Анализ культурного потенциала Калининградской области. Проблемы туристической области в регионе

Анализ культурного потенциала Калининградской области. Проблемы туристической области в регионе - student2.ru

Калининградская область – самый западный российский регион в центре Европы, является полуэксклавной территорией, с выходом к Балтийскому морю.

Умеренный морской климат, торфяные лечебные грязи, гидроминеральные ресурсы, природные ландшафты, климатобальнеологические курорты, такие как Светлогорск и Зеленоградск – все это способствует развитию лечебно-оздоровительного туризма в области.

Сегодня Калининградская область – центр деловой активности, регион сотрудничества России и Европы. Внимание бизнесменов многих стран привлечено к динамично развивающейся экономике самого западного российского региона.

На территории Янтарного края располагается множество исторических памятников и следов древней цивилизации времен Тевтонского ордена (12 век).

Анализ культурного потенциала Калининградской области. Проблемы туристической области в регионе - student2.ru Большая часть достопримечательностей находится в Калининграде, многие из которых дошли до наших дней (рис. 1). Это Кафедральный собор с могилой немецкого философа И. Канта, церковь Юдиты, католические соборы XIX в., биржа, дворец правосудия, оборонительные сооружения XVII-XIX вв., уникальный памятник Ф. Шиллеру 1910 года.

В регионе расположены различные музеи, театры, художественная галерея. Интересны музейные экспозиции посвященные морской тематике, Балтийскому флоту и событиям Великой Отечественной войны.

Музей янтаря с богатой коллекцией самоцветов и художественных изделий из янтаря, а также располагаются уникальные коллекции. Основное достижение музея - создание Набережной исторического флота в г. Калининград, где ошвартованы различные морские суда.

В Светлогорском округе расположены: Театр юного зрителя, музей Германа Брахерта, Музей леса, Парк культуры и отдыха, Дом творчества.

Уникальная история создания Калининградской области предопределила ее культурно-исторический потенциал – по расчетам экспертов, средняя плотность исторических достопримечательностей в Калининградской области самая высокая в России – более 100 на 1 км2. Однако далеко не все из них находятся в том состоянии, чтобы обеспечить достаточный интерес и доступность для потенциальных туристов.

В последние годы туристический поток в калининградскую область составляет около полумиллиона человек, 86% из которых в 2013 году составляли российские туристы.

В 2014–2015 годах возросла доля российских туристов, многие из которых посещают Калининградскую область с лечебно-оздоровительными целями, при этом сочетают отдых с культурно-познавательными поездками.

Руководство и бизнес Калининградской области делают очень многое для того, чтобы развивать, как традиционный рекреационный туризм, так и внесезонные его виды, в том числе и познавательный, событийный. Туризм также рассматривается руководством области, как одно из приоритетных направлений развития региона (рис. 2.)

Анализ культурного потенциала Калининградской области. Проблемы туристической области в регионе - student2.ru Рис. 2. Количество туристов, посетивших Калининградскую область

Интенсивному развитию туризма в Калининградской области способствует и его уникальное географическое положение: эксклавность и близость к странам Европы (рис. 1.)

Анализ культурного потенциала Калининградской области. Проблемы туристической области в регионе - student2.ru

Рис. 3. Географическое положение Калининградской области, способствующее развитию въездного и выездного туризма в регионе

Туристический портал Travel.ru в начале февраля 2016 года опубликовал список самых популярных российских и зарубежных городов для поездок в выходные дни. В основе составления рейтинга были данные о бронированиях на выходные дни. Калининград занял достойное место в этом списке, в который также вошли Москва, Санкт-Петербург, Сочи, Казань и другие российские города.

Если говорить о перспективах развития туризма в регионе, то очевидно, что ему будет способствовать проведение в Калининграде чемпионата мира по футболу в 2018 году. Средства федерального бюджета, направляемые на строительство спортивной инфраструктуры, позволят создать основу для дальнейшего развития не только спортивного, но и других видов туризма, например, делового, культурно-познавательного, при условии рациональной переориентации спортивных объектов, в том числе и на основе создания культурно-делового кластера.

По концепции комплексного развития туризма в Калининградской области на 2012–2018/2022 годы, включающей в себя мероприятия по развитию (восстановлению, созданию) туристской инфраструктуры, перечень имеющихся (воссоздаваемых) объектов с привязкой к конкретным туристским зонам Калининградской области»), где было предполагается развитие в регионе пяти туристско-рекреационных зон (далее ТРЗ):

1. ТРЗ «От косы до косы» (Светлогорский, Зеленоградский районы (сельское поселение «Куршская коса», Зеленоградское городское поселение, Ковровское сельское поселение), Пионерский, Янтарный городские округа (далее – ГО), Балтийский муниципальный район (далее – МР).

2. ТРЗ «Калининград-Кенигсберг» (городской округ «Город Калининград», Гурьевский муниципальный район).

3. ТРЗ «Историческое кольцо городов Калининградской области» (Багратионовский, Гусевский, Черняховский, Краснознаменский, Славский, Неманский муниципальные районы, Гвардейский, Правдинский, Озерский районы, Советский городской округ).

4. ТРЗ «Зона заливов» (Зеленоградский район (сельское поселение «Куршская коса», Зеленоградское городское поселение), Полесский, Славский, Балтийский, Гурьевский муниципальные районы, Мамоновский, Ладушкинский, Светловский городские округа, городской округ «Город Калининград»).

5. ТРЗ «Виштынецкое озеро и Краснолесье (Роминтенская пуща) (Нестеровский район)».

В ближайшее время особое внимание будет уделено 2 ТРЗ: «Калининград – Кенигсберг» и «Историческое кольцо городов Калининградской области», т.к именно эти зоны в большей степени отражают историко–культурный потенциал области.

Уровень социально-экономического развития Калининграда, значительно превышающий уровень развития других муниципальных образований региона, в сочетании с богатой историей предопределил формирование на территории города мощного туристского комплекса.

Долгое время основными туристскими направлениями Калининграда считались такие формы туризма, как: ностальгический и этнический (родственный). Ностальгический связан с посещением города и различных уголков области бывшими жителями Кенигсберга и Восточной Пруссии, т.е. немецкими гражданами, желавшими посетить «знакомые» места или увидеть свои бывшие дома.

Этнический туризм появился благодаря особенности населения города, связанной с высокой долей мигрантов.

Туристские объекты города весьма многочисленны и разнообразны, и связаны с различными историческими эпохами жизни города. В Калининграде насчитывается около 147 туристских объектов (для сравнения: на территории всей туристско-рекреационной зоны «Историческое кольцо городов Калининградской области» – 400 объектов).

Большая часть туристских достопримечательностей города связана с кенигсбергским периодом. О военном прошлом города напоминают многочисленные оборонительные сооружения (в первую очередь бастионы, форты и равелины), расположенные в разных частях города (табл. 1).

Таблица 1

Туристские объекты Калининграда, которые могут быть использованы для развития культурно-познавательного туризма.

Виды объектов Количество, ед.
Архитектурные объекты
Воинские захоронения
Культовые захоронения
Мемориальные доски
Музеи
Оборонительные сооружения
Памятники и монументы
Парки, памятники природы и заповедники
Итого

Инфраструктура

Развитие туристской сферы Калининградской области является важным элементом экономической составляющей региона, поэтому всем сегментам туристской отрасли уделяется большое внимание. В планах областного правительства - превращение региона во всероссийский туристический центр.

В настоящее время инфраструктура размещения Калининградской области претерпевает значительные изменения. Благодаря развитию базовой инженерной инфраструктуры в городах-курортах появились новые отели и гостевые дома, досугово-развлекательные комплексы, сельские усадьбы. Санатории, пансионаты, курортные отели Балтийского побережья прошли модернизацию и готовы принимать как российских, так и зарубежных туристов. Гостиницы: в Калининграде более 15, Светлогорске - 12, Зеленоградске - 4. На Куршской косе более 25 турбаз, кемпингов, домов отдыха, принимающих за сезон до 2,5 тыс. отдыхающих.

Климатические морские курорты Светлогорск, Отрадное, Зеленоградск.

Транспортная составляющая представлена в Калининградской области практически всеми существующими видами транспорта: автомобильным, железнодорожным, водным, воздушным. В Калининграде расположен аэропорт «Храброво», незамерзающий морской порт в Калининграде и аванпорт Балтийске. Судоходство осуществляется по рекам Неман и Преголя.

Туристским центром Калининградского района является город Калининград.

Туристский потенциал Калининградской области велик, есть возможности развития следующих видов туризма:

· рекреационно-оздоровительный туризм;

· лечебно-оздоровительный (бальнеологический) туризм;

· культурно-познавательный (экскурсионный, событийный) туризм;

· водный туризм;

· экологический и агротуризм;

· деловой, конгресс и VIP-туризм;

· круизный туризм;

· комплексные туры с посещением Польши и Литвы.

Самодеятельные туристские походы: пешие, водные, лыжные, автомобильные. Основные районы самодеятельного туризма - долины рек Неман, Шешупе, Преголя, а также Куршкая коса и восточная часть Калининградской области. Катя нужен переход этому абзацу

Факторы, негативно влияющие на развитие туризма в Калининградской области, выявленные в ходе проведенного исследования:

‒ слабое развитие инфраструктуры, необходимой для историко-культурного туризма;

‒ не способность разработать и реализовать качественный турпродукт из-за недостатка высокопрофессиональных кадров;

‒ небольшое количество экскурсионных программ и услуг;

‒ слабое продвижение регионального турпродукта на российском и иностранном информационном пространстве.

Для устранения данных негативных факторов, необходимо:

‒ разработать туры выходного дня;

­‒ разрабатывать туры для разных групп потребителей;

‒ разработать новые культурно-познавательные туры с осени по весну;

‒ активизировать заброшенные объекты культурного показа;

‒ создание новых турпродуктов в направление культурно-познавательный туризм;

‒ рекламное продвижение бренда Калининграда, как города известного философа И. Канта.

Проанализировав культурно-исторический потенциал Калининградской области, можно сделать вывод о том, что культурно-познавательный туризм и дальше будет развиваться высокими темпами, при условии инвестирования средств в развитие объектов показа и продвижение этого вида туризма в регионе.

Наши рекомендации