Практикум 3. Освоение «культурного ассимилятора» - техники повышения межкультурной сензитивности в общении

Материал:в качестве примера культурного ассимилятора для практической работы студентам предлагается методика «Тренинг эффективного взаимодействия в среде татарской культуры»

Методические рекомендации к организации практикума

Работа может проводиться в парах, микрогруппах или индивидуально. После работы с ситуациями и атрибуциями организуется групповая рефлексия полученного опыта. Обсуждается, насколько работа с помощью данной технологии помогает глубже понять другую (или свою – для татар) культуру; насколько техника «культурный ассимилятор» применима в условиях поликультурной образовательной среды; как практический психолог мог бы использовать подобные технологии. Предварительно студентам рекомендуется ознакомиться с Материалом для подготовки к практикуму, содержащим информацию об особенностях татарской культуры (представлен в Приложении 2).

Ситуации могут быть даны в виде бланкового варианта. Для этого необходимо подготовить карточки с ситуациями и к каждой ситуации – карточки с вариантами атрибуций. На обратной стороне (либо отдельным набором) каждую атрибуцию необходимо снабдить ее ответом-комментарием (раздаточный материал к практикуму приведен в приложении 3).

Практикум 4. Анализ ситуаций проявления межкультурной некомпетентности в общении

Каждый студент представляет 4-5 ситуаций межкультурного взаимодействия в условиях поликультурной образовательной среды и к каждой ситуации – по 4 атрибуции или варианта поведения: с позиций разных уровней межкультурной компетентности (принятия, адаптации, абсолютизации и преуменьшения).

Каждая ситуация и варианты ее разрешения обсуждаются группой и анализируются по критериям грамотного применения знаний о содержании и уровнях межкультурной компетентности и адекватности предложенной ситуации реальным условиям межкультурного взаимодействия в поликультурной образовательной среде.

Часть третья

Материалы для организации

самостоятельной работы студентов

В процессе подготовки к занятиям студенты изучают методическую литературу и учебные пособия из прилагаемого списка основной и дополнительной литературы, выполняют контрольные работы и практические задания, проводят психологическое тестирование, мини-исследования, осваивают процедуры обработки результатов психологических исследований и методы их интерпретации.

Задание на период прохождения психолого-педагогической практики

в образовательном учреждении

Общее задание на практику по дисциплине «Психология этнического самосознания и межкультурного общения»: разработка плана-проекта «Проектирование работы психолога по диагностике и развитию этнического самосознания и межэтнической компетентности в образовательном учреждении».

Для выполнения задания можно ориентироваться на следующий план разработки проекта:

1. В ходе наблюдения выделить и описать имеющиеся в образовательной среде конкретного образовательного учреждения этнокультурные группы и их представителей. Описать представленные культуры с точки зрения этнокультурных традиций, социально-экономического и политического положения этих групп в нашем обществе.

2. Подобрать методы и методики для оценки этнического самосознания представителей разных культурных групп.

3. Оценить степень культурной включенности «инокультурных» учеников – представителей нетитульных культур (на основе наблюдения и опроса учителей).

4. Оценить уровень межкультурной компетентности педагогов, работающих с учениками – представителями других культур (обосновать установленный уровень подтверждающими примерами поступков и реакций учителей). Желательно дать оценку уровня межкультурной компетентности нескольких педагогов.

5. Разработать или подобрать мероприятие для решения основных проблем развития этнического самосознания в конкретной школе (классе) и мероприятие для развития межкультурной компетентности педагогов.

6. Составить методическую копилку диагностирующих и развивающих этническое самосознание и межкультурное общение методик и техник.

Оформить отчет в соответствии с предложенными пунктами.

Содержание тестов контроля знаний по дисциплине

«Психология этнического самосознания и межкультурного общения»[2]

1. Культура это:

а) Сложное понятие, коренящееся в многочисленных аспектах человеческой жизни;

б) Динамическая данность, всегда находящаяся в напряженных отношениях с поведением, установками, ценностями и нормами, которые она должна описывать;

в) Социопсихологический конструкт, разделение людьми таких психологических феноменов, как ценности, установки, представления и поведение;

г) Все вышеперечисленное верно.

2. Этноцентризм это:

а) Рассмотрение и интерпретация поведения окружающих через собственные культурные фильтры;

б) Способ рассмотрения поведения окружающих, без применения на них своих культурных фильтров;

в) Рассмотрение и интерпретация поведения окружающих, при условии отказа от стереотипов;

в) Рассмотрение и интерпретация поведения окружающих, при наличии стереотипов.

3. Показатель избегания неопределенности определяет:

а) В какой степени культуры поддерживают различия в статусе у своих представителей;

б) В какой степени культуры развивают институты и ритуалы, призванные справиться с тревогой;

в) Степень неравенства во власти между менее и более влиятельными индивидами;

г) В какой степени культуры поддерживают традиционные гендерные различия среди своих представителей.

4. К показателям культурной вариабельности НЕ относится:

а) Показатель дистанции власти;

б) Показатель различности;

в) Показатель маскулинности;

г) Показатель напряженности.

5. Какие важнейшие сферы межэтнических отношений существуют:

а) психолого-культурные характеристики групп;

б) особенности социального восприятия групп;

в) особенности межэтнического взаимодействия;

г) особенности социального восприятия групп и особенности межэтнического взаимодействия;

д) все ответы верны.

Наши рекомендации