Формирование этнического самосознания и межкультурной компетентности на вспомогательных формах организации педагогического процесса

К вспомогательным формам организации педагогического процесса относятся факультативы и разнообразные формы кружковой и клубной работы. При этом ключевую роль играет организация работы с семьями. Работа с семьями осуществляется по нескольким направлениям: просветительское, коррекционное, включение родителей в школьный образовательный процесс, активного их участия во внеклассных и внешкольных мероприятиях: праздниках национальных культур, в сборе экспонатов для школьного музея прикладного искусства, в проведении спортивных праздников, в том числе национальных игр.

Эффективными формами работы являются праздники национальных культур, фестивали дружбы, выставки рисунков, детских поделок. Подобные фестивали и праздники формируют и межкультурную компетентность. При этом важно учитывать, чтобы не возникало замкнутых форм, этнические праздники должны быть открытыми - это способ и возможность лучше узнать друг друга.

Формирование в обществе терпимости к каждой национальной культуре, к языку, к этнической самобытности в таком случае выступает залогом сохранения мира и стабильности, достижения взаимопонимания и взаимоуважения между народами. К таким внеклассным мероприятиям относятся, например, конкурсы и выставки по различной тематике:

Традиции и обряды моего народа, где старшеклассникам предоставляется возможность самим представить свою национальность, показать ее отличие от других этносов.

Праздник национальной кухни, на котором каждый желающий может не только попробовать блюда национальной кухни, но и научиться их готовить.

Вечер народной песни, когда старшеклассники сначала внутри своего класса, а затем и в других сами организовывают и проводят вечера, посвященные народным песням. На таких мероприятиях слушаются музыкальные произведения народных исполнителей. Учащиеся также сами исполняют произведения народного фольклора.

Выставка народных игрушек. Учащиеся сами под руководством учителей труда или дома с родителями мастерят народные игрушки, шьют и одевают кукол в национальные костюмы.

Выставка рисунков и сочинений на тему «Мы против межнациональных конфликтов». Такая форма работы позволяет школьникам словом и кистью передать свои чувства и отношение к межнациональным конфликтам, передать своё видение путей их преодоления.

Создание генеалогического древа. Эта акция позволяет по-новому взглянуть на родословную собственной семьи, узнать новые сведения о своих предках.

Кроме вышеперечисленных методов также представляют интерес встречи с представителями национальных общин, что позволяет старшеклассникам получить более полное представление об этнических общинах в городе, крае.

Деятельность кружков. Примером могут выступать фольклорный ансамбль, ансамбль народных инструментов из разновозрастных учеников. Содержание занятий в кружках включает не только развитие вокальных, музыкальных способностей, но и углубленное изучение вопросов истории культуры, традиций, обычаев. Участники ансамблей в ходе поисковой деятельности собирают и записывают народные песни, частушки, прибаутки, пословицы, поговорки, сказки, знакомятся с их историей. Также они ведут просветительскую работу, пропагандируя музыкальную культуру разных народов. Многолетняя работа в этом направлении способствует развитию творческой инициативы детей, воспитанию толерантных отношений между учащимися, взрослыми.

Эффективной формой формирования этнического самосознания старшеклассников является музейная деятельность. Учебные экскурсии, как форма организации обучения в условиях музея, способствуют познанию и изучению учащимися различных объектов и явлений этнокультурной действительности. Экскурсии ставят задачей развитие способностей учащихся действовать с познавательных позиций в окружающем их мире, помогают формировать эмоциональные качества учащихся, чувство прекрасного, ощущения радости познания, желания быть полезными обществу. Экскурсии в музеи учат понимать произведения искусства, находить красоту в обыденных вещах и явлениях.

В работе музея прикладного искусства могут быть использованы и другие формы работы с учащимися. В музее создаются условия для проявления активности детей. Принцип интерактивности, то есть знание через руки, предполагает приобретение опыта личного соприкосновения с реальностью истории и культуры через предметный мир. Посетители музея из пассивных зрителей становятся активными участниками происходящего, получая возможность пропустить через «линии внутреннего переживания» все, что предлагает им музей. Экспонаты музея способствуют визуализации обучения на уроках литературы, истории, изобразительной деятельности, технологии. Без зрительных образов ученик не в силах правильно воспринимать сведения о материальной культуре народа, а также о характере взаимоотношений между людьми в том или ином историческом периоде, и тем более восстановить историко-этнографические реалии в художественных произведениях.

Для учеников средних и старших классов экскурсия может быть представлена в виде викторины: «Для каких целей служил данный предмет?», «Найди вещь по описанию» и др. К проведению экскурсий для младших школьников, могут активно привлекаться старшеклассники. Музейные экспонаты могут играть роль театрального реквизита. Целый ряд занятий может быть построен в форме инсценировок. Например, гостеприимные хозяева Русской избы могут предложить ребятам стать участниками посиделок, на которых в старину не только веселились, но и работали. Процесс рубки капусты, лепка из теста печений, разучивание песен, танцев, игр и многое другое будет проходить значительно успешнее, если окажется включённым в определённую сюжетную линию: сказку, обряд и пр.

В музее могут проводиться тематические занятия, например, в рамках спецкурса «Этнический мир человека», а также уроки изобразительного искусства, истории, литературы, экологии и др., поскольку предметы материальной культуры нередко имеют утилитарную и символическую нагрузки, способствуют визуализации обучения на уроках.

Одновременно с поиском и изготовлением экспонатов может осуществляться изучение особенностей этнических культур, языка, обычаев, традиций. Старшеклассники под руководством педагогов создают экспозиции, стационарные и передвижные выставки.

Большое значение имеет школьный музей прикладного искусства в приобретении учащимися средних и старших классов умения в организации поисково-исследовательской деятельности. Они собирают старинные предметы материальной и духовной культуры. Это - домашняя утварь, расписанная в стиле хохломской росписи, гжели, деревянные игрушки, русские народные костюмы и многое другое. Поисковая группа выявляет умельцев, организует с ними встречи, выставки изделий этих умельцев, записывает их рассказы о своём увлечении, делает видеозаписи их домашних коллекций.

Учащиеся старших классов могут активно заниматься экскурсионно-просветительской работой. Они проводят экскурсии по музею для учащихся, родителей, гостей школы, беседы по отдельным его разделам для учащихся младших и средних классов, оказывают содействие учителям в использовании музейных материалов в учебном процессе. Большой интерес представляют экскурсии на темы: «Особенности национальных костюмов», «Особенности быта русского (татарского, марийского и др.) народа в XIX веке», «Национальные игрушки».

Организация походов, экспедиций, исследований учащихся. Под руководством педагога организуются поездки детей по сёлам родного края с целью знакомства и записи народных песен, встречи с жителями сел (станиц, аулов). После походов туристы пополняют музей экспонатами, фотографиями.

Стимулировать деятельность детей и помочь им реализовать свои творческие способности позволяет театр этнографической куклы. Театр - синкретический вид искусства. Он позволит сфокусировать вокруг себя множество творческих мастерских по изготовлению реквизита и подготовке спектакля:

- историко-этнографический костюм;

- театральная этнографическая кукла;

- ландшафт и предметы быта в оформлении сцены;

- музыка и пение.

Ученики участвуют в создании макетов ландшафтов, отражающих природно-климатические зоны России, делают модели жилищ, мастерят этнографических кукол - персонажей настольного театра. Они проводят викторины для детей младшего школьного возраста, участвующих в постановке сказок, знакомят их с фольклором тех народов, сказки которых используются для показа в кукольном театре. Такой вид деятельности нравственно обогащает всех участвующих в работе кукольного театра: расширяет их этнокультурные знания, развивает толерантность. Подготовка к спектаклю сплачивает детей разного возраста, даёт им возможность «пожить» в образе представителя другой национальности, способствует созданию интереса к изучаемым культурам и изменению сложившейся системы этнических стереотипов, восприятия «нас» и «не нас» в современном мире.

Наши рекомендации