Адаптационные умения, или учитель как режиссер
В номенклатуру адаптационных умений входят две группы. Первая группа - это умения, связанные со способностью подобрать всевозможные приемы обучения, адекватные реальным условиям:
1) приемы начала урока;
2) приемы завершения урока;
3) приемы контроля;
4) приемы речевой зарядки;
5) приемы семантизации лексических единиц;
6) приемы автоматизации лексических единиц;
7)приемы презентации грамматического явления;
8) приемы автоматизации грамматического явления;
9) приемы обобщения лексического материала;
10) приемы обобщения грамматического материала;
11) приемы зрительного (аудитивного) ознакомления с текстом;
12) приемы интерпретации текста (разговорного текста);
13) приемы развития любого качества или механизма монологического высказывания;
14) приемы развития умения диалогического общения;
15) приемы развития умения группового общения;
16) приемы развития любого механизма аудирования;
17) приемы развития умения аудировать;
18) приемы формирования любого механизма чтения;
19) приемы развития техники чтения;
20) приемы развития умения читать;
21) приемы развития техники письма.
Вторая группа адаптационных умений:
1) адаптировать речевой материал к индивидуальным особенностям учащихся, к уровню их обученности, к ступени обучения;
2) адаптировать свою речь в зависимости от ступени обучения и уровня обученности учащихся;
3) определять последовательность упражнений и состав комплекса упражнений в зависимости от ступени, уровня обученности учащихся;
4) соизмерять свои действия с ходом усвоения материала;
5) легко переключаться с одного вида работы на другой, с одного вида деятельности на другой;
6) импровизировать в неожиданных учебных ситуациях (быть адекватным данным ситуациям);
7) настроить учащихся соответственно теме урока или в зависимости от их состояния (адаптировать учащихся);
Настроиться самому соответственно теме урока или состоянию учащихся (адаптироваться самому).
Задание 2. Проанализируйте следующий эпизод: в чем могли заключаться причины неудачи у молодой учительницы?
Отрывок из дневника по школьной педагогической практике: «Вот уже пятый урок, а между мной и детьми как будто стеклянная стена. Такое ощущение, что мы видим друг друга, но не воспринимаем. Не понимаю, почему это происходит, кажется, все спланировано до мелочей...»
Задание 3.
Каждому молодому учителю полезно составить план своего профессионального роста. Что бы вы включили в свой план, учитывая необходимость развития адаптационных умений, и почему?
Таблица 1
Что мне нужно знать? (знания) | Что мне следует в себе развить? (способности) | Чему мне следует научиться? (умения) |
Организационные умения, или учитель как организатор
Организационные действия учителя весьма многочисленны и многообразны. Организационными единицами в деятельности учителя являются виды работы. Под видом работы как единицей организаторской деятельности понимается определенная совокупность организационных действий, направленных на достижение промежуточных, но постоянно используемых целей в обучении иностранным языкам.
1. Организация подготовки учащихся к работе:
- введение в атмосферу общения;
- создание необходимого функционального состояния учащихся;
- постановка задач урока для учащихся;
- организация поведения учащихся на перемене перед уроком.
Организация процесса работы с языковыми навыками и речевыми умениями на уроке
Организация процесса презентации лексических единиц (ЛЕ):
- подготовка учащихся к восприятию новых ЛЕ;
- вызов потребности в новых ЛЕ;
- предъявление и показ функционирования ЛЕ в речи;
- семантизация новых ЛЕ;
- зрительное и моторно-двигательное подкрепление;
- использование опор.
3. Организация процесса автоматизации ЛЕ:
- постановка речемыслительной задачи;
- стимуляция учащихся к высказыванию своих мыслей;
- организация процесса обсуждения речемыслительной задачи.
4. Организация процесса презентации грамматических явлений:
- экспозиция нового грамматического явления;
- показ функционирования грамматического явления в речи;
- использование правил-инструкций (пояснения);
- использование речевых образцов, схем, таблиц и т.п. как опор;