Отношения между городами и поселениями
Самые крупные телли Центральной Болгарии,™ торые могли вмещать до 5 тыс. обитателей, раскоп ны еще не полностью, поэтому говорить об ихвн реннем устройстве пока рано. Скорее всего, этоо рода, бывшие центрами тех или иных районов.! Болгарии и Румынии общее число теллей серед Vтыс. до н.э. превышает тысячу (в Болгарии их он ло600, в Румынии - не менее 500), и недалеко то в мя, когда с помощью магнитометра, воздушнойс ки и других приспособлений мы придем к новомуш! ниманию связей между городами и поселениям В Центральной Болгарии в окрестностях крп жилых холмов могильники пока не обнаружены,он нако в Северной Болгарии вокруг таких теллей, l Виница, Голямо-Делчево, Поляница и Овчаром найдено немало захоронений. По ним можно судну о том как было устроено это общество (об этомс_ главу IX). В данный период у жителей Чернммором
[.та III. Зенит европейской цицивизации: Центральная яВосточная Европа, 5500-3500гг. до н.э._______________________ 105
го побережья происходят ссрьееные изменения в оощественном устройстве. |
Керамика |
Как в городах, так и в поселках основным заняти -ем носителей культуры караново было изготовление керамики. Судя по постоянному эстетическому и технологическому росту этого искусства, оно требовало огромных затрат времени и творческих усилий. Если даже большая часть керамики была предназначена для сакральных нужд, люди ежедневно соприкасались с изделиями тончайшей работы: иначе говоря, обогащение культуры охватывало все общественные проявления. Для искусства культуры караново первых веков Утыс. до н.э. характерны серые сосуды с белой инкрустацией. Исчезают типичные для раннего периода культуры караново высокие тюльпанообразные кув- |
шины с полыми основаниями, выходят из моды каннелюры, ранее украшавшие их поверхность. Середина У-гыс. до н.э. - время горшков с цилиндрическими горловинами, чаш, блюд и сосудов бочковидной формы (рис. 3-54). Продолжалось и развитие символической системы, порожденной уже известным нам культом Богини, что в итоге привело к единству символической и эстетической системы выразительности. Для культуры караново VI характерны орнаментированные графитом блюда, внутренняя поверхность которых поделена на четыре части и бывает украшена динамичным узором со спиралевидными, яйцеобразными и серповидными элементами (рис. 3-54, верхний ряд). Кроме того, часто встречаются и такие мотивы, как шевроны, ряды треугольников, шахматный узор, параллельные линии и ряды неглубоких отпечатков, сделанных раковинами.
Особый интерес с технологической точки зрения представляет керамика с графитной и золотой рас-
Рис. 3-49 Культура караново-гумельница и культуры Черноморского побережья середины Утыс. до н.э. Упоминающиеся в тексте места отмечены черными точками. |
Рис. 3-51 Реконструкция дома из телля Азмак, Центральная Болгария, культура караново VI, середина Утыс.дон.э. |
hmalll. Зенит европейской цивилизации: Центрыьная и Восточна» Европа, 5500-3500 гг. до н.э. |
Рис. 3-52 Реконструкция модели двухэтажной постройки из Русе, Северная Болгария. Судя по сохранившимся фрагментам, у нее была цокольная часть с круглыми окнами. Верхний этаж был выстроен из горизонтальных бревен, уложенных между вертикальных столбов. Культура караново VI (гумель-ница), середина V тыс. до н. э.
Рис. 3-53 Глиняная модель святилища с открытым верхом, с печью в виде дома, глиняной скамьей (алтарем) и толстой каменной стеной по краю платформы. На внешней части стен роспись в виде шевронов, тройных линий и других знаков. Овчаро-во I, Северо-Восточная Болгария, период караново VI, середина V тыс. до н. э.
Рис. 3-54 Формы и виды росписей (включая роспись графитом - черные узоры) керамики периодов караново IV, Уи VI, ок. 500DJ4500 гг. до н.э., найденной при раскопках телля Азмак, г. Стара-Загора, Центральная Болгария. |
hm III. Зенит европейской цививизации: :ентральнаяи Восточная явропа, ,500-3500 гг. до н.э.
краской, производившаяся цивилизацией караново вначале и в середине Утыс. до н.э. О том, что ее уровень был высок, свидетельствуют найденные в Варнском могильнике керамические изделия с золотой росписью (рис. 3-55). По-видимому, золотой порошок наносили уже после обжига. Раскраска графитом появилась во время караново V, вышла на первое место в эпоху караново VI. Ею графически декорировали черную или темно-коричневую керамику узорного лощения, иногда добавляя белый, желто-коричневый или желтый цвет. В числе используемых мотивов—спирали меандры завихрен-нш и косые линии, треугольники, правильные и яйцевидные окружности. Для графитной орнаментации сосуды до обжига покрывали ангобом, затем, когда они отвердевали до состояния кожи полиро-вали и после полной просушки наносили графит Далее их. обжигали при умеренной температуре в 850— 1000"С, поместив в некоторое подобие печи для обжига, чтобы помешать окислению гоасЬита Графит есть в метаморфиччских скалах Родопских и Балканских ran немалое количество рожков с графитом было найдено в жилых холмах вокруг города Стара-Заго-
ю Можно ППСЛПОЛОЖИТь ЧТО ИТ БоЛГЯПИИ ОН ПЯС-
шешнился потероитории Югославии и Чехосло-шии поскольку изпелия с графитной ппгписып ктречаются также в культурах винча и линейно
ленточной
Искусство скульптуры
За редкими исключениями, скульптурные произведения культуры караново не способны соперничать с удивительным совершенством ее керамики. Как и во многих других культурных группах, они отличались схематизмом и, по-видимому, были предназначены для повседневных обрядов. Что касается шедевров, то они, судя по высокому уровню художественного исполнения, предназначались для храмов или для больших празднеств. В вышедших за последние полвека книгах по истории искусства можно найти некоторые образчики скульптуры караново-гумельница. Среди них восседающая на троне Владычица Пазарджика, чьи грушевидные ягодицы украшены ромбическим узором, а вульва отмечена двойной спиралью. У нее крупная голова лицо закрыто маской а руки сложены на груди73 Другая «звезда», получившая известность более пятидесяти лет назад, занимает почетное место в коллекции Го-родского музея Бухареста Это антропомороЬный сосуд из Видры (Бухарест) в виде богини со сложенными на животе руками: он имеет 42 см в высоту и рас-писан концентрическими кругами и ромбами74 В Гумельнице (Южная Румыния) были найдены весьма поимечательные скульптупные изображения жен-
головамиссосудь!Твдшщгапюшпио
Рк.3-55
Рис. 3-55 Блюдо с золотой росписью (деталь) из Варнского могильника, могила № 1.
по
Гимбутас М. Цивилизацяя Великой I
Рис. 3-56 |
Рис. 3-56 Фигурка женщины, держащей над головой сосуд; вид спереди, сбоку и сзади. У нее огромные уши с дырочками для серег. На платье красные охряные полосы с белой каймой. Изображение участницы какого-то религиозного ритуала {возможно, имеющего
Отно [ПС НИС к смЕОТИ и
регенерации^ Гумель-ница Южная Румыния
высота 22 5 см
Рис. 3-57 Голова оленя (фрагмент большого сосуда). Глаза и надбровные дуги изображены рельефом, рога отломаны. Видра, неподалеку от Бухареста. Середина Утыс. до н.э.; высота 9 см.
Рис.3-57
религиозного ритуала (рис. 3-Я Кроме того, следует упомян прекрасно выполненные емко для подношений, крышки, с» ды, а также лампы в форме i ней, псов, быков, ежей и mi (рис. 3-57). В отличие от них, к?: хотные человеческие статуэтки глины, как правило, имеют кр не схематический характер^ представляют собой своеобра скульптурное «стенографирои| ние». О реализме здесь речи! поэтому практически отсутст и стремление точно воспрошк сти те или иные части челов ского тела. Вместо этого основ внимание отдано нанесенными, них символам. Все статуэтки пн крыты резным орнаментомини котированы белым или ш ным цветом Изболее чем 2001 тропоморфных изображен* найденных при раскопках в Э тагрое большинство поина
жИТ к схематИЧССКОМV ТИПУ'
Только в 10% случэ.св МОЖНО ВТ
или инОЙ мепс говопитьопм
ме хотя и тогда детального i"! бражения удостаиваются ли животГягодипы Ни в мной этихскульптур нельзя.пшши мужскоГизобоажение Их Z какправило закрыты Гека?. или же v них заостмнный Й
нГ™7мпжно ^метитьЗ kWhhc 1 S8 3 5Г ВоПС«1
™Тпп бую^тегорХ'кульптуры |
тямГ^пя fiana^R Ди2 иго^п^протом^етловТ
пол обозначен большим треуга ником, а лица покрыты масш. с дырочками по краям для сере У масок круглые змеиные тшЯ большие рты, а зубы обозначн рядом точек (см. рис. 7-29).
Гит 111. Зенит европейской цивилизации: Центральная и Восточная Европа, 5500-3500 гг. до н.э.
1ll
ематические статуэтки с иволическими знаками зком «V», шевронами, ■загами и тройной лини-между грудей. Культура >аново, Ситагрой, равни-Драмы, Северо-Восточ-[ Греция. (1) Ситагрой I; 3) Ситагрой III,XLVJ.I-VIвв. до н.э. Масштаб |
Рис. 3-58.1
к. 3-58.2
Рис. 3-59 Головы с клювом от крохотных статуэток и голова в маске от более крупной скульптуры с двумя линиями и яйцевидным рисунком на каждой щеке и двумя линиями, идущими вниз от подбородка. Ситагрой III, культура караново, середина V тыс. до н.э. Масштаб (1,2, 3)11;; (4) 1:3.
*
Гимбутас М. Цившгизацян Великой ЕЩ
Культура петрешти в Трансильваиии
Поселения культуры петрешти с характерной для них трехцветной керамикой располагались на плодородных землях Трансильваиии в бассейне реки Муреш (рис. 3-60). Их можно найти на речных широких террасах или на высоких берегах, что также характерно для поселений кукутенской культуры, о которой речь пойдет ниже. Культура петрешти была впервые идентифицирована при раскопках одноименного поселения, расположенного неподалеку от города Себеш; в 1943—1947 гг. их проводили Д. и И.Берну76. С тех пор удалось раскопать еще 7 поселений, а в целом, благодаря сбору наземных материалов, их известно 5277. Однако на сегодняшний день этой культуре не посвящено ни одного обобщающего труда.
Происхождение
Стратиграфический анализ ряда поселений ]туры петрешти показал, что в их ранних слоях кеД мика типа боян сочетается с материалами ранней куш.туры винча. Так, в Лумя-Нове остатки ранней кул ры винча сменяются слоями культуры петрешв"Можно предположить, что генезис данной культурно группы был связан с колонизацией ТрансильвШ населением, пришедшим с юга по бассейну рекиО* В древнейших поселениях культуры петрешти ва чаются элементы культуры винча, однако на более J лых стадиях произошло формирование особого обрЛ жизни, который ассоциируется только с культурупетрешти. Ее носители принадлежали к грациль низкорослому средиземноморскому типу с долижи фальными головами и узкими лицами78.
Рис. 3-60
Л л л л%л л л
-л л л л\ л л л
культура |
Л д Л . д Л \ Кукутенская
Л л Л
КлужI
Л Л
Л Л
ш |
*&Ра
Дева!
А Сибиу\ Л
А Л
Л А Л
(Белград
1.Пианул-де-Жос
2. Турдаш
3. Тартария 4Лумя-Нова
5. Петрешти
6. Кэсолц
7. Паукэ
8. Сейка-Микэ
г>
I Бухарест
ф
Рис. 3-60 Ареал распространение наиболее важные поселен] культуры петрешти, Vnдо н.э.
ГлавваII. Зенит европейской цивилизации: Центральная и иосточнаяЕвропаа,500-3500гггдо н.э.
ИЗ
Хронология
Классификация культурных остатков петрешти включает в себя фазы А, АВ и В, которые соответствуют культурам караново VI и кукутени А и АВ—В. Таким образом, можно датировать ее серединой и второй половиной V - началом IV тыс. до н. э.
Архитектура
Ю.Пауль в своем труде о культурной группе петрешти на территории Трансильвании предлагает реконструкцию свайного дома из селения Паукэ в окрестностях Себеша (край Хунедоара)79. Согласно его описанию, пол из обожженной глины держался на тяжелых сваях диаметром до 50 см, поверх которых была положена бревенчатая конструкция, покрытая ветками и листьями. Стены были сооружены из вертикальных бревен, переплетенных прутьями и обма-шных глиной. Вход был ангобирован и украшен рисованным и рельефным орнаментом. Этот тип «свайной постройки» имеет близкое сходство с моделями святилищ: к примеру, с кукутенской (триполь-ской) глиняной моделью двухэтажного строения на ножках (предположительно — святилища), найденной под Киевом (хранится в музее г. Киева, см. рис. 7-58). В очень общем виде можно сказать, что культура петрешти состоит в двоюродном родстве с куку-тенской культурой, о которой речь ниже.
Кукутенская культура Молдавии и Западной Украины
Кукутени - одна из наиболее богатых и хорошо изученных культур Древней Европы, цивилизация в точном смысле этого слова. В 1984 г. в городе Яссы (Северо-Восточная Румыния) было отпраздновано столетие открытия кукутенской культуры, отмечены достигнутые, благодаря интенсивным раскопкам, за этот срок результаты.
Необходимо объяснить, почему данная культура обозначается двумя разными именами и в Румынии зовется «кукутени», а в Советском Союзе — «триполье». Ареал ее распространения захватывал территорию Румынии и Украинской ССР. В конце XIX в. В.В.Хвойко осуществил раскопки поселения Триполье на Среднем Днепре в 35 км к югу от Киева, и в России за открытой им культурой закрепилось именно это название80. Что касается поселения Кукутени, расположенного на реке Прут, неподалеку от Ясс (Молдавия), которое дало имя западной ветви данной культуры, то оно было открыто в 1884 г.; раскопки там в 1901-1910 гг. проводил Хуберт Шмидт, а в 1961-1965 гг. - М.Петреску-Дымбовииа. При этом в Кукутени было обнаружено пять культурных слоев Однакодоказано, что кукутени и триполье представ-ляютсобой гомогенную культуру. Поскольку есть ос-
нования считать, что сформировалась она в Молдавии и что поселение Кукутени, отличающееся превосходной стратиграфией, является ее ярчайшим воплощением, то следовало бы остановиться на названии «кукутени». Существование двойного наименования и, соответственно, двух разных хронологических классификаций сильно усложняет дело. Ниже приводится таблица, где установлены терминологические и хронологические соответствия между румынской культурой кукутени и русско-украинским три-польем.