Социально-психологические особенности старшего школьного возраста при формировании правовой культуры

Особенностью исследования является изучение старших подростков, в этом возрасте ребенок наиболее уязвим и восприимчив как к позитивным, так и негативным влиянием взрослых, сверстников, улицы.

Старшие школьники вступают в такой возрастной период, как ранняя юность. Юность — это период жизни после отрочествa до взрослости (возрастные границы условны — от 15-16 до 21-25 лет), где ведущая деятельность - учебно-профессиональная [21].

Современный старшеклассник — продукт современной жизни, он сложен, интересен, противоречив. В старшем школьном возрасте завершается физическое созревание индивида. По своему развитию сегодняшние 17-ти летние школьники соответствуют молодым 22-х летним людям 30-х годов [4].

В подростковом возрасте, закладываются основы личности, определяются те специфические и индивидуальные характеристики, которые позволяют судить о полноценности личности, ее правовой культуре, либо положительной, либо отрицательной, а, следовательно, направленной на благо или во вред обществу, самой личности. Подростковый возраст характеризуется ростом социальной активности, большой восприимчивостью к усвоению норм, нравственных ценностей, способов поведения, существующих в окружающем мире и во взаимоотношениях взрослых.

В этот период, как считает Г.А. Кузнецов [7], резко возрастает чувствительность к воздействиям со стороны (книги, СМИ, улица, друзья, учителя и т.д.). Для них очень важно признание со стороны окружающих, которое нередко подталкивает к совершению неразумных и нелогичных, якобы взрослых поступков. Такое общение является приоритетным для подростка по сравнению с общением с родителями, педагогами.

Подростковому возрасту также свойственна и повышенная конфликтность, особенно в отношениях с взрослыми и сверстниками, являющаяся причиной совершения подростками правонарушений.

Роль учителя очень важна, особенно в период подросткового переходного возраста, и ему нужно всегда помнить, что процесс взросления связан не только с перестройкой всего анатомо-физиологического аппарата, психики ребенка, но и с изменением объективных условий его жизни и воспитания, как в школе, так и в семье. Именно в этом возрасте создаются все возможности для формирования социально активной личности, для педагогической коррекции отрицательных черт характера «трудных подростков» для того, чтобы предотвратить превращение «трудного подростка» в малолетнего преступника.

Цели, которые ставит перед собой подросток, его мотивы и действия порождаются окружающим материальным миром, общественной жизнью.

Однако подросток имеет свободу выбора варианта поведения: правомерного или противоправного. А.С. Макаренко [9] рекомендовал учителям предупреждать противоправное поведение, а «не ожидать, пока ученик совершит тот или иной поступок, и тогда начинать его воспитывать».

Как в учебном заведении, так и в семье следует с уважением, открыто, на условиях равноправия общаться со старшеклассниками, признавая их право на собственное мнение, ошибки, независимые решения и поступки. Это способствует воспитанию самостоятельности, активности, инициативности и социальной ответственности, т.е. поведение молодого человека, направляется последовательно и вместе с тем гибко и рационально. Это период выработки мировоззрения, убеждений, характера и жизненного самоопределения, потому что именно тогда созревают необходимые когнитивные и эмоционально-личностные предпосылки [8].

В 15-17 лет завершается определенный этап формирования личности школьников. Именно в этом возрасте можно говорить о некоторой устойчивости позиции школьника, завершении этапа первичной социализации.

Учет возрастных особенностей — один из основополагающих педагогических принципов. Опираясь на него, учителя регламентируют учебную нагрузку, устанавливают обоснованные объемы занятости различными видами труда, определяют наиболее благоприятный для развития распорядок дня, режим труда и отдыха. Возрастные особенности обязывают правильно решать вопросы отбора и расположения учебных предметов и учебного материала в каждом предмете. Они обусловливают также выбор форм и методов учебно-воспитательной деятельности [5].

Таким образом, особенностями подросткового возраста являются: быстрое интеллектуальное развитие, коренной перелом в способах мышления, потребность в знаниях, формирование разносторонних познавательных интересов, повышенная значимость общения, интенсивная социализация, противопоставление себя взрослым, стремление самоутвердиться в качестве равноправного члена общества, становление как личности на фоне неустойчивости поведения. Однако форсирование подростками данного периода приводит к использованию нежелательных и даже противоправных способов и средств. Именно процесс целенаправленного воспитания правовой культуры вместе с положительным влиянием окружающей среды играет огромную роль в формировании мировоззрения подростков, их нравственных убеждений и идеалов, лежащих в основе их нравственно-правовой культуры.




Наши рекомендации