Процесс формирования правовой культуры у старшеклассников в педагогической литературе
Понятие «культура» происходит от латинского слова «cultura» , что означает — «возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание, выращивание, обрабатывание», которое обозначало задачу, связанную с получением знаний, опыта, с целенаправленным воздействием человека на природу.
Мы рассматриваем правовую культуру как разновидность общей культуры. Так, Д. А. Керимов отмечает: «тысячами нитей правовая культура связана с общей культурой. Ее мощное благотворное влияние на правовое сознание, мышление, мировоззрение творящих законы, на их ценностные и правовые установки непосредственно (или опосредованно) определяет характер законодательства, обусловливает его адекватность историческому и национальному духу народа, потребностям и интересам людей»[3].
В юридической науке нет одного чёткого определения термина «правовая культура». Так, Е.В. Аграновская представляла правовую культуру в виде «системы взглядов, оценок, убеждений, которые определяют правовое поведение» [10]. В.И. Каминская и А.Р. Ратинов под правовой культурой предлагали понимать «систему овеществленных и идеальных культурных элементов, относящихся к сфере действия права, и их отражение в сознании и поведении людей» [6].
Как видно из определений, данных выше, получить единообразного определения понятия правовой культуры вряд ли возможно, так как это широкое и неоднозначное понятие.
Проведенный анализ историографии проблемы правового образования в России на основе трудов Е.А. Скрипилева [13] позволил выделить основные этапы генезиса формирования правовой культуры, совпадающие с общей исторической ситуацией в России.
Социально-подготовительный этап (до XV в.) характеризуется возникновением и становлением образовательных учреждений. На данном этапе правовая культура формировалась в процессе социализации личности.
Системно-монархический этап (XV в. – первая половина XIX в)отличается тем, что изучение гражданского права включается в перечень учебных дисциплин гимназий и реальных училищ, в университетах открываются факультеты права. Формирование правовой культуры становится одной из целей образования.
Теоретико-организационный этап (вторая половина XIX в. – 30 гг. XX в.) трактуется разработкой теоретических положений правовой культуры и правового образования как следствия развития прогрессивной политической и педагогической мысли.
Авторитарно-социалистический этап (1930–1990 гг. XX в.) характеризуется выраженной политизированной, обязательной и всеобъемлющей формой правового образования. В этот период в школьные программы обучения вводится система специальных правоведческих курсов («Конституция СССР», «Советское государство и право», «Человек и общество» и др.), рассматриваются правовые вопросы в курсах гуманитарных дисциплин.
Гражданско-правовой этап (90-е гг. ХХ в. – по настоящее время), для которого характерна разработка интегративного подхода к формированию правовой культуры и создание непрерывной системы правового воспитания. В современной российской школе целью правового образования определяется подготовка учащихся к жизни в демократическом правовом государстве и гражданском обществе, при этом акцент смещается с интересов государства на интересы личности, семьи, общества. Активно разрабатываются и внедряются в практику общеобразовательных учреждений различные инновационные методики формирования правовой культуры.
Общество и государство заинтересованы в формировании социально активных и в то же время законопослушных молодых людей. Как уже говорилось выше современной молодёжи нужно преодолеть правовой нигилизм, уважать закон, иметь чувство ответственности. Именно из этой установки и государственного заказа образовательной организации следует одна из главных воспитательных задач в школе — формирование у старшеклассников правовой культуры. По мнению Г.А. Фирсова формирование правовой культуры — это процесс, который дожжен представлять собой неотъемлемую часть воспитания человека, как личности в целом, с раннего детского возраста [20].
Под правовым образованиемучащихся понимается процесс овладения системой правовых знаний, практических умений и навыков, повышения уровня правовой компетентности и соответственно уровня правовой культуры личности, которые в совокупности определяют ее социально-правовой облик. Правовая образованность является необходимой составной частью культурного облика человека и предпосылкой успешной жизнедеятельности в обществе .
Правовое воспитание — это систематическая целенаправленная деятельность государственных и общественных организаций (в том числе школы), а также отдельных граждан, направленная на формирование правовых взглядов и убеждений, позитивных нравственно-правовых ценностных ориентаций и установок, обеспечивающих исполнение правовых норм и формирующих активную позицию личности в правоохранительной и правотворческой деятельности [2].
Исходя из определений можно сделать вывод, что правовая культура шире, чем правовое воспитание и правовое образование, так как охватывает не только не только уровень правовой обязанности и воспитанности, но и охватывает систему ценностных установок и предполагает ответственность за свои поступки.
Формирование правовой культуры в школе направлено на решение ряда конкретных задач. Таких как вооружение учащихся системой правовых знаний, развитие умений и навыков сознательного, юридически правильного поведения в обществе; воспитание уважения к правам, свободам, обязанностям личности в обществе; формирование внутренней потребности в защите законности правопорядка.
Формирование правовой культуры осуществляется по трем основным направлениям, соответствующим основным компонентам правовой культуры, которые взаимосвязаны и взаимозависимы:
- интеллектуальному — знания, умения и навыки, реализуемые в жизнедеятельности человека;
- эмоционально-ценностному — система взглядов и нравственно-правовых ценностей, обеспечивающих адекватную оценку качества правовой жизни общества;
- практическому — исполнение правовых норм, социально-активная позиция в правоохранительной деятельности.
Успешность формирования правовой культуры обеспечивается соблюдением следующих педагогических условий:
- оптимальный отбор правовой информации и включение ее в содержание учебного материала;
- использование ситуаций, максимально приближенных к реальности;
- оптимизация воспитания у учащихся правовой ответственности и активной правовой позиции;
- повышение психолого-педагогической подготовки преподавательского состава [2].
Решающее значение в воспитании правовой культуры учащихся имеет связь правовой информации с фактами из их повседневной жизни, приучение к сознательной оценке своих поступков. Но правовое воспитание, которое опирается лишь на силу слова, малоэффективно. Правовые знания могут быть по-настоящему закреплены и усвоены лишь в процессе практической деятельности по поддержанию сознательной дисциплины и правопорядка. В этой связи вырисовывается еще одна важная сторона воспитания правовой культуры — развитие умения выбирать правильную линию поведения в сложных жизненных ситуациях. В этом вопросе может помочь различные средства воспитания, в частности деловая игра, в функции которой заложено «примерка» на себя социальной роли и последующие действия с детальным разбором.