Исследовательские умения, или учитель как исследователь

Исследовательские умения учителя пронизывают и обогащают все другие умения его деятельности, без владения этими умениями не может быть творчески работающего учителя. Именно благодаря этим умениям и осуществляются учителем его познавательные функции.

Все исследовательские умения можно разделить на три группы.

Первая группа уменийсвязана с анализом:

- умение анализировать уроки любых видов;

- умение анализировать деятельность коллег и свою собственную;

- умение анализировать деятельность учащихся;

- умение анализировать учебники и учебные пособия.

Без умения анализировать невозможна никакая другая деятельность. Анализ – это проникновение в сущность явления, понимание его взаимосвязи с другими явлениями, предпосылка преобразования окружающей действительности.

Вторая группа уменийсвязана с методами научного исследования:

- умение работать с научной литературой;

- умение проводить наблюдение;

- умение проводить анкетирование и беседу;

- умение тестировать в целях изучения индивидуальных свойств учащихся и определения уровня обученности;

- умение проводить несложный эксперимент.

Третья группа умений– это умения общего характера, связанные с деятельностью учителя в целом:

- умение подготовить научный доклад по какой-либо проблеме обучения иностранным языкам;

- умение написать статью на методическую тему;

- умение участвовать в дискуссии по методическим проблемам;

- умение обобщать опыт (свой и других);

- умение воспринимать новое и претворять его в жизнь;

- умение вести работу по самообразованию.

Эти умения позволяют выполнять учителю-исследователю такие функции, как: рефлексивную, самообразовательную, изобретательскую, функцию обобщения передового опыта, функцию внедрения результатов научных исследований в практику [3].

Доп. вопрос. Категории учителя ИЯ!

^ Структура урока должна быть гибкой. Она определяется этапом обучения, местом урока в серии уроков, характером поставленных задач. Структура любого урока включает: начало, центральную часть и завершение.

1. Начало должно проходить в быстром темпе и занимать 3-5 минут. Его возможное содержание: приветствие, оргмомент, сообщение задач урока, фонетическая/речевая зарядка. 2 задачи: организовать урок, подготовить уч-ся к участию в уроке и ввести уч-ся в атмосферу ИЯ, обеспечить их работу на уроке. Приветствие уч-ля может переходить в речевую зарядку. Оргмомент содержит рапорт дежурного или диалог уч-ля с дежурным. На среднем и старшем этапе рапорт дежурного можно опускать, не следует затягивать начало урока.

2.
Центральная часть урока выполняет главную роль в выполнении нескольких задач. В начальной школе центральная часть носит дробный характер. Все ВРД поддерживают друг друга и строятся на общей языковой базе активного языкового минимума.


^ На среднем этапе в основном сохраняется такая структура центральной части. Но возможны уроки с более цельной структурой. Это связано с увеличением удельного веса чтения и возможностью решения одной задачи на уроке, например, беседа по домашнему чтению.

^ На старшем преобладают уроки с цельной центральной частью, посвященной решению 1-ой задачи: чтение текста и беседа по проблемам, затрагиваемым в нем. На этом этапе могут быть уроки смешанного типа.

3.
Завершение урока: подводятся итоги урока, оценивается работа уч-ся, постановка домашнего задания. Могут проводиться закрепляющие игры.

Этапы урока:

- организационный этап

- этап проверки домашнего задания

- этап всесторонней проверки знаний - или этап актуализации

- этап подготовки учащихся к активному усвоению нового материала

- этап усвоения новых знаний

- этап проверки понимания учащимися нового материала

- этап закрепления

- этап информирования о домашнем задании

- этап рефлексии

Способность учащихся к усвоению:

1-4 мин. – 60 % информации

5 - 23 мин. – 80 % информации

24 -34 мин. – 50 % информации

35 -45 мин. – 6 % информации

Типология уроков

Примерная структура каждого типа урока по ФГОС

1. Структура урока усвоения новых знаний:

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Актуализация знаний- Актуализация знаний выполнение действий, состоящих в извлечении из кратковременной или долговременной памяти ранее усвоенного материала для его использования.

4) Первичное усвоение новых знаний.

5) Первичная проверка понимания

6) Первичное закрепление.

7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

8) Рефлексия (подведение итогов занятия)

2Структура урока комплексного применения знаний и умений (урок закрепления).

1) Организационный этап.

2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.

3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

4) Первичное закрепление

в знакомой ситуации (типовые)

в изменённой ситуации (конструктивные)

5) Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)

6) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

7) Рефлексия (подведение итогов занятия)

Наши рекомендации