Понятие корпоративной культуры, ее структура, процесс формирования. Организационная культура. Нравственная ориентация корпоративной культуры

Корпоративная этика – это культура корпорации.

Корпорация – культура различных организаций.

Структура корпоративной культуры состоит в следующем:

· Исторические традиции корпорации.

· Привычки и обычаи

· Организационная структура.

· Модель управления

· Ценности

· Модели коммуник.

· Морально-этические требования.

· Символика организации

· Дресс-код

Существуют 2 пути формирования корпоративной культуры:

1) Целенаправленное формирование культуры.

2) Культура сформировывается сама.

Сформированная культура приводит к институту морали. Каждый несет свою степень ответственности в зависимости от должности.

Термин "организационная культура" воспринимается многими как система общего мнения, и эта характерная черта отличает одну организацию от другой. Существуют много подходов к выделению различных атрибутов, характеризующих и идентифицирующих ту или иную культуру как на макро-, так и на микроуровне. Так, С.П. Роббинс предлагает рассматривать организационную культуру на основе десяти характеристик, наиболее ценящихся в организации:

  • личная инициатива, т.е. степень ответственности, свободы и независимости, которой обладает человек в организации;
  • степень риска, т.е. готовность работника пойти на риск;
  • направленность действий, т.е. организация устанавливает четкие цели и ожидаемые результаты выполнения;
  • согласованность действий, т.е. положение, при котором подразделения и люди внутри организации координирование взаимодействуют;
  • управленческая поддержка, т.е. обеспечение свободного взаимодействия, помощи и поддержки подчиненным со стороны управленческих служб;
  • контроль, т.е. перечень правил и инструкций, применяемых для контроля и наблюдения за поведением сотрудников;
  • идентичность, т.е. степень отождествления каждого сотрудника с организацией;
  • система вознаграждений, т.е. степень учета исполнения работ, организация системы поощрений;
  • конфликтность, т.е. готовность сотрудника открыто выражать свое мнение и пойти на конфликт;
  • модели взаимодействия, т.е. степень взаимодействия внутри организации, при которой взаимодействие выражено в формальной иерархии и подчиненности.

Оценивая любую организацию по этим десяти характеристикам, можно составить полную картину организационной культуры, на фоне которой формируется общее представление сотрудников об организации.
Рассмотрим, как уже перечисленные характеристики и их комбинации могут создать особый тип организации.

Этическое поведение внутри корпорации. Этические аспекты защиты интеллектуальной собственности, раскрытия корпоративной информации и сделок с использованием внутрифирменной конфиденциальной информации

Этические аспекты корпоративной культуры :

Отношение к информации (объект собственности). Владение специфической информацией может дать преимущество предприятию по сравнению с другими.

Сегодня выработано 3 способа защиты информации

-авторское право

-патенты

-проф. Тайна

Авторское право, право- на прдукты интеллектуальной деятельности(нераспростаняется на идеи, а на способы выражения идеи)

Можно использовать этот объект для получения прибыли

Время авторского права: жизнь + 70 лет

Для корпоративного авторства : жизнь + 95 лет

Честное использование: копирование при определенных условиях и некоммерческое использование

Патенты – на изобретение, которое имеет целостную форму.

Защита на первые 17 лет со дня выдачи патента.

С момента внедрения в право- 20 лет.

Полный срок защиты:20 лет.

Профессиональная тайна – не разглашается(касается продукта в процессе разработки)

Показатели:

-закрытие общего доступа информации(вето, предупреждение)

-высокая цена

Промышленный шпионаж организованный государствами для повышения конкурентоспособности:

-собирание информации из открытых источников

-через сотрудников

Защита информации – актуальная проблема. Сбор информации организуется по-разному: интернет, СМИ и т.д. Также существует промышленный шпионаж – через сотрудников компаний. Еще способ получения информации – слежка, наблюдение. Вопрос о моральной допустимости способа.

Национальное государство не может быть нравственным или безнравственным. В США в последнее время компании пользуются условно специальными служебными разведками. В этой области мораль не работает.

Внутрикорпоративная информация .

Моральное право на доступ к информации:

1.Каждый человек имеет право на информацию, необходимую ему для совершения честной сделки. Каждая сторона обязана предоставить ему такую информацию.

2.каждый человек имеет право на информацию, касающуюся деятельности других людей, которая может отрицательно влиять на него.

Моральная обязанность –не причинять вреда, следовательно компании должны предоставлять информацию о вреде жизни людей.

Кому предоставляется информация:

Лица и агенты, которые могут попасть под воздействие компании: аукционеры ( в том числе потенциальные), руководство, работники, поставщики, потребители, клиенты, правительство, широкая общественность. Каждому агенту требуется свой вид информации. Примеры: акционеры – финансовое положение корпорации(текущее, перспективное), методы работы корпорации, информация имеет форму годовых отчетов, персональные данные состава директоров, информация о зарплате; работники – размеры зарплаты, возможная угроза здоровью, условия работы, политика корпорации в отношении дискриминации, корпоративный кодекс; широкая общественность – воздействие производства фирмы на окружающую среду.

Формы предоставления информации – годовые отчеты, кодексы корпоративной этики.

Наши рекомендации