Достаточно просто проявлять искреннюю заинтересованность в беседе и тогда ваши знания психологии поведения проявятся совершенно произвольно и естественно.

Подстраивайтесь под них.

Если вы интервьюируете кого-то – ваша задача – дать человеку почувствовать себя раскованными и готовыми пойти вам навстречу. Значит, вы не должны запугивать или утомлять собеседника. Вы должны скорректировать свое поведение и внешний вид.

При личном интервью не лезьте сразу за записной книжкой.

Если человек скованно чувствует себя перед интервью, один вид репортера выбьет его из колеи окончательно. Лучше потихоньку вынуть все принадлежности, когда собеседник расслабится.

Не скрывайте своих намерений, но и все говорить не обязательно.

Никогда не забывайте сказать, что вы – журналист. Если вас интересует какая-нибудь скользкая тема, не спешите раскрываться в самом начале разговора. Сначала задайте какие-нибудь общие вопросы. Вы как минимум оцените осведомленность и честность собеседника. О том, ради чего вы пришли, следует спрашивать, когда он «дозрел».

Если ничего не помогает, отдайтесь на милость.

Скажите им, что редактор «спустит с вас шкуру», если вы не раздобудете эту информацию. Попросите их о помощи. Обычно это срабатывает. В процессе беседы важна импровизация. Человек в таких ситуациях, ощущая естественность разговора, и сам начинает держаться свободнее.

5. Во время беседы не следует делать ничего такого, что может помешать контакту «с глазу на глаз»,очень важному для интервью, а именно:

- не читать вопросы с листа;

- не предъявлять вопросы методично, один за другим, как они были записаны при подготовке, это может сделать ответы излишне регламентированными.

Повторяйте свои вопросы.

Во время интервью это легко сделать. Если на ваш вопрос не дан ответ, повторите его в несколько измененном виде. Не перескакивайте к следующему вопросу. Выясните ситуацию полностью – как для себя, так и для зрителей. Отказ или уклонение от ответа может означать, что вы затронули важную для интервьюируемого тему, на которую, он не хочет говорить. Немедленно повторите этот вопрос, пока уклончивый ответ собеседника еще свеж в вашей памяти, и постарайтесь, чтобы следующий ответ был более конкретным.

Задавайте стандартный заключительный вопрос.

«Не забыл ли я спросить вас еще о чем-либо?» или «Не хотите добавить что-нибудь к сказанному?». Сколько бы вы не готовились к интервью, собеседник все равно знает о предмете беседы больше вашего.

Будьте настойчивы.

Бывает очень трудно заполучить таких людей. Но не сдавайтесь: Пусть они поймут, что единственный способ отвязаться от вас – согласиться на беседу. На мой взгляд, в этом случае важно «не перегибать палку». Излишняя настойчивость журналистов отбивает желание у многих общаться с ними в принципе и очень неблагоприятно влияет на имидж человека этой профессии.

Если собеседник упорно не дает конкретного ответа, предложите ему варианты.

Собеседники должны находиться на уровне (например, оба сидят или оба стоят).

Расстояние между собеседниками 1-1,5 метра.

Не должно быть преград между беседующими в виде стола, стула и т.п.

Разговаривая, смотрите в глаза собеседнику.

Обращайтесь к человеку по имени или по имени и отчеству.

При напряженной ситуации попытайтесь разрядить обстановку шуткой, комплиментом, но очень тактично.

Проявляйте уважение к мнению собеседника.

16. Никогда не говорите человеку, что он не прав; в интервью вообще не следует начинать ответную фразу со слова «нет».

Внимательно слушайте собеседника.

Не отвлекайтесь во время его ответа на поиски и формулирование следующего вопроса.

Не стоит эти рекомендации вспоминать во время самого процесса интервью.

Достаточно просто проявлять искреннюю заинтересованность в беседе и тогда ваши знания психологии поведения проявятся совершенно произвольно и естественно.

Существуют вопросы, которые рекомендуется не задавать. Джон Савотски составил список «смертных грехов» журналиста в работе с интервью:

· вопросы, допускающие односложные ответы («да», «нет»);

· утвердительное предложение вместо вопросительного;

· два вопроса в одном;

· перегруженные вопросы;

· наводящие на ответ вопросы;

· комментарии и собственные оценки в вопросе;

· вывешивание ярлыков в вопросе;

· преувеличения в вопросе;

· слишком сложные для понимания вопросы;

Наши рекомендации