Функции деловой игры в формировании правовой культуры старшеклассника

Непосредственный предшественник деловой игры — военная игра, зародившаяся в XVII в. «Потешные полки» юного Петра I и их военные
забавы – предтечи маневров, ставших деловыми учебными играми в армии.

Первая деловая игра, названная организационно-производственным испытанием, была разработана и проведена в 1932 г. в г. Ленинграде, но по ряду социально-исторических причин она была забыта в СССР и возродилась в 1957 г. в США с использованием ЭВМ. Сегодня деловые игры широко используются в учебном процессе за рубежом.

В советской педагогической науке проблема деловых игр стала активно разрабатываться, начиная с 60-х гг. В настоящее время деловые игры используются в учебном процессе.

Широкое распространение попыток применения деловых игр имеет свои позитивные и негативные стороны и соответственно своих сторонников и противников. Появились две противоположные тенденции ее осмысления. Позитивная подтверждает возможности деловых игр как инструмента формирования личности и активизации учебного процесса. Негативная связана с недостаточно глубоким пониманием сущности деловой игры, прежде всего как педагогического явления, главное в котором не внешняя форма, а сложные психолого-педагогические факторы, действующие через нее и благодаря ей. Следует также отметить, что как в отечественной, так и в зарубежной научной литературе отсутствует общепринятая концепция деловой игры.

Деловая игра способствует возникновению интереса, сосредоточению внимания слушателей на учебном материале. Она в единстве реализует образовательную, воспитательную, развивающую, коммуникативную, диагностическую, релаксационную функции. Игровая форма обучения в обычном своём проявлении является преимущественно групповой формой организации обучения.

Деловая игра является одним из основных методов активного обучения. Она представляет собой динамическую упрощённую модель действительности и основывается на ситуациях, взятых из реальной жизни. Игра имеет основную тему, связанную с правовой проблемой, которую хочет рассмотреть учитель. Играющие попадают в конкретные игровые ситуации, каждый со своей точкой зрения. Для того чтобы организовать единую коллективную деятельность, необходимо выявить способы действия участников, направлять их рефлексию и анализ на продуктивное взаимодействие. Данная форма работы позволяет учащимся на своем опыте пережить ситуации реализации или нарушения прав. Дети получают начальный эмоциональный опыт, который пробуждает интерес к проблеме. В книге «Обучение и игра. Введение в активные методы обучения».
Д.Н. Кавтарадзе отмечает, что «…в лучших образовательных играх человеческие страсти бурлят в полной мере. Более того, в имитационных играх используется эмоциональное возбуждение» [13]. Игра мотивирует последующую работу. В игре под влияние эмоций больше вероятность, что ребёнок будет действовать так, как считает нужным, а не так, как ожидают от него взрослые, и не с целью заслужить похвалу.

В пособии «Теория и методология учебных деловых игр» В.А. Трайнева, Л.Н. Матросовой, И.В. Трайнева говорится о том, что ролевые игры и деловые игры обеспечивают достижение следующих образовательных целей:

· стимулирование мотивации и интереса

· усиление значения полученной ранее информации в другой форме

· развитие навыков: критического мышления и анализа; принятия решений; взаимодействия, коммуникации; осуществление конкретных действий; готовности к специальной работе в будущем.

· изменение установок: социальных ценностей; восприятия интересов других участников социальных ситуаций.

· Саморазвитие или развитие благодаря другим участникам: осознание уровня собственной образованности; приобретение навыков, которые требовались в игре; воспитание лидерских качеств; оценка преподавателем умений участника [19].

Вместе с тем следует отметить, что современные деловые игры дают обучающий эффект благодаря присутствию почти во всех играх момента дискуссии, обсуждения и анализа участниками своих действий между собой и с координатором игры. Именно в этом моменте они действительно рефлексивно и исследовательски относятся к собственной деятельности и ее соорганизации. То, насколько организованна будет эта сторона игрового процесса, и определит меру эффективности формирования рефлексивно-мыслительного и исследовательского отношения к деятельности.


Наши рекомендации