- Актуализация знаний выполнение действий, состоящих в извлечении из кратковременной или долговременной памяти ранее усвоенного материала для его использования.
4) Первичное усвоение новых знаний.
5) Первичная проверка понимания
6) Первичное закрепление.
7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
8) Рефлексия (подведение итогов занятия)
2Структура урока комплексного применения знаний и умений (урок закрепления).
1) Организационный этап.
2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.
3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
4) Первичное закрепление
в знакомой ситуации (типовые)
в изменённой ситуации (конструктивные)
5) Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)
6) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
7) Рефлексия (подведение итогов занятия)