Классификация познавательных туров

Понятие тура, структура и этапы создания.

Tур - первичная единица туристского продукта, реализуемая клиенту как единое целое, являющийся продуктом труда туроператора на определенный маршрут и в конкретные сроки. [13]

Схема 1

Виды туров.

Классификация познавательных туров - student2.ru

Познавательный тур: основное содержание и организационные особенности.

Главная цель культурно-познавательного туризма - осмотр достопримечательностей.

Главной особенностью данного вида туризма является насыщенность поездки экскурсионной программой.

Отличительными признаками экскурсионно-познавательного тура:

- короткое время пребывание в туре (от 2 до 10 дней);

- присутствие двух и более тематических экскурсий в программе тура;

- программа тура составляется соотносительно выбранной тематике экскурсий (с подбором времени года, мест посещения, продолжительности, средств размещения и т.д.).

Схема 2

Виды и разновидности культурно-познавательного туризма.

Классификация познавательных туров - student2.ru

Классификация туров в зависимости от средств передвижения. Классификация познавательных туров - student2.ru

По продолжительности путешествия предлагается выделять следующие классы экскурсионно-познавательных туров. [5]

Однодневные экскурсии. Самый простой вид познавательных туров. Не требует от туроператора организации для экскурсантов ночлега. Является самым привлекательным видом экскурсионно-познавательного тура. Но организация подобных туров подходит лишь для определенного круга лиц, таких как: школьники, студенты, пенсионеры и т.д. Именно по этим причинам однодневные туры не получили широкого распространения, поскольку не способны обеспечить постоянно высокий спрос, а, следовательно, и соответственный доход туроператора. Более привлекательными для туроператоров будут кратковременные экскурсии или туры выходного дня.

Кратковременный («конца недели», «weekend»). Отдых продолжительностью 2-3 дня. Такие туры туроператоры и приурочивают к концу недели, что накладывает свою специфику на работу гидов.

Данный вид познавательных туров набирает известность и заменяет собой на рынке туристических услуг более продолжительные туры. Это связано с тем, что туристу не приходится серьезно планировать свое время, а также он может воспользоваться такой услугой в любое время, не дожидаясь отпуска, каникул ребенка и т.д. Кроме того, краткосрочность таких туров обуславливает в свою очередь очень низкую цену. Также, 2-3 дня хватает, чтобы ознакомиться с отдельным регионом, его жителями и культурой, что является главной целью познавательного тура.

Следовательно, за это время туристы успевают реализовать свои цели в полной мере и остаться довольными своим проведенным временем.

Многодневный. Тур, продолжительность которого определяется продолжительностью средних отпусков, а также склонностью не перенасытить тур (большое количество впечатлений негативно влияет на эмоциональное и физическое состояние туриста). Продолжительность в 7-14 дней свойственна для активного отдыха; 2-3 недели для стационарного.

К минусам таких туров можно отнести:

¾ чрезмерную нагрузку, в ходе которой турист потеряет интерес к туру;

¾ наличие большого количества экскурсионных объектов и туристических ресурсов;

¾ наличие должной инфраструктуры.

Таким образом, для грамотной организации многодневного тура необходимо чередовать объекты экскурсионного показа с элементами активного отдыха, изучением страны и т.д.

Познавательные туры могут классифицироваться по численности группы:

Индивидуальный тур. Рассчитан на 1-2 человека. Достаточно распространен в европейских странах. Главным недостатком такого тура является высокая цена, а также невысокий спрос среди туристов. Это обосновано большим количеством дополнительных затрат. Для экскурсантов здесь более подходит узкогрупповой тур.

Узкогрупповой тур. Рассчитан на 3-15 человек. Данный вид больше всего подходит для организации познавательного тура, т.к.:

¾ Внимание экскурсовода может быть уделено каждому туристу;

¾ Организовано размещение в гостинице/ хостеле/ мотеле;

¾ Организовано питание;

¾ Организована программа экскурсий.

Групповой (массовый) тур. Рассчитан на 10 и более человек. Не используется для проведения познавательного тура, т.к.:

¾ Большое количество человек затрудняет процесс проведения экскурсии;

¾ Внимание туристов будет отвлечено от экскурсовода и от объектов экскурсионного показа;

¾ Одновременно большое размещение и транспортировка туристов к объектам показа.

Для познавательного туризма наиболее характерна классификация по возрастным особенностям. Потому что от возрастной категории будет зависеть и тематика тура в целом. Из всего контингента отдыхающих можно выделить ряд групп, особенности которых стоит учитывать при организации отдыха.

Молодежь в возрасте от 16 до 25 лет. Предполагает большую активность, организацию специфических культурно-массовых мероприятий (дискотеки, спортивные соревнования и др.). Кроме того, для такого контингента следует правильно выбирать объекты показа, которые действительно будут для них интересны.

Семьи с детьми. Задача организаторов - обеспечить возможность разных видов досуга для детей и взрослых. На некоторых международных курортах это решается, в частности, путем создания детских игровых комнат под присмотром воспитателей (своеобразные мини-детсады). Кроме того, при организации экскурсионно-познавательных туров с такой аудиторией необходимо предусмотреть возможность их размещения в трех-четырехместных номерах, что несколько затрудняет процесс организации таких туров.

В то же время, с точки зрения безопасности, такая аудитория наиболее подготовленная – родители сами следят за детьми, что освобождает организаторов тура от необходимости соблюдения повышенных требований к технике безопасности.

Школьники. При работе с ними необходим учет возрастных психологических особенностей (более быстрая смена настроения, непоседливость и др.), а также повышенные требования к технике безопасности. При организации экскурсионно-познавательных туров и проведении экскурсий большее внимание надо уделять требованиям к оказанию при необходимости первой медицинской помощи.

Пенсионеры. Требования при работе с ними в чем-то аналогичны работе с детьми. Кроме того, при активном туризме нагрузку для них надо дозировать. Активный пенсионный туризм - явление, пока непривычное для нашей страны, но широко распространенное на Западе.

Самостоятельные взрослые люди. Самый простой контингент с точки зрения организации экскурсионно-познавательного тура. Во-первых, это связано с осознанным выбором человеком программы тура, следовательно, обеспечивается достаточный уровень внимательности туриста при посещении объектов показа. Во-вторых, отсутствие детей несколько облегчает работу туроператора при организации тура (произвольный порядок расселения, отсутствие необходимости в специалистах с педагогическим образованием и т.д.).

По данному критерию можно выделить еще один вид контингента отдыхающих – инвалиды. Несмотря на то, что такое выделение не соответствует возрастным рамкам отдыхающих, однако, требует со стороны туроператора дополнительных мер, призванных обеспечить достаточно высокий уровень их комфорта. В первую очередь – необходимость наличия в штатном расписании туроператора медицинского работника. Кроме того, отдыхающие должны быть обеспечены необходимым оборудованием для их безопасного передвижения к объектам показа. Этот контингент наиболее требователен к качеству предоставляемых услуг, однако на территории постсоветского пространства (к счастью туроператоров) такой туризм еще не получил своего развития, хотя в развитых странах такие люди отдыхают наравне с абсолютно здоровыми и формируют дополнительную часть доходов индустрии туризма.

1.4. Факторы развития познавательного туризма [14]

Эффективность туризма во многом зависит от факторов, влияющих на его развитие. Основные факторы, влияющие на развитие туризма, делятся на статичные и динамичные. Статичные факторы - это совокупность природно-географических и культурно-исторических факторов. Они имеют непреходящие, неизменные значения. Человек лишь приспосабливает их к туристским потребностям, делает их более доступными для использования. Природно-климатические и географические факторы - это особенности ландшафта той или иной местности (море, горы, степи), наличие природных ресурсов (нарзаны, минеральные пещеры, грязи); культурно-историческое наследие (памятники архитектуры, культуры, истории).

Динамичные факторы - это демографические, социально-экономические, материально-технические и политические условия. Различные социально-демографические группы в зависимости от возраста и материального положения склонны отдавать приоритет тем или иным видам туризма. Очевидно, что процент участников экстремальных видов туризма в возрасте 45-55 лет гораздо ниже, чем представителей возрастной группы 25-35 лет, также не каждый может позволить себе международный туризм, так как он требует определенных материальных затрат. Политический фактор также оказывает большое влияние на развитие туризма. Неблагополучная политическая ситуация в том или ином регионе в первую очередь сказывается на снижении спроса на туристические услуги. Во время нестабильной ситуации в Чечне многие туристы избегали поездок в регион Кавказских Минеральных Вод.

Кроме того, факторы, воздействующие на туризм, делятся на внешние (экзогенные) и внутренние (эндогенные).

Внешние (экзогенные) факторы воздействуют на туризм посредством демографических и социальных изменений. Данная группа включает в себя: возраст населения, пол, профессию, образование, семейное положение, состав семьи, более ранний выход на пенсию, увеличение осознания туристских возможностей.

Возрастные особенности характерны для некоторых видов туризма, так, например, спортивные и экстремальные виды туризма привлекают по большей части представителей такой социально-демографической группы как молодежь. Лечебный и рекреационный виды туризма в большей степени характерны для представителей старшего поколения. Надо заметить, что данное разделение весьма условно и относительно. В настоящее время вследствие изменения отношения пенсионера к своему социальному статусу, отмечается тенденция к увеличению спроса на туризм у людей старших возрастных групп и в первую очередь группы людей в возрасте «от 50 лет и старше».

Что касается семейного положения и состава семьи, то надо заметить, что активными туристами, оказывающими влияние на развитие туризма, являются несемейная молодежь до 35 лет. Это, как правило, высокообразованные, ориентированные на успех в профессиональной деятельности, материально обеспеченные люди, которые стремятся более рационально и комфортно организовать свое свободное время.

Повышение уровня доходов и образования населения детерминирует реализацию социокультурных потребностей в изучении быта и культурного наследия различных стран мира, что также способствует развитию туризма.

Необходимо отметить, что все перечисленные выше показатели в той или иной степени влияют на структуру свободного времени населения, которая создает объективные условия развития туризма. Совокупность тех или иных факторов определяет модель поведения человека в свободное время, а, следовательно, и характер поведения потребителей туристских услуг. Это проявляется, в частотности, в предпочтении географии туризма, видов туризма.

Кроме того, к внешним факторам развития туризма относятся изменения правового регулирования (ослабление или ужесточение визового и таможенного режима в ряде стран); развитие транспортной инфраструктуры и торговли, а также обеспечение безопасности путешествий.

Внутренние (эндогенные) факторы - это факторы, воздействующие непосредственно в сфере туризма. К ним относятся, прежде всего, материально-технические факторы, имеющие важнейшее значение для развития туризма. В их составе можно выделить два основных типа: предметные и непредметные. К первым относятся многочисленные разновидности памятников истории и культуры (памятники археологии, истории, архитектуры и градостроительства, монументального искусства), музеи, музеи-заповедники, музеи-усадьбы. Уместно подчеркнуть, что именно историко-культурные объекты преимущественно представляют Российскую Федерацию в Списке мирового природного и культурного наследия ЮНЕСКО. Ко вторым – обычаи, традиции, обряды, фольклор, устное народное творчество. Данные формы культурного наследия чаще используются в деятельности музеев и музеев-заповедников. Промежуточное положение в этой классификации занимают центры народных художественных промыслов (Жостово, Мстера, Палех, Гжель и др.). Если многие виды туризма (пляжный отдых, речные круизы, горнолыжный туризм и др.) носят ярко выраженный сезонный характер, то культурно- познавательный туризм таких ограничений не имеет, и это является его важным преимуществом. В силу того, что значительная часть историко-культурных ресурсов расположена в городах (крупных, средних и малых), в большинстве районов, развивающих культурно-познавательный туризм, имеется хотя бы минимальная туристская инфраструктура.

Кроме соответствующих историко-культурных объектов, культурно- познавательный туризм требует наличия определенной инфраструктуры. Помимо обязательных для любых видов туризма средств размещения и предприятий общественного питания, сюда входят выставочные залы, экскурсионные бюро, туристско-информационные центры, специальные указатели (в т. ч. стенды, показывающие расположение объектов туристского показа в рамках отдельного ансамбля и населенного пункта), кольцевые автобусные туристские маршруты, пункты проката (сегвеев, велосипедов, конных повозок, лодок и т. п.).

Перечисленные выше факторы, в свою очередь, подразделяются на экстенсивные, интенсивные и сдерживающие (негативные).

К экстенсивным факторам относятся: рост численности работников; увеличение количества вовлекаемых в хозяйственный оборот материальных ресурсов; строительство новых объектов туризма с техническим уровнем существующих.

В качестве интенсивных факторов принято выделять следующие: повышение квалификации персонала; развитие профессионально-квалификационной структуры; техническое совершенствование материальной базы на основе внедрения достижений и результатов НТП, включая реализацию целевых программ улучшения культуры и качества обслуживания, индустриализации, технологизации и компьютеризации туризма; рациональное использование имеющихся материальных ресурсов, объектов и маршрутов и т.д.

К сдерживающим факторам развития туризма относятся: кризисы, милитаризация экономики, рост внешней задолженности, политическая нестабильность, рост цен на предметы потребления, безработица, забастовки, криминогенная обстановка, финансовая нестабильность (инфляция, стагнация валют), сокращение объемов личного потребления, неблагополучие экологической ситуации, банкротство туристских фирм.

Следует отметить, что среди факторов, оказывающих влияние на развитие туризма, особое значение имеет фактор сезонности. Для некоторых видов туризма характерны сезонные колебания. В этой связи туристические потоки заметно ослабевают зимой или летом. Турфирмы предпринимают ряд мер, направленных на уменьшение сезонных спадов, например, введение сезонной дифференциации цен (разница в величине тарифов на проживание в гостиницах в зависимости от сезона может достигать 50 %), развитие тех видов туризма, которые не подвержены сезонным колебаниям - конгрессный, деловой.

Таким образом, социокультурный потенциал сферы туризма предполагает наличие развлекательных, рекреационных познавательных, оздоровительных, лечебных, профессионально-деловых и других возможностей, для удовлетворения различных социокультурных потребностей личности в сфере досуга. Степень удовлетворения этих потребностей выражается в социокультурной эффективности туризма как области жизнедеятельности личности.

Наши рекомендации