Этническая идентичность. Структура этнического самосознания. Пути формирования этнического самосознания

Этнос. Основные характеристики этноса:

а) по Ю. В. Бромлею:общность территории проживания, исто­рически сложившаяся совокупность людей, стабильные особенности языка, культуры и психики, осознание группового единства и отли­чия от других этнических групп, самоназвание;

б) по Л. Н. Гумилеву:динамическая система с особой внутрен­ней структурой, противопоставление этнических групп по типу «мы» - «не мы», социокультурный характер формирования этнической идентичности;

в) по С. А. Арутюнову и Н. Н. Чебоксарову:этнос как носи­тель специфической культурной информации, межэтническое взаи­модействие как обмен содержанием и специфичностью этнической информации.

Этническая идентичность:когнитивно-мотивационное ядро этнического самосознания и этническое коллективное бессознатель­ное. Социальный компонент этнической идентичности: концепция социальной идентичности Г. Тэджфела и Д. Тернера. Явление ин-I руппового фаворитизма: позитивный когнитивный уклон в пользу своей группы, обеспечение личностного самоуважения, сохранение и передача последующим поколениям этнической культуры на группо-иом уровне. Явление аутгрупповой враждебности: этнической кон­фликт, отсутствие ярко выраженного межэтнического противостоя­ния, когнитивное следствие деления человечества на группы (соци­альная стратификация).

Этнический стереотип:автостереотипы как представления и характеристики членов своей этнической группы; гетеростереотипы клк образы представителей других этнических групп, их эмоциональ-

но значимые оценки: более позитивные в первом случае и более нега­тивные - во втором.

функции этнического стереотипа:познавательная, коммуни­кативная, защиты позитивной этнической идентичности.

Этноцентрическая, полиэтническая и трансэтническая идентич­ность.

Этническое самосознание:совокупность представлений членов этнической общности о своем и других этносах, социально-психологические установки и стереотипы, самая древняя и устойчи­вая форма информационного структурирования мира;

— узко— осознание принадлежности к этнической общности;

- широко- представления членов этноса о культуре, языке, ис­торическом прошлом, государственности.

Примордиалистский подход кформированию этнического са­мосознания: врожденность, исконность (то есть примордиальность) этничности, глубинная аффективная привязанность членов одного этноса друг к другу, потребность в принадлежности к «своей» группе (аффилиация).

Ортодоксальный подход:этничность имеет биологические корни, а групповая этническая идентичность передается генетически из поколения в поколение.

Инструменталистский подход:ситуативность, изменчивость этничности, ее увеличение или уменьшение в зависимости от группо­вых интересов; потребность членов этноса в преодолении социально­го и культурного отчуждения, прагматизма и потребительских ценно­стей, актуализация компенсаторных потребностей в равенстве и со­хранении достоинства, а так же в стремлении подняться на более вы­сокую ступень социальной иерархии, в переделе экономического рынка и участии во власти.

Конструктивистский подход:специальное манипулятивное конструирование этничности политиками, социологами, экономиста­ми и психологами в борьбе за власть, в достижении социальных це-

лей и формировании культурных традиций; обоснование в конструк­тивистском подходе роли идеологии и идеологов.

Этническое самосознание как социальный компонент «Я-концепции»:когнитивный «образ Я», эмоционально-оценочная и поведенческая составляющие. Содержание когнитивного «образа Я»:представления о своих способностях, отношениях с окружающи­ми, внешности, социальной значимости, интересах, личностных каче­ствах; функции «образа Я»: «присоединяющая» к другим людям и дифференцирующая от них.

Содержание эмоционально-оценочной составляющей «Я-концепции»:отношение представителя этноса к себе в целом, к от­дельным сторонам своей личности, деятельности.

Функции эмоциональной оценочной составляющей «Я-концепции»:поддержание самоуважения, чувства собственного дос­тоинства, адекватной самооценки на оптимальном уровне притязаний.

Содержание поведенческой составляющей «Я-концепции»:способность к саморегуляции, самостоятельному принятию решений, управлению своим поведением, самоконтроль, ответственность за свои поступки.

Функции поведенческой составляющей «Я-концепции»:реа­лизация переживаний и представлений члена этноса о своей социаль­ной зрелости и ответственности за качество и уровень жизнедеятель­ности, актуализация локуса контроля (экстернальный - внешняя пре­допределённость, интервальный - личностная ответственность за ка­чество и уровень жизнедеятельности).

Пути формирования этнического самосознания:позиция «мы они», реализация принципа ингруппового фаворитизма, опора на тгнический стереотип, идеологическая пропаганда, реконструкция исторического прошлого этноса, осознание сути национальных дви­жений, наличие лидеров этнической мобилизации и консолидации нации.

Наши рекомендации