Возможности социально-психологического тренинга в развитии позитивного этнического самосознания и повышении этнокультурной компетентности
В модели формирования этнического самосознания в качестве одного их эффективных методов выделяют тренинг, направленный на повышение этнокультурной компетентности и развитие навыков конструктивного межкультурного диалога.
Использование тренинга как одного из методов развития этнического самосознания старших школьников объясняется тем, что он направлен на достижение личностных изменений, ориентирован на детей с достаточно развитым уровнем самосознания. Целью тренинга не является формальное усвоение предлагаемых моделей поведения, личность должна изменяться под влиянием нового опыта, интерпретируя его и проявляя в новых моделях поведения, межличностного отношения.
Целью тренинга межкультурного взаимодействия является достижение определенного уровня сформированности этнокультурной компетентности и навыков межкультурного взаимодействия.
В когнитивной области межкультурный тренинг помогает обучаемым понять, как стереотипы и установки влияют на их взаимодействие с членами других культур. В области эмоций межкультурный тренинг направлен на помощь обучаемым в эффективном управлении эмоциональными реакциями, например, тревогой, страхом или гневом, во время взаимодействия с представителями других культур. В поведенческом аспекте межкультурный тренинг помогает развить навыки, необходимые для эффективного взаимодействия с представителями других культур.
Основные задачи тренинга межкультурного взаимодействия:
Повышение этнокультурной компетентности через осознание культурной специфичности «картины мира» и специфики ее отражения в фольклоре и поведении людей;
Развитие навыков конструктивного межкультурного диалога посредством: снижения тревожности в межкультурном взаимодействии, развития навыков взаимопонимания в условиях активизации этнических предубеждений и групповой дискриминации, формирования общей идентичности (гражданской, региональной, локальной), моделирования позитивного поведения в ситуациях межкультурного взаимодействия.
Развитие умения правильно интерпретировать поведение иных культур и конструктивно вести себя в ситуации межкультурного диалога.
Приведем примеры содержания упражнений тренинга этнического самосознания и межкультурной толерантности.
Упражнение на развитие межличностной коммуникации, снятие барьеров между представителями разных этногрупп. Тренер разбивает группу на подгруппы по 3-4 человека. Каждый участник получает бланк, куда вносит данные о себе, например, на основе теста «Кто Я». Сначала каждый заполняет самостоятельно, а затем в подгруппе идет обсуждение, и каждый член подгруппы записывает данные других членов в свой бланк, кроме этого при обсуждении подгруппа должна выделить общие или похожие данные у участников. На эту работу дается 3-5 минут. Далее один участник первой подгруппы идет во вторую, из второй - в третью, и т.д. В итоге в каждой подгруппе оказывается человек из другой подгруппы. Этот человек выслушивает и записывает информацию о той группе, куда он перешел, и сам сообщает ту информацию, которую получил в своей начальной подгруппе. После обмена информацией опять участники должны найти общее в информации двух подгрупп. Далее опять идет обмен членами подгрупп. В итоге у каждого участника на бланке должна быть записана информация обо всех участниках тренинга. Далее на листе ватмана с помощью тренера группа создает общий бланк. В него заносится информация из индивидуальных бланков. После групповой работы по заполнению общего бланка группа выделяет то общее, что объединяет всех.
При обсуждении участники подгрупп испытывают положительные эмоции, когда информация совпадает («Ты знаешь, я тоже люблю шашлык» или «Я тоже хочу научиться общаться», «Я тоже написал, что я ученик» и др.). Обсуждение в группе показывает, что участников тренинга многое объединяет. При прохождении тренинга участники группы интересуются происхождением имен друг друга, поэтому группа получает задание подготовить к следующему занятию небольшую историю о своем имени.
Упражнение «История моего имени» направлено на формирование позитивной этнической идентичности. Участники усаживаются в круг, поочередно называют свои полные имена и рассказывают о них. Каждый участник может, например, попытаться ответить на такие вопросы: Нравится ли мне мое имя? Знаю ли я, кто его для меня выбрал? Кто еще в семье носил это имя? Знаю ли я, что означает мое имя? Хотел бы я, чтобы меня называли другим именем? Есть ли мои тезки среди знаменитых людей? Знаю ли я киноактеров и театральных актеров, носящих это имя? Как имя влияет на мое поведение в жизни? Что означает моя фамилия? Откуда моя семья? Каждый частник сам решает, что рассказать и как прокомментировать свой рассказ, однако выступающему необходимо уложиться в 3 минуты. Игра идет дальше по кругу.
Большой интерес у участников тренингов вызывает упражнение «Анализ пословиц». Группа делится на подгруппы по культурному (этническому) признаку. На основе подготовленного домашнего задания в подгруппах участники должны объединить написанные ими пословицы и выделить те ценности, которые они отражают. Далее предлагается обсудить в кругу сами пословицы и те ценности, которые они отражают. Ведущий предлагает участникам в ходе групповой дискуссии выработать общее мнение по ряду вопросов: а) составить единый список наиболее употребительных пословиц своего народа и объяснить значение каждой пословицы; б) определить, какие особенности ментальности родного для участников этноса отражаются в предложенных пословицах; в) расставить пословицы в соответствии с иерархией норм и ценностей, свойственной их народу в наши дни. Затем участники делятся на этнически гетерогенные подгруппы. Им предлагаются пословицы, задача состоит в том, чтобы найти близкие или противоположные по смыслу пословицы в разных культурах и соотнести их.
Упражнение «Знакомство от имени предмета» направлено на формирование этнокультурной компетентности. Участникам тренинга предлагается загадать предмет, который относится к материальной этнической культуре того этноса, к которому принадлежит участник (например, национальное блюдо, предмет одежды и др.). Затем участник старается, не называя предмета, описать его другим участникам. При этом участники могут задавать вопросы. Задача участников отгадать задуманный предмет. Для этого упражнения проводится домашняя подготовка.
Кроме этого в тренинге должны использоваться упражнения, формирующие этническую толерантность. Это, например, упражнения «Собирание идей», игра «Вместе мы - Россия!» и др.
Упражнение «Собирание идей» проводится в виде мозгового штурма, в ходе которого участники отвечают на вопрос: «Что значит быть другим?» Тренер на листе ватмана фиксирует ответы участников тренинга. Участники в ходе дискуссии называют ответы как самые безобидные, так и отражающие гнев и недовольство. Часто указываемое «другое» является отражением этнических особенностей. Например, такие ответы: иметь акцент, иметь лицо «кавказской национальности», неместный и др. В ходе обсуждения участникам ставится вопрос: «Хорошо ли быть другим?». На следующем этапе, продолжая эту тему, участникам тренинга предлагаются готовые ситуации межэтнического взаимодействия.
Игра «Вместе мы - Россия!». Участники группы делятся на подгруппы. Каждая подгруппа получает одно из направлений, данных в домашнем задании. Члены подгруппы, используя свои творческие способности, должны представить (на подготовку дается 30 минут) достижения России. Представление может быть нарисовано, подано в виде сценки, стихов, песен, танцев. В средствах участники не ограничиваются. После завершения работы все подгруппы представляют участникам свое направление. Тренер, вместе с участниками тренинга оценивает выступления подгрупп, и все вместе выбирают победителя. Кроме этого можно сделать разные номинации «Самым находчивым», «Самым необычным» и др. Далее подводятся итоги.
Таким образом, эффективности процесса формирования этнического самосознания старшеклассников, их толерантности, в том числе этнической толерантности, способствует широкое использование в образовательном процессе полиэтнического образовательного учреждения интерактивных форм, методов аудиторной работы, внеклассной и внешкольной деятельности, а также таких средств, как натуральные объекты (подлинные предметы быта прошлых веков); муляжи и рисунки, фотоматериалы.
Вопросы по теоретической части темы
«Развитие этнического самосознания, межэтнической толерантности и межкультурной компетентности в условиях полиэтнического образовательного учреждения»
1. Чем определяется эффективность формирования этнокультурной компетентности в условиях общеобразовательного учреждения?
2. Какие возможности для развития этнокультурной компетентности и этнического самосознания имеются в рамках аудиторной работы?
3. Назовите вспомогательные формы образовательного процесса и их возможности для развития этнокультурной компетентности и этнического самосознания.
4. Каковы возможности работы детских объединений в развитии этнического самосознания и межкультурной компетентности?
5. Охарактеризуйте возможности социально-психологического тренинга как одного из методов развития этнического самосознания.
Часть вторая
Структура и содержание практических занятий