Разграничение полномочий между муниципальным районом и находящимися на его территории поселениями

Одним из наиболее проблемных вопросов, потребовавшим принятие в 2003 году нового Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», был вопрос о разграничении компетенции между муниципальными образованиями разных уровней. Предыдущий Федеральный закон от 28.08.1995 г. №154-ФЗ оставлял этот вопрос на усмотрение субъектов федерации, по большинство из них, как показала практика, не смогли это сделать. Федеральный закон № 131-ФЗ от 06.10.2003 г., как уже отмечалось, непосредственно закрепляет вопросы местного значения за каждым уровнем местного самоуправления – муниципальным районом и поселениями (в городских округах самостоятельный уровень местного самоуправления один, поэтому эти вопросы сливаются и проблема разграничения решается уставом городского округа, на субмуниципальном уровне). При разграничении вопросов местного значения законодатель применил принцип субсидиарности, закрепленный в п.3 статьи 4 Европейской хартии местного самоуправления: «осуществление публичных полномочий, как правило, должно преимущественно возлагаться на органы власти, наиболее близкие к гражданам. Передача какой-либо функции какому-либо другому органу власти должна производиться с учетом объема и характера конкретной задачи, а также требований эффективности и экономики». Поэтому к ведению поселения отнесены вопросы, которые затрагивают только данное поселение и наиболее эффективно могут быть решены именно на этом уровне, например:

- формирование, утверждение, исполнение бюджета поселения и контроль за исполнением данного бюджета;

- установление, изменение и отмена местных налогов и сборов поселения;

- владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения;

- организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом;

- дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения,

- обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства;

- создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах поселения;

- создание условий для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры;

- создание условий для массового отдыха жителей поселения и организация обустройства мест массового отдыха населения;

- формирование архивных фондов поселения;

- организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора;

- организация благоустройства и озеленения территории поселения, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения;

- утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель поселения;

- организация освещения улиц и установки указателей с названиями улиц и номерами домов;

-организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения;

- организация и осуществление мероприятий по работе с детьми и молодежью в поселении;

- создание условий для деятельности добровольных формирований населения по охране общественного порядка (статья 14).

Те вопросы, которые касаются организации районного самоуправления, затрагивают общие интересы всего или большей части населения района, или требуют концентрации ресурсов и могут быть решены эффективно только в рамках района отнесены к ведению муниципального района, в частности:

- формирование, утверждение, исполнение бюджета муниципального района, контроль за исполнением данного бюджета;

- установление, изменение и отмена местных налогов и сборов муниципального района;

- владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района;

- организация в границах муниципального района электро- и газоснабжения поселений;

- дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района;

- создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района;

- организация охраны общественного порядка на территории муниципального района муниципальной милицией;

- организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды;

- организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района, а также организация отдыха детей в каникулярное время;

- организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов;

- утверждение схем территориального планирования муниципального района, утверждение подготовленной на основе схемы территориального планирования муниципального района документации по планировке территории, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории муниципального района, резервирование и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах муниципального района для муниципальных нужд;

- создание условий для обеспечения поселений, входящих в состав муниципального района, услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания;

- организация библиотечного обслуживания населения межпоселенческими библиотеками, комплектование и обеспечение сохранности их библиотечных фондов;

- создание условий для обеспечения поселений, входящих в состав муниципального района, услугами по организации досуга и услугами организаций культуры;

- выравнивание уровня бюджетной обеспеченности поселений, входящих в состав муниципального района, за счет средств бюджета муниципального района (статья 15).

Следует отметить, что предложенный законодателем вариант разграничения вопросов местного значения между муниципальными образованиями оказался чрезмерно идеальным, не учитывающим реальные возможности многих поселений для их осуществления. Поэтому большинство поселений воспользовались своими правом, предусмотренным статьей 15 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 г., заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района, и передали значительную часть своих полномочий районам. Органы местного самоуправления муниципального района, в свою очередь, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий за счет субвенций, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений. Указанные соглашения должны заключаться на определенный срок, содержать положения, устанавливающие основания и порядок прекращения их действия, в том числе досрочного, порядок определения ежегодного объема субвенций, необходимых для осуществления передаваемых полномочий, а также предусматривать финансовые санкции за неисполнение соглашений.

Полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов и поселений законом не разграничиваются, так как они формулируются одинаково, но применяются к вопросам местного значения, отнесенным к ведению соответствующего муниципального образования. Что касается отдельных государственных полномочий, то они осуществляются органами местного самоуправления муниципальных районов и органами местного самоуправления городских округов, если иное не установлено федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации.

32 внутригородская территория города федерального значения. Особенности осуществления МСУ в городах федерального значения.

Внутригородская территория города федерального значения — это часть территории города федерального значения, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и(или) через выборные и иные органы местного самоуправления. Здесь следует отметить, что города Москва и Санкт-Петербург включают в себя не только городскую территорию, но и так называемые пригородные территории. В Санкт-Петербурге расположенные на данных территориях муниципальные образования именуются городами и поселками. Однако на города федерального значения не распространяется общая классификация муниципальных образований: любое муниципальное образование, расположенное на территории Москвы и Санкт-Петербурга, является внутригородской территорией, а не поселением или муниципальным районом, вне зависимости от того, расположено ли муниципальное образование на территории основной городской застройки или на пригородной территории.

В настоящее время в соответствии с Законом г. Москвы от 6 ноября 2002 г. № 56 «Об организации местного самоуправления в городе Москве» Разграничение полномочий между муниципальным районом и находящимися на его территории поселениями - student2.ru (далее — Закон Москвы от 6 ноября 2002 г. № 56) местное самоуправление в Москве осуществляется в границах внутригородских муниципальных образований, создаваемых на территории районов Москвы (включая районы Зеленограда). В соответствии с данным Законом внутригородское муниципальное образование — это часть территории Москвы, в пределах которой осуществляется местное самоуправление, имеются собственность муниципального образования, бюджет муниципального образования и выборные органы местного самоуправления.

В границах района может существовать одно или несколько муниципальных образований, но не может быть муниципальных образований, включающих в себя территории двух и более районов города. Образование муниципальных образований, установление их территорий и наименований осуществляются законом Москвы по представлению мэра Москвы с учетом исторических и иных местных традиций, географических, градостроительных особенностей, социально-экономических характеристик соответствующих территорий, расположения транспортных коммуникаций, наличия инженерной инфраструктуры и других особенностей территорий.

В соответствии с Законом г. Санкт-Петербурга от 23 июня 1997 г. «О местном самоуправлении в Санкт-Петербурге» Разграничение полномочий между муниципальным районом и находящимися на его территории поселениями - student2.ru жители города осуществляют свое право на местное самоуправление в муниципальных образованиях, расположенных на территории Санкт-Петербурга. Местное самоуправление в Санкт-Петербурге осуществляется на всей его территории в границах территорий городов, поселков, муниципальных округов Санкт-Петербурга. На территории Санкт-Петербурга создано 111 муниципальных образований. Таким образом, территориальная организация местного самоуправления в городах Москве и Санкт-Петербурге соответствует Федеральному Закону о местном самоуправлении 2003 г.

Представляется, что на сегодняшний день вариант осуществления местного самоуправления в городах федерального значения путем образования внутригородских муниципальных образований наиболее эффективен по следующим причинам. Во-первых, исключается подмена, пересечение, дублирование функций и полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления. Во-вторых, в масштабе крупного мегаполиса единый орган местного самоуправления просто физически не сможет решать все задачи на местах, т.е. сама идея местной власти, самостоятельности населения в решении местных вопросов оказывается дискредитированной.

35 ВИДЫ преобразования МО, требующие выявления согласия населения

Преобразованием муниципальных образований является объединение муниципальных образований, разделение муниципальных образований, изменение статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа либо лишением его статуса городского округа.

3. Объединение двух и более поселений, не влекущее изменения границ иных муниципальных образований, осуществляется с согласия населения каждого из поселений, выраженного путем голосования, предусмотренного частью 3 статьи 24 настоящего Федерального закона, либо на сходах граждан.

4. Объединение двух и более муниципальных районов, не влекущее изменения границ иных муниципальных образований, осуществляется с учетом мнения населения, выраженного представительными органами каждого из объединяемых муниципальных районов.

Муниципальные выборы»

Муниципальные выборы

прямМуниципальные выборы - это способ определения персонального состава органов местного самоуправления, а также определения лиц, замещающих выборные муниципальные должности, основанный на реализации избирательных прав граждан Российской Федерации а, в предусмотренных законом случаях, иностранных граждан в порядке, определенном избирательным законодательством.ой демократии, обеспечивающая непосредственное участие граждан в формировании выборных органов местного самоуправле

Наши рекомендации