Источник развития – социальная среда. Она становится совершенно иной когда ребенок переходит в другой возраст

Ввел понятие социальной ситуации развития – специфическое для каждого возраста отношение между ребенком и социальнойсредой. Это особое сочетание внутренгних процессов развития и внешних усилий, типичных для каждого возрастного этапа. Социальная ситуация развития меняется вначале каждого периода. К концу периода появляются новообразования. Среди них есть центральное. Оно имеет наибольшее значение на следующей стадии.

Он выделял «стабильные» и «нестабильные» (критические) периоды развития. Определяющие значение он придавал периоду кризиса – времени, когда происходит качественная перестройка функций и отношений ребёнка. В эти периоды отмечаются значительные изменения в развитии личности ребёнка. Согласно Л.С.Выготскому, переход т одного возраста к другому происходит революционным путём.

  • кризис новорожденности (до 2 мес.) Носит биологический характер. Противоречия: появляется потребность к взаимодействию с окружающей средой.
  • младенческий возраст (до 1 года)
  • кризис 1 года У ребенка появляется потребность осваивать предметный мир.
  • раннее детство (1-3 года)
  • кризис 3 лет Появляется потребность в самоутверждении, ребенок выделяет себя из общества( «Я сам»). Деятельность – игра.
  • дошкольный возраст (3-7 лет)
  • кризис 7 лет Связан с возникновением потребности заниматься значимой в глазах взрослого деятельностью и получать общественную оценку деятельности (учебная деятельность)
  • школьный возраст (7-13 лет)
  • кризис 13 лет Связан с наступлением подросткового возраста, появляется потребность в освоении новой социальной роли взрослого, потребность быть и считаться взрослым.
  • пубертатный возраст (13-17 лет)
  • кризис 17 лет

21. Периодизация психического развития детей по Д.Б Эльконину.

Эльконин Даниил Борисович (1904 - 1984) -- советский психолог, создатель концепции периодизации психического развития в онтогенезе, основанной на понятии „ведущая деятельность“. Разрабатывал психологические проблемы игры, формирования личности ребенка. Д. Б. Эльконин сочетал в себе талант ученого, умеющего глубоко анализировать фундаментальные научные проблемы, и способности исследователя, эффективно решающего прикладные психологические вопросы, имеющие серьезное значение для педагогической практики. Ему принадлежат замечательные теории периодизации детского развития и детской игры, а также методики обучения детей чтению.

Д.Б.Эльконин так формулирует закон периодичности:

"К каждой точке своего развития ребенок подходит с известным расхождением между тем, что он усвоил из системы отношений человек -- человек, и тем, что он усвоил из системы отношений человек -- предмет. Как раз моменты, когда это расхождение принимает наибольшую величину, и называются кризисами, после которых идет развитие той стороны, которая отставала в предшествующий период. Но каждая из сторон подготавливает развитие другой".

Таким образом, каждый возраст характеризуется своей социальной ситуацией развития; ведущей деятельностью, в которой преимущественно развивается мотивационно-потребностная или интеллектуальная сфера личности; возрастными новообразованиями, формирующимися в конце периода, среди них выделяется центральное, наиболее значимое для последующего развития. Границами возрастов служат кризисы -- переломные моменты в развитии ребенка.

Периодизация выделяет периоды на основе СУЩЕСТВЕННЫХ КРИТЕРИЕВ, признаков. В них используются три критерия - социальная ситуация развития, ведущая деятельность и центральное возрастное новообразование.

Социальная ситуация развития - это своеобразное сочетание того, что сформировалось в психике ребенка и тех отношений, которые устанавливаются у ребенка с социальной средой.

Понятие "ведущая деятельность" : деятельность, которая на данном этапе оказывает наибольшее влияние на развитие психики.Новообразование - те качественные особенности психики, которые впервые появляются в данный возрастной период.

Период Годы Ведущая деятельность Новообразование Социальная ситуация развития
Младен- чество 0-1 эмоциональное общение ребенка со взрослым ходьба, первое слово Освоение норм отношений между людьми
Ранний возраст 1-3 предметная деятельность "внешнее Я сам" по Выготскому Усвоение способов деятельности с предметами
Дошкольный возраст 3-6(7) ролевая игра произвольность поведения Освоение социальных норм, взаимо- отношений между людьми
Младший школьный возраст 6(7)-10(11) учебная деятелльность произвольность всех психических процессов, кроме интеллекта Освоение знаний, развитие интелектуально-познавательной деятельности.
Средний школьный возраст, подросток 10(11) - 14(15) интимно-личностное общение в учебной и других видах деятельности чувство "взрослости", возникновение представление о себе "не как о ребенке" Освоение норм и отношений между людьми
Старший школьник (ранняя юность) 14(15) - 16(17) учебно-профес- сиональная деятельность профессиональное и личностное самоопределение Освоение профес- сиональных знаний, умений
Поздняя юность или ранняя зрелость 18-25 Трудовая деятельность, профес- сиональная учеба.   Освоение профес- сионально-трудовых умений
Зрелость после 25 20-50 лет - зрелость, 50-75 - поздняя зрелость, 75- .. - старость    

Наши рекомендации