A. Цитата произвольно вырывается из контекста или в ней содержатся пропуски, из-за чего она приобретает совершенно другой смысл.
b. Высказыванию по какому-либо частному поводу придается обобщающий характер.
c. Цитаты даются вперемешку с пересказом или нанизываются одна на другую.
d. Неправильно назван автор цитаты.
Задание 3. Найдите сноску, оформленную неверно. Оформление остальных сносок запомните.
a. ¹ Гостюшин А. Энциклопедия экстремальных ситуаций. – М.: Зеркало, 1994. – С. 38.
b. ¹ Там же. – С. 23.
_________________________________________________________________
c. ² Гостюшин А. Указ. соч.- С. 220.
________________________________________________________________
d. ³ Здесь же. – С. 145.
e. ¹ Об этом подробнее см.: Гостюшин А. Энциклопедия экстремальных ситуаций. – М.: Зеркало, 1994. – С. 38.
Задание 4. Для ввода цитаты обычно используются глаголы. Введите данные ниже цитаты, употребив разные глаголы. Расставьте необходимые знаки препинания.
1. А.П.Чехов __сказал_________________ Краткость – сестра таланта.
2. Некрасов __писал_________________ Сейте разумное, доброе, вечное.
3. Сенека-мл. _оставил афоризм_________________Речь людей такова, какова их жизнь.
4. Д.С.Лихачев _считал, что ________________ Сохранение культурной среды – задача не менее важная, чем сохранение окружающей среды.
5. Цицерон __изрек________________ Поэтами рождаются, ораторами делаются.
6. Дж. Голсуорси __высказал мысль________________ Уважение к людям есть уважение к самому себе.
7. В.О.Ключевский __выразил суждение________________ Легкое дело – тяжело писать и говорить, но легко писать и говорить – тяжелое дело….
8. Паскаль ___утверждал__________________ Мысль меняется в зависимости от слов, которые ее выражают.
Задание 5. Установите, кто является автором каждой цитаты и оформите ее со ссылкой на автора. Как и в предыдущем задании, при вводе цитаты старайтесь не повторять глаголы.
1. Великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!__________________________________________________________
2. В карете прошлого никуда не уедешь.________________________________________________________
3. Науки юношей питают, отраду старым подают.________________________________________________________
4. И песня, и стих – это бомба и знамя._________________________________________________________
5. В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли. ________________________________________________________
6. Свежо предание, а верится с трудом.________________________________________________________
Задание 6. Определите вид цитирования. Расставьте пропущенные знаки препинания.
1. Белинский писал «Создает человека природа, но развивает и образует его общество».___точное__________________________________________________
2. Говоря о поэзии Пушкина, Н.А.Добролюбов писал что «в его стихах впервые сказалась нам живая русская речь, впервые открылся нам действительный русский мир».___точное_________________________________
3. Выступая в защиту культуры устной речи, Чехов писал В сущности ведь для интеллигентного человека дурно говорить должно бы считаться таким же неприличием, как не уметь читать и писать….___точное___________________________________________________
4. Споры о языке, дебаты и прения о его красоте и богатстве, о порче и обеднении нашей речи происходят сейчас как заметил Корней Чуковский «в обстановке раскаленных страстей»._ точное_____________________________
5. Понятие культуры речи – писал Г.О.Винокур – можно толковать в двояком смысле, в зависимости от того, будем ли мы иметь в виду одну только правильную речь или же также речь умелую, искусную.____косвенное__________________________________________________
6. Лингвисты считают что «в широком смысле слова культурной является речь, которой присуще не только нормативность, точность, ясность, чистота, но также богатство словаря, разнообразие грамматических конструкций, художественная выразительность, логическая стройность»._______точное_____________________________________________
Задание 7. Определите способ построения библиографического описания.
I. 1. Бодалев, А.А. Личность и общение / А.А. Бодалев. – М.: Изд-во Междунар. пед. акад., 1995.
2. Васильева, А.Н. Основы культуры реч / А.Н. Васильева. – М.: Высш. шк., 1990.
3. Головин, Б.Н. Основы культуры речи / Б.Н. Головин.- М.: Высш. шк., 1988.
4. Ильин, Е.Н. Искусство общения / Е.Н. Ильин. // Педагогический поиск. – М., 1989.
_____________________________________________________
II. 1. Демат, М.П. Монтаж оборудования предприятий нефтяной и химической промышленности: учеб. для проф.- техн. учеб. заведений / М.П.Демат, В.З.Маршев, М.Л.Эльяш. – М.: Высш. шк., 1969. -310 с. 6 с ил.
2. Ефремов, С.А. Организация ремонта оборудования в химической промышленности / С.А.Ефремов, С.Д.Фридман. – Киев: Технiка, 1977. -151 с.: с ил.
3. Горелик, А.Г. Десублимация в химической промышленности / А.Г.Горелик, А.В.Амитин. – М.: Химия, 1986. – 272 с.6 с ил.
4. Финансы предприятий и отраслей народного хозяйства: учеб. для вузов / под ред. Д.С.Молякова. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 1988. – 400 с.
III. Часть 1. Природные катастрофы.
1. Горячее дыхание Земли // Наука и религия. – 2003.- №2.- С.2-5
2. Катастрофы в истории Земли // В.А. Обручев. Занимательная геология. – М.: Наука, 1965. – С. 271-302.
3. Кистмач, Г.М. Размышления об озоне и не только / Г.М. Кистмач // Экология и жизнь. – 2003.- №5.- С.47-50.
Часть 2. Техногенные катастрофы
1. Рубан, О. Катастрофа / О.Рубан, А.Хазбиев // Эксперт. – 2003.- № 5 (февр.)- С.17-21
2. Технология беды // Рос. газ - 2000.-17 окт.- С.14.
3. Чернобыльская катастрофа (1986) / Катастрофы конца ХХ веска / /под ред. Владимирова В.А. – М.: Геополитика, 2001. – С. 157-197. _____________________________________________________________
Задание 8. Исправьте ошибки в оформлении библиографического списка.
1. Г.Н. Сериков. Актуальные проблемы управления образования в регионе. Челябинск, 2003.
2. Материалы и техника рисунка. / Под ред. Королева В.А. – М., изобразительное искусство, 1983.
3. Галатенко, В.А. Что понимать под информационной безопасностью. / В.А. Галатенко.// Экономика и производство. 1999,№3, с. 12-15
4. Курганов, С.А. Анализ режимов линейных электрических цепей методом схемных определителей. Учебное пособие./ С.А. Курганов, В.В. Филаретов. –Ульяновск:УлГТУ, 2002.- 148 с.