Опирайтесь на авторскую позицию, при необходимости излагайте свою точку зрения. Аргументируйте ответ, опираясь на текст про изведения.

Выполняя задание 16, подберите для сопоставления два произведени разных авторов (в одном из примеров допустимо обращение к про­ изведению того автора, которому принадлежит исходный текст); укажите названия произведений и фамилии авторов; обоснуйте Ва выбор и сопоставьте произведения с предложенным текстом в зада ном направлении анализа.

Ответы записывайте чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.

15 Каков облик войны в лирическом произведении Д. Самойлова?


Вариант 7

16 ~! В каких произведениях русской лирики о войне возникает тема юности и в чём их сходство и различие со стихотворением «Сороковые»?

Часть 2

Для выполнения задания части 2 выберите только ОДНУ из предло­ женных тем сочинений (17.1-17.3).

Укажите номер выбранной Вами темы, а затем напишите сочинение на эту тему в объёме не менее 200 слов (если объём сочинения менее 150 слов, то оно оценивается О баллов).

Опирайтесь на авторскую позицию и формулируйте свою точку зре­ ния.

Аргументируйте свои тезисы, опираясь на литературные произве­ дения (в сочинении по лирике необходимо проанализировать не менее трёх стихотворений).

Используйте теоретико-литературные понятия для анализа произ­ ведения.

Продумывайте композицию сочинения.

Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.

17.1 Почему первые читатели и критики восприняли Печорина как отрицательное явление (по роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)?

17.2 Для чего в характеристике главной героини автор использует фольклорные мотивы (по пьесе А. Н. Островского «Гроза»)?

17.3 Особенности постмодернистской литературы (по произведе­ ниям одного автора на выбор).

60 Литератур.. Подготовка к ЕГЭ-2017

ВАРИАНТ 8

Часть 1

Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполн задания 1-9.

Итак, неизвестный погрозил Ивану пальцем и прошептал: «Тссс!» Иван опустил ноги с постели и всмотрелся. С балкона осторож­ но заглядывал в комнату бритый, темноволосый, с острым носом,

встревоженными глазами и со свешивающимся на лоб клоком волос человек примерно лет тридцати восьми.

Убедившись в том, что Иван один, и прислушавшись, таинст­ венный посетитель осмелел и вошёл в комнату. Тут увидел Иван, что пришедший одет в больничное. На нём было бельё, туфли на босу ногу, на плечи наброшен бурый халат.

Пришедший подмигнул Ивану, спрятал в карман связку ключей, шёпотом осведомился: «Можно присесть?» - и, получив утверди­ тельный кивок, поместился в кресле.

— Как же вы сюда попали? - повинуясь сухому грозящему паль­ цу, шёпотом спросил Иван, - ведь балконные-то решётки на замках?

— Решётки-то на замках, — подтвердил гость, — но Прасковья Фёдоровна — милейший, но, увы, рассеянный человек. Я стащил

у неё месяц назад связку ключей и, таким образом, получил возмож­ ность выходить на общий балкон, а он тянется вокруг всего этажа, и, таким образом, иногда навестить соседа.

— Раз вы можете выходить на балкон, то можете удрать. Или вы­ соко? — заинтересовался Иван.

— Нет, — твёрдо ответил гость, — я не могу удрать отсюда не по­ тому, что высоко, а потому, что мне удирать некуда. — И после паузы он добавил: - Итак, сидим?

— Сидим,— ответил Иван, вглядываясь в карие и очень беспо­ койные глаза пришельца.

— Да...— тут гость вдруг встревожился, — но вы, надеюсь, не буй­ ный? А то я, знаете ли, не выношу шума, возни, насилий и всяких ве­ щей в этом роде. В особенности ненавистен мне людской крик, будь то крик страдания, ярости или иной какой-нибудь крик. Успокойте меня, скажите, вы не буйный?


Вариант е

— Вчера в ресторане я одному типу по морде засветил, — мужест­ венно признался преображённый поэт.

— Основание? — строго спросил гость.

- Да, признаться, без основания, - сконфузившись, ответил Иван.

- Безобразие, - осудил гость Ивана и добавил: - А кроме того, что это вы так выражаетесь; по морде засветил? Ведь неизвестно, что именно имеется у человека, морда или лицо. И, пожалуй, ведь всё-таки лицо. Так что, знаете, кулаками... Нет, уж это вы оставьте, и навсегда.

(М.А. Булгаков. «Мастер и Маргарита»)

Ответом к заданиям 1-7 является слово, или словосочетание, или последовательность цифр.

1 Как называется лечебное заведение, в котором встречаются герои М. А. Булгакова в приведённом фрагменте романа?

Ответ: _

Какой приём характеристики незнакомца использует писатель во втором абзаце данного эпизода?

Ответ; .

I 3 !Как называют в романе М. А. Булгакова гостя Ивана Бездом-ного?

Ответ;

Установите соответствие между персонажами булгаковского произведения и их судьбами; к каждой позиции первого столб­ ца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПЕРСОНАЖИ   СУДЬБА
A) Пилат 1) стал профессором истории
Б) Понырев 2) ушёл по лунной дороге вместе с Иешуа
B) мастер 3) стал директором кукольного театра
  4) обрёл «вечный приют»

62 Литература. Подготовка к ЕГЭ-2017

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующи­ ми буквами.

Ответ:

А Б В

5 В романе «Мастер и Маргарита*, особую роль играет повторя­ емость событий, их связь, зеркальное отражение эпох. К какой категории художественного бытия героев относитсяэтоявление?

Ответ; .

Произведение М. А. Булгакова имеет сложную структуру, основанную на идее троичности; роман о Понтии Пилате об­ рамлён «московским сюжетом», а 13-я глава становится осью сюжетной симметрии. Как называется такая совокупность средств и приёмов, которые использовал автор для построения произведения, раскрытия и организации образов?

Ответ: .

Какую разновидность сниженной лексики использует в своей речи Иванушка Бездомный? ((Вчера а ресторане я одному типу по морде засветил...»)

Ответ: .


Вариант 8
  При выполнении заданий 8 и 9 сначала запишите номер задания,
  а затем дайтепрямой связный ответ на вопрос (примерный объём -
I 5-10 предложений).  
! Опирайтесь на авторскую позицию, при необходимости излагайте
' свою точку зрения. Аргументируйте ответ, опираясь на текст про-
  изведения.  
  Выполняя задание 9, подберите для сопоставления два произведения
разных авторов (в одном из примеров допустимо обращение к про­
  изведению того автора, которому принадлежит Исходный текст);
  укажите названия произведений и фамилии авторов; обоснуйте Ваш
  выбор и сопоставьте произведения с предложенным текстом в задан-
; ном направлении анализа.  
| Ответы записывайте чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.
I [Какое влияние на судьбу Ивана Бездомного оказал разговор
    с ночным гостем?  
  |В каких произведениях русской классики изображаются встре­
    чи с таинственными гостями и в чём их можно сопоставить
    с эпизодом из романа «Мастер и Маргарита»?  

Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания 10-16.

Заря прощается с землёю, Ложится пар на дне долин, Смотрю на лес, покрытый мглою, И на огни его вершин.

Как незаметно потухают Лучи и гаснут под конец!

С какою негой в них купают Деревья пышный свой венец!

И всё таинственней, безмерней Их тень растёт, растёт, как сон;

64 Литература. Подготовка к ЕГЭ-2017

Как тонко по заре вечерней Их лёгкий очерк вознесён!

Как будто, чуя жизнь двойную

И ей овеяны вдвойне, -

И землю чувствуют родную,

И в небо просятся оке.

(А. А. Фет, 1858)

Ответом к заданиям 10-14является слоев, или словосочетание, ил последовательность цифр.

10 К какой разновидности лирической поэзии можно отнести фетовское стихотворение?

Ответ: _

"ТГ[ Выпишите из третьей строфы приведённого стихотворения сравнение.

Ответ; _ _

12| Поэт часто использует художественный приём, заключаю-щийся в приписывании свойств одушевлённых предметов неодушевлённым. Укажите название этого приёма.

Ответ; _

13 | Из приведённого ниже перечня выберите три названия ху­ дожественных средств и приёмов, использованных поэтом во второй строфе данного стихотворения. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) инверсия 2)олицетворение 3)гипербола

4) оксюморон

5) риторическое восклицание

Ответ: I | I


Вариант 8

14Определите тип рифмы; двойную - родную. Ответ:

При выполнении заданий 15 и 16 сначала запишите номер задания, а затем дайте прямой связный ответ на вопрос (примерный объём - 5-10 предложений).

Наши рекомендации