Упражнение 17. Определите функционально-смысловой тип речи, к которому относится данный текст. Свою точку зрения аргументируйте.
Явления на границе жидкость – газ.
Произведем несколько опытов. Поместим на стеклянную пластинку настолько малую каплю ртути, что вес ее не будет играть заметной роли. Мы заметим, что капелька примет форму шара. Раздавим ее второй пластинкой в плоскую лепешку. Если снять верхнюю пластинку, капелька вновь примет форму шара. Впустим каплю анилина в раствор поваренной соли такой крепости, чтобы анилин не тонул и не всплывал. В этом случае вес анилина не имеет значения, так как он уравновешен выталкивающей силой раствора. Мы увидим, что капля анилина тоже примет форму шара. Поместим в пламя спиртовой или газовой горелки тонкий острый обломок стеклянной трубки и расплавим его, жидкое стекло приобретает округлую форму. (По Н. Л. Глинке)
Упражнение 18. Определите тему текста. Дайте тексту заголовок, определите основные микротемы, выделив абзацы. Определите, к какому функционально-смысловому типу речи относится этот текст. Аргументируйте свою точку зрения.
Мы часто наблюдаем падение различных тел на землю. При падении тел происходит уменьшение их скорости, особенно если падают очень легкие тела. Это происходит потому, что воздух препятствует движению тела, уменьшая его скорость. А как происходит падение тел при отсутствии воздуха, то есть в вакууме? Проделаем такой опыт. Возьмем стеклянную трубку, поместим в нее кусочек свинца и легкое перышко, выкачаем из трубки воздух. Мы увидим, что тела в вакууме падают одинаково. Это так называемое свободное падение тел. Но если мы впустим в трубку немного воздуха, то перышко и свинец будут падать по-разному. Изучая падение тел, физики установили, что высота падения тел пропорциональна квадрату времени падения. Следовательно, падение есть равноускоренное движение (если воздух не мешает сильно движению) Иначе говоря, падение тел есть движение с постоянным, одинаковым для всех тел ускорением, которое направлено вниз.
Как движется тело, брошенное вертикально вверх? Опыт показывает, что в этом случае тело движется равнозамедленно, но с тем же ускорением, с которым тело падает вниз. Итак, тела, брошенные вблизи поверхности Земли, движутся с одним тем же ускорением. Ускорение свободного падения всегда обозначают буквой g. Измерения показали, что в разных местах Земли ускорение свободного падения неодинаково. Самое большое ускорение – на полюсах, самое маленькое – на экваторе. При расчетах движения падающих тел, брошенных вертикалью вверх, ускорение принято считать равным 9,8 м/сек2.
Упражнение 19. Прочитайте текст. Проанализируйте лексику, выпишите: а) термины, общенаучные слова и конструкции, обеспечивающие логичность и связность выражения мыслей; б) отглагольные существительные на ие/-ние, определите их падеж, определите их разряд; в) причастия и причастные обороты. Скажите, какие типы предложений использованы в этом тексте, приведите примеры. Сделайте вывод о стилевой принадлежности текста.
Механическая работа
Первый вопрос, который мы будем рассматривать – это вопрос о том, в каком случае совершается работа, то есть когда мы считаем, что
совершается работа. Известно, что понятие механической работы связано с перемещением тела под действием силы, если нет перемещения, то нет и работы. Когда мы двигаем тележку, поднимаем груз, растягиваем или сжимаем пружину, мы совершаем работу. Во всех этих случаях перемещается точка приложения силы. Если точка приложения силы не перемещается, то работа не совершается. Например, если груз, висящий на нити, неподвижен, не перемещается, то сила тяжести, действующая на него, работы не совершает. Но при падении груза сила тяжести совершает работу. Итак, механическая работа совершается только тогда, когда перемещается точка приложения силы.
Величина производимой работы зависит от величины силы, совершающей работу, и от расстояния, на которое перемещается точка приложения силы. Чем больше сила и чем больше расстояние, на которое перемещается точка приложения силы, тем больше работа.
Например, чем тяжелее груз и больше высота, на которую его надо поднять, тем больше будет работа, которую нужно совершить, чтобы поднять груз. Далее рассмотрим вопрос о том, как изменяется величина работы при совпадении направления силы и пути. Величина работы измеряется произведением силы на путь, пройденный телом под действием этой силы, если направление силы и пути совпадают. Если обозначить работу буквой А, силу буквой F, то и путь буквой S, то А= Fх S
Отсюда следует, что работа – это физическая величина, характеризующая действие силы на определенном пути.
Сила может производить положительную и отрицательную работу. Если направление силы совпадает с направлением перемещения, то работа силы является положительной. В этом случае сила производит положительную работу и сообщает телу положительное ускорение. Сила, совершающая положительную работу, называется движущей силой. Например, сила тяжести совершает положительную работу и является движущей силой.
Если же сила направлена в сторону, противоположную перемещению, то она совершает отрицательную работу и сообщает телу отрицательное ускорение. Сила, совершающая отрицательную работу, называется силой сопротивления. Так сила тяжести представляет собой силу сопротивления и совершает отрицательную работу при подъеме тел. Сила трения также всегда отрицательна, так как направлена против перемещения тела. Итак, сила, направление которой противоположно направлению перемещения, называется силой сопротивления Сила сопротивления препятствует движению. поэтому совершает отрицательную работу.
Если сила направлена под углом к направлению перемещения, то работа равна произведению силы на пройденный путь и косинус угла между направлением силы и направлением перемещения: А= Fх S х cos x l– где l – угол, между направлением силы и направлением перемещения.
Итак, механическая работа — это скалярная физическая величина измеряемая произведением модуля силы на модуль перемещения и косинус угла между ними.