Опирайтесь на авторскую позицию, при необходимости излагайт свою точку зрения. Аргументируйте ответ, опираясь на текст про изведения.

Выполняя задание 9, подберите для сопоставления два произведени разных авторов (в одном из примеров допустимо обращение к про­ изведению того автора, которому принадлежит исходный текст) укажите названия произведений и фамилии авторов; обоснуйте Ва выбор и сопоставьте произведения с предложенным текстом в зада ном направлении анализа.

Ответы записывайте чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.

8Какое развитие в произведении Н.А. Некрасова получает тема барства и холопства?

В каких произведениях русской классики показано противо­ стояние рабов и господ и в чём его можно сопоставить с исто­ рией , изображённой в приведённом фрагменте?


Вариант 3

Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания 10-16.

* * *

Из-под таинственной холодной полумаски Звучал мне голос твой отрадный, как мечта. Светили мне твои пленительные глазки И улыбалися лукавые уста.

Сквозь дымку лёгкую заметил я невольно

И девственных ланит и шеи белизну. Счастливец! видел я и локон своевольный, Родных кудрей покинувший волну!..

И создал я тогда в моём воображенье

По лёгким признакам красавицу мою;

И с той поры бесплотное виденье Ношу в душе моей, ласкаю и люблю.

И всё мне кажется: живые эти речи В года минувшие слыхал когда-то я;

И кто-то шепчет мне, что после этой встречи Мы вновь увидимся, как старые друзья.

(М.Ю.Лермонтов, 1841)

Ответом к заданиям 10-14является слово, или словосочетание^ или последовательность цифр.

Г10IКаким термином обозначается выразительная подробность,способствующая созданию таинственного облика красавицы («...видел я и локон своевольный...)?

Ответ: .

|11|Автор стихотворения прибегает к использованию тропа, ос­нованного на перенесении свойств или признаков одного предмета на другой по принципу сходства («Светили мне твои пленительные глазки»). Укажите название этого тропа.

Ответ; , .


  Литература. Подготовка к ЕГЭ-2017
Какую стилистическою разновидность лексики литературно­
  го языка использует поэт в своём произведении («ланиты»,
  «уста»)?  
  Ответ: .

13Из приведённого ниже перечня выберите три названия ху­ дожественных средств и приёмов, использованных поэтом

в третьей строфе данного стихотворения. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1)инверсия

2) риторическое восклицание

3) градация

4) метафора

5)литота

Ответ:

14Каким размером написано стихотворение «Из-под таинствен­ ной холодной полумаски...» (без указания количества стоп)?

Ответ: .

При выполнении заданий 15 и 16 сначала запишите номер задания а затем дайте прямой связный ответ на вопрос (примерный объём 5-10 предложений).

Опирайтесь на авторскую позицию, при необходимости излагайт свою точку зрения. Аргументируйте ответ, опираясь на текст пр изведения.

Выполняя задание 16, подберите для сопоставления два произведен разных авторов (в одном из примеров допустимо обращение к про­ изведению того автора, которому принадлежит исходный текст укажите названия произведений и фамилии авторов; обоснуйте В выбор и сопоставьте произведения с предложенным текстом в зада ном направлении анализа.

Ответы записывайте чётко и разборчиво, соблюдая нормыречи.

15 IКакой в воспоминаниях лермонтовского героя предстаётсавица, с которой он повстречался на маскараде?


Вариант 3

16 В каких произведениях русской литературы XIX века зву­ чит тема маскарада и в чём сходство и различие её решения со стихотворением М. Ю. Лермонтова?

Часть 2

Для выполнения задания части 2 выберите только ОДНУ из предло­ женных тем сочинений (17.1-17.3).

Укажите номер выбранной Вами темы, а затем напишите сочинени на эту тему в объёме не менее 200 слов (если объём сочинения менее 150 слов, то оно оценивается О баллов).

Опирайтесь на авторскую позицию и формулируйте свою точку зре­ ния.

Аргументируйте свои тезисы, опираясь на литературные произве­ дения (в сочинении по лирике необходимо проанализировать не менее трёх стихотворений).

Используйте теоретико-литературные понятия для анализа произ­ ведения.

Продумывайте композицию сочинения.

Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.

17.1 С какой целью Н. В. Гоголь прибегает к приёму изображения мнимого ревизора (по пьесе «Ревизор»)?

17.2 Докажите, что лирика Н. А. Некрасова носит демократический характер.

17.3 Тема судьбы в произведениях М. А. Шолохова (по рассказу «Судьба человека» или роману-эпопее «Тихий Дон»).


Литература. Подготовка к ЕГЭ*2017
  ВАРИАНТ 4

Часть 1

Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выпо задания 1-9. _ ^ _ _ _ _ _

Л у к а (задумчиво, Бубнову). Вот... ты говоришь - правда... Онк, правда-то,— не всегда по недугу человеку... не всегда правдой душу вылечишь... Был, примерно, такой случай: знал я одного человека, который в праведную землю верил...

Б у б н о в . Вочто-о?

Л у к а. В праведную землю. Должна, говорил, быть на свете праведная земля... в той, дескать, земле — особые люди населяют...

хорошие люди! Друг дружку они уважают, друг дружке — завсяко-* просто — помогают... и всё у них славно-хорошо! И вот человек всё собирался идти... праведную эту землю искать. Был он — бедный, жил — плохо... и, когда приходилось ему так уж трудно, что хоть ложись да помирай,— духа он не терял, а всё, бывало, усмехался только да высказывал: «Ничего! потерплю! Ещё несколько — пожду...

а потом - брошу всюэтужизнь и - уйду в праведную землю...» Одна у него радость была — земля эта...

Пепел . Ну?Пошёл? Б у б н о в . Куда?Хо-хо!

Л у к а. И вот в это место — в Сибири дело-то было — прислали ссыльного, учёного... с книгами, с планами он, учёный-то, и со вся-! кими штуками... Человек иговоритучёному: «Покажи ты мне, сделай милость, где лежит праведная земля и как туда дорога?» Сейчас это учёный книги раскрыл, планы разложил... глядел-глядел — нет нище праведной земли! Всё верно, все земли показаны, а праведной - нет!..

П е п е л (негромко). Ну? Нету?

Бубнов хохочет.

Н а т а ш а . Погоди ты... ну, дедушка?

Лука . Человек - не верит... Должна, говорит, быть... ищи луч­ ше! А то, говорит, книги и планы твои — ни к чему, если праведной земли нет... Учёный — в обиду. Мои, говорит, планы самые верные.


Вариант 4

а праведной земли вовсе нигде нет. Ну, тут и человек рассердился — как так? Жил-жил, терпел-терпел и всё верил — есть! а по планам выходит - нету! Грабёж!.. И говорит он учёному: «Ах ты... сволочь эдакой! Подлец ты, а не учёный...» Да в ухо ему - раз! Да ещё!.. (По­

мотав.) А после того пошёл домой - и удавился!..

! (М. Горький. «На дне»)

Ответом к заданиям 1-7является слово, или словосочетание, или последовательность цифр.

1 Кто из персонажей в приведённом отрывке неявно противо­ поставлен Луке?

Ответ: .

2В приведённом фрагменте герои в косвенной форме ведут фи­лософский спор. Назовите предмет спора (ответ дайте в име­ нительном падеже).

Ответ; .

3 1Назовите термин, которым обозначается пояснение, предва­ряющее или сопровождающее ход действия в пьесе («Бубнов хохочет»).

Ответ: .

Установите соответствие между персонажами пьесы «На дне» и их высказываниями: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПЕРСОНАЖИ ВЫСКАЗЫВАНИЯ

A) Коегылёв 1) «Работа? Сделай так, чтоб работа была

Б) Пепел мне приятна - я, может быть, буду рабо­

B) Бубнов тать... да! Может быть! Когда труд - удо­

вольствие, жизнь хороша!»

2) «А я вас всех люблю... я понимаю, братия

вы моя несчастная, никудыщная, пропа­

щая...»

32 Литература. Подготовка к ЕГЭ-2017

3) «А куда они — честь, совесть? На ноги, вместо сапогов, не наденешь ни чести, ни совести...Честь-совесть тем нужна,

у кого власть да сила есть...»

4) «Ты везде лишняя... да и все люди на зем­ ле—лишние...»

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующи­ ми буквами.

Ответ:

А Б В

С Как называются слова, принадлежашие к сниженной разно­ видности разговорного языка («завсяко-запросто, помирай» и др.), которые использует в своей речи Лука?

с Ответ:    
Каким термином принято обозначать развёрнутую реплику  
действующего лица в драматическом произведении?  
  Ответ: .  

Философский конфликт горьковской драмы разрешается са­ моубийством Актёра. Как в литературоведении называется элемент сюжета, знаменующий завершение конфликта в дра­ матическом произведении?

Ответ:


Вариант 4

При выполнении заданий 8 и 9 сначала запишите номер задания, а затем дайте прямой связный ответ на вопрос (примерный объём - 5-10 предложений).

Опирайтесь на авторскую позицию, при необходимости излагайте свою точку зрения. Аргументируйте ответ, опираясь на текст про­ изведения.

Выполняя задание 9, подберите для сопоставления два произведени разных авторов (в одном из примеров допустимо обращение к про­ изведению того автора, которому принадлежит исходный текст); укажите названия произведений и фамилии авторов; обоснуйте Ва выбор и сопоставьте произведения с предложенным текстом в задан ном направлении анализа.

Ответы записывайте чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.

8Какой символический смысл в контексте горьковской пьесы получает рассказанная Лукой притча о праведной земле?

9Какие произведения русской литературы содержат вставные новеллы и в чём сходство или различие этих новелл с идейно-художественным замыслом притчи Луки?

Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания 10-16.

К. Б.

Я встретил вас - и всё былое

В отжившем сердце ожило;

Я вспомнил время золотое —

И сердцу стало так тепло...

Как поздней осени порою Бывают дни, бывает час, Когда повеет вдруг весною И что-то встрепенётся в нас, -

Так, весь обвеян дуновеньем Тех лет душевной полноты,

3. Зам, № 33

34 Литература. Подготовка к ЕГЭ-2017

С давно забытым упоеньем Смотрю на милые черты...

Как после вековой разлуки, Гляжу на вас, как бы во сне, — И вот — слышнее стали звуки, Не умолкавшие во мне...

Тут не одно воспоминанье, Тут жизнь заговорила вновь,—

И то же в вас очарованье,

И та ж в душе моей любовь!..

(Ф. И. Тютчев, 1870)

Ответом к заданиям 10-14 является слово, или словосочетание, или последовательность цифр.

[ 10 |Стихотворение «Я встретил вас — и всё былое...» пронизановоспоминаниями о прошлом, ностальгией по минувшей люб­ ви. Как называется повторяющийся в произведении комплекс психологических переживаний героя поэта?

Ответ: .

| 11 |Свою встречу с прошлым лирический герой Ф. И. Тютчевасравнивает с дуновением весны в осеннюю пору. Укажите термин, которым обозначается такой приём уподобления со­ бытий человеческой жизни явлениям природы.

Ответ: .

| 12 |Какое пушкинское стихотворение составляет ассоциативныйфон лирического произведения Ф. И. Тютчева «Я встретил в а с - и всё былое...»?

Ответ: ■.

у


Вариант 4

13 Из приведённого ниже перечня выберите три названия ху-дожественных средств и приёмов, использованных поэтом

в третьей строфе данного стихотворения. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) ассонанс 4) умолчание
2) литота 5) риторический вопрос
3) эпитет    

Ответ:

14 Укажите размер, которым написано данное стихотворение (без указания количества стоп).

Ответ: т

При выполнении заданий 15 и 16 сначала запишите номер задания, а затем дайте прямой связный ответ на вопрос (примерный объём — 5-10 предложений).

Опирайтесь на авторскую позицию, при необходимости излагайте свою точку зрения. Аргументируйте ответ, опираясь на текст про­ изведения.

Выполняя задание 16, подберите для сопоставления два произведени разных авторов (в одном из примеров допустимо обращение к про­ изведению того автора, которому принадлежит исходный текст); укажите названия произведений и фамилии авторов; обоснуйте Ваш выбор и сопоставьте произведения с предложенным текстом в задан ном направлении анализа.

Ответы записывайте чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.

1~15~1 Докажите, что в стихотворении Ф. И. Тютчева «Я встретил вас — и всё былое...» находят воплощение романсовые мотивы.

16 Кто из русских поэтов X1Х-ХХ вв. обращался в своём твор­ честве к жанру романса и в чём заключается своеобразие тютчевского стихотворения?

4.3Н.МЗЭ

36 Литература. Подготовка к ЕГЭ-2017

Часть 2

Для выполнения задания части 2 выберите только ОДНУ из предло­ женных тем сочинений (17.1-17.3).

Укажите номер выбранной Вами темы, а затем напишите сочинен на эту тему в объёме не менее 200 слов (если объём сочинения менее 150 слов, то оно оценивается О баллов).

Наши рекомендации