Сравнительная классификация культур кукутени (Румыния) и триполье (Россия)

ЧЧ0ft г. ^пн.ч.
кукутени В 3 кукутени В 2 кукутени В 1   триполье С I триполье С I триполье С I
^75ft Г ЛО н. ч    
кукутениAB 1&2 кукутени А 3 кукутени А 2 кукутени А 1 440П г. ДЛ н.!4. триполье В 1с триполье В 1с триполье В Ib триполье В 1а
предкукутени предкукутени предкукутени 5000 до н.э. III 1I триполье Ab триполье Аа

Происхождение

При колонизации Молдавии нижнедунайскими носителями боян местная неолитическая традиция линейно-ленточной керамики претерпела сущест­венные изменения. Результатом этого стало появле­ние к северу от Карпатского хребта, в долинах рек Сирет, Прут, Верхнего и Среднего Днепра, впадаю­щего в Черное море Южного Буга и Дуная кукутен­ской культуры (рис. 3-61). Ее древнейшие поселения располагались между реками Олт и Сирет. В дальней­шем ареал данной культуры расширился, охватив долины Прута, Днестра и Южного Буга, а примерно в 4000 г. до н. э. и Средний Днепр. Постепенно засе­лялись черноземные земли Молдавии и Западной Украины. Хронологически древнейшие кукутенские поселения совпадают, а стратиграфически находят­ся поверх поселений культуры линейно-ленточной керамики .

Хронология

Рассматриваемая нами культура делится на три основных периода: ранний, классический и поздний. Ранний период до сих пор именуется «предкукутени», поскольку был открыт уже после кукутени А. Клас­сический период — кукутени А — имеее тти дополнии



Гимбутас М Цивилизацяя Великой Бо,



Рис. 3-61




Сравнительная классификация культур кукутени (Румыния) и триполье (Россия) - student2.ru

Черное море




Рис. 3-61

Ареал распространения культуры кукутени (триполье). Прерывистой линией очерчен район формирования ранней кукутенской культуры, непрерывной — границы максимального распространения. Обозна­чены упомянутые в тексте поселения. V — начало IVтыс. до н.э.

ГтаШ. Зенит европейской цивилизации: Центральная и иосточнаяЕвропа, ,500—3500гг.до н.э.




Сравнительная классификация культур кукутени (Румыния) и триполье (Россия) - student2.ru тельных подразделения; затем сле­дует кукутени АВ, имеющий два подразделения. Поздний период, или кукутени В, опять-таки делит­ся натри фазы. Что касается при­нятой в России классификации, то триполье А соответствует раннему периоду кукутени, триполье В -классическому, а триполье С -позднему. Ранний период кукутен-ской культуры относится к XLVIII— ХLVII вв. до н.э., ее классический период твердо датируется второй половиной Утыс. до н.э., а позд­ний - первой половиной Р/тыс. до н.э. (см. Табл. 12, где представлена хронологическая классификация, основанная на радиоуглеродной датировке, стратиграфии и типо­логии).

Рост поселений

Рис. 3-62


3 м

инским археологам удалось установить границы позд-некукутенских поселений, располагавшихся в окрестностях Умани: вместе они образовывали от 10 до 12 концентрических эллипсов протяженностью более 2 км84. Самое крупное из них имело до 2 тыс. домов и занимало площадь в 300-400 га (рис. 3-63). Многие плотно заселенные позднекукутенские поселения на Западной Украине были обнаружены благодаря аэрофотосъемкам и сбору поверхностных материалов. Было замечено, что крупные поселения

;; — рвы □
Сравнительная классификация культур кукутени (Румыния) и триполье (Россия) - student2.ru

Кукутенская культура просуще­ствовала более тысячи лет, прибли­зительно с 4800 по 3500 г. до н.э. В рамках этого периода можно на­блюдать стремительный и пора­жающий своими пропорциями рост поселений и плотности насе­ления. Если раннее кукутенское поселение в среднем состояло из двадцати домов, то в классический период их могло быть около сотни (см. рис. 3-62, где представлено полностью раскопанное поселе­ние Хэбэшешти и рис. 9-3 с изо­бражением поселения Трушеш-ти). Так, раскопки поселения Тру-шешти показали, что оно состояло

из98ЖИЛИШ KOTODbIC КЗК в КУЛЬ-

Рис. 3-62 План и реконструкция поселения классического периода кукутенской культу­ры; расположено на широкой террасе, дома стоят группами. Хэбэшешти, Мол­давия, Северо-Восточная Румыния, приблизительно 4300 г. до н.э.

туре винча были сгр^пированы по два-три дома (иногда более) по-видимому беспорядочно без заранее намеченного плана Посе­ления классического периода с от­крытой стороны были защищены мпонкообпячными канавами а на его заключитель-ной фазе переместились в низинные, более откры-

тые мргтя ---- как ппявило на тттирокие теппасы ок-

генные широким и глубоким рвом Скорее всего этот поиск естественно защищенных мест объясня­ется угрозой набегов степных обитателей83.

Рост плотности населения достиг своей высшей точки в поздний период кукутенской культуры, ко-щна Западной Украине появились крупные города. С помощью магнитометра и аэрофотосъемок укра-





Гимбутас М. Цивилизация Великой BoaJj



можно поделить на две категории: одни занимают 30-70 га, другие - 250-400 га и являются большими го­родами. Обе категории подробно изучены. В 1907 г. фон Штерн раскопал 8 домов из 498 построек распо­ложенного между Прутом и Днестром крупного по­селения Петрены. В 1970-х гг. аэрофотосъемки К.Шишкина показали, что его дома составляли 10 концентрических кругов. В основном размеры жилищ не превышали 8 на 5 м, однако по краям были обнаружены и более крупные постройки. В центре схождения кругов находилась овальная платформа, рядом с ней - два больших строения. Поселение не имело защитных сооружений типа рвов или насыпей (рис. 3-64). В 1981 г. В.Маркевич подсчитал, что чис­ло жителей Петрен должно было равняться пример­но 4 тысячам85.

Из известных нам больших городов лишь три при­влекли внимание археологов и были частично рас­копаны. Это Майданецкое, Доброводы и Тальянки (рис. 3-65). Майданецкое расположено на возвышаю­щемся над речной долиной широком плато и покры­вает около 270 га. Считается, что в нем было пример­но 1700 строений, составлявших от 10 до 12 концен­трических кругов. Более крупный город Тальянки занимал 400 га, в плане имел овальный рисунок, при­мерно 3,5 на 1,5 км. В нем могло быть до 10 тыс. жи-телей86.

Составленная по данным аэрофотосъемок карта окрестностей западноукраинского города Умань (рис. 3-65) показывает соотношение крупнейших кукутен-ских городов и поселений среднего размера, занимав­ших от 30 до 70 га. Заметим, что не все отмеченные небольшими точками более мелкие поселения суще-

ствовали в одно и то же время, хотя большая чсс! крупных городов, скорей всего, принадлежит кон ному периоду. Интересно, что располагаются <щ примерно в 15 км друг от друга. Поражает плотное^ поселений: на площади в 900 кв. км их было зафш сировано 253.

Дома и святилища

Для кукутени наиболее характерны прямоу ные, двух- или трехкомнатные постройки длиной 8-20 м и шириной в 5-6 м, со стенами из прямост»! щих бревен, покрытых досками или глиняной обма1 кой. В центральной части устанавливался ряд кр ких подпор, которые изнутри поддерживали покаг кровлю (рис. 3-66). Самые крупные строения ы достигали 30 м и имели три—четыре комнаты.

По крайней мере в шести поселениях были она ружены двухэтажные постройки позднекукутенск периода (рис. 3-67); в этом же районе находили ш-няные модели подобных сооружений. Согласно ре| конструкции Маркевича, осуществившего раскоп двухэтажных домов в Варваровке (Молдавия), ихос­новные характеристики таковы: толщина обмазан глиной с примесью соломы стен достигала 30 см, при­чем продольные стены делали из рассеченных надв кольев которые закрепляли крест-накрест округло! стороной вверх, а затем покрывали 5—12 см гли смешанной с нарезанной соломой. Поверх в качест.. облицовки накладывался еще один слой глины в I-2 см. После этого возводились меньшие по разма стены второго этажа87. В небольших поселениях (м нее 200 домов) обычно бывает по одной-две дууй

Рис. 3-63


Сравнительная классификация культур кукутени (Румыния) и триполье (Россия) - student2.ru

Рис. 3-63 Позднекукутенский го­род в Майданецком,рай­он г. Умань, Западная Ук­раина. Дома длиной ок. 30 м образуют 12 концен­трических колец: их уда­лось идентифицировать при помощи магнитомет­ра и по остаткам обож­женных глиняных полов. В глелом поселение по­крывало более 300 га. На­чало IVтыс. до н.э.


ы

mill. Зенит европейский цивилизации: Центральная и иосточная Европаа,500—3500 гггдо н.э.



Рис. 3-64


Сравнительная классификация культур кукутени (Румыния) и триполье (Россия) - student2.ru

Рис. 3-64 Город Петрены, расположен­ный между Верхним Прутом и Верхним Днестром; около 500 домов (и где-то 4000 тыс. жителей), составлявших 10 кон­центрических кругов. Дома 8 на 5 м, по краю города шел ряд бо­лее крупных построек. Рвы и защитные укрепления отсутст­вовали. Поздняя фаза классиче­ского периода кукутенской культуры, ок. 4000 г. до н. э.

Сравнительная классификация культур кукутени (Румыния) и триполье (Россия) - student2.ru тажных постройки, а вот в крупных городах, напри­мер в Петренах, их было найдено несколько. Археологи считают, что это - мастерские по из-овлению керамики: во всех трех комнатах пер-юго этажа были большие печи и значительное ко­личество высококачественной керамики; предпо­лагается, что второй этаж использовался для ее сушки. Я придерживаюсь несколько иных взглядов и решусь утверждать, что эти постройки были не просто мастерскими. Скорей всего, они служили храмовыми мастерскими, в которых изготавлива­лись сосуды и другие предметы религиозного на-шачения. Здесь самые искусные умельцы создава­ли удивительные керамические произведения, меж тем как второй этаж, по-видимому, служил местом религиозного культа: на это указывают как куку-тенские, так и карановские модели святилищ.

Уже в 1907 г. фон Штерн, занимаясь раскопками Петрен, предположил, что эти просторные трехком­натные мастерские по изготовлению керамики име­ли культовое назначение, поскольку в них он не на­шел ни домашних очагов, ни съестных припасов, ни повседневных инструментов или утвари. Вместо это-

го он обнаружил, что эти строения были до такой сте­пени заполнены керамикой, что в них буквально нельзя было шагу ступить88. Здесь хранили и берегли сосуды — случается, что до семи чаш могут быть со­ставлены одна в другую, - по всей видимости, ис­пользовавшиеся для определенных обрядов.

Керамика

Своим качеством кукутенская керамика превос­ходит все современные ей изделия Древней Европы. В классическом варианте она двухцветная или трех­цветная — в последнем случае превалируют белые, черные и красные краски минерального происхож­дения. Как правило, поверхности изящных сосудов на ножке или подставок для них расписаны свобод­но-обтекаемыми спиралями в форме буквы «Б» (рис. 3-68). Кроме того, в орнаменте встречаются меандры, шевроны, яйцевидные - целые и разделен-ные надвое - и четырехугольные фигуры (рис. 3-69). Характерной чертой кукутенской культуры являют­ся полые сосуды, формой напоминающие бинокль, которые вряд ли могли иметь какое-либо назначение,




*



Гимбутас М. Цивилизацяя Великой к



помимо ритуального (рис. 3-70). Около 4000 г. до н.э. (кукутени АВ) роспись сосудов изменилась: мастера стали делить их поверхность на несколько горизон­тальных плоскостей или фризов, каждая из которых имела собственный символический орнамент, в ос­новном белый на темно-коричневом фоне. Для позд-некукутенского периода типичны фризы с изобрази­тельным зооморфным или антропоморфным орна­ментом. Красные сосуды расписывали монохромным черным цветом (рис. 3-71). Эти позднекукутенские фигурные росписи являются бесценным источником для реконструкции мифологических представлений (из которого я почерпнула немало информации для моих предшествующих работ о древнеевропейских верованиях).

Изучение технологии производства кукутенской керамики89 показало, что в ранний и раннеклассиче-ский период имело место и ее домашнее изготовле­ние. Что касается позднеклассического и позднего периода, то есть основания предполагать, что тогда был изобретен и стал использоваться примитивный гончарный круг. (Подробней об этом изобретении и об использовании печи для обжига см. ниже раздел, посвященный ремеслам.)

Искусство кукутени, в особенности удиви двух- и трехцветные керамические сосуды (нш рые из них достигают 1 м в высоту), антропомош ные подставки для них, большие сосуды-«бинок алтарные ширмы, черпаки, зооморфные и анр морфные статуэтки, — все это уже на протяже! десятилетий вызывает восхищение исследовал (цветная вклейка 14-16). Ему посвящена мооогЛфия «Искусство кукутенской культуры» Владимч|Думитреску, вышедшая в Бухаресте в 1979 г.

Скульптура

Скульптура кукутени крайне схематична. Уp| некукутенских фигурок, как правило, огромные» дицы, тонкое туловище, ноги соединены вмес прочерчен лобковый треугольник. Статуэтки шса*ческого периода еще тоньше; на их поверхности iJбоко выгравирован символический рисунок, ча[ всего — шевроны, сходящиеся посередине туловнш в ромбы (рис. 3-72). Скульптурные изображен^ позднего периода еще более схематичны: для нихя рактерны круглые дискообразные головы с ршотверстий по краям и клювообразные носы. Вмя



Сравнительная классификация культур кукутени (Румыния) и триполье (Россия) - student2.ru

6o№Ui^
 

Рис. 3-65 Кукутенские поселе­ния разных размеров в районе г. Умань, Западная Украина, по данным воздуш­ной съемки. Крупные города расположены приблизительно на равном расстоянии друг от друга.

Рис. 3-65

Вьи*




Поселения с 250-400 жителями Поселения с 25-75 жителями Хорошо документированные поселения Плохо документированные поселения

1. Майданецкое

2. Доброводы

3. Тальянки

4. Небеливка

5. Глыбочок

6. Сушкови

7. Краснс 8.Чичирш

9. Пьянижкок

10. Костенив

Гша аll. Зенит европейской цивилизации: Центральная и иосточнаяЕвропа, ,550-3500гг. ддо.э.

Рис. 3-66




Сравнительная классификация культур кукутени (Румыния) и триполье (Россия) - student2.ru



Сравнительная классификация культур кукутени (Румыния) и триполье (Россия) - student2.ru


О

I------------------------ 1

I

Рис. 3-66 Дома кукутенской (трипольской) культуры, реконструк­ция Т. Пассек 1949 г. по раскопкам поселения Коломий-щина I в окрестностях Киева, Украина. Позднекукутен-ская культура, начало IV тыс. до н. э.


Сравнительная классификация культур кукутени (Румыния) и триполье (Россия) - student2.ru

Рис. 3-67

Рис. 3-67 Примерная реконструкция двух­этажной постройки. Поселение Раковец, Западная Украина, позд-некукутенская (трипольская) культура, начало IV тыс. до н.э.

Рис. 3-68 Сосуды классического периода кукутенской культуры, 4400-4200 гг. до н.э. Полихромная окраска (белый, красный итан но-коричневый цвет) с текучим орнаментом из Б-образньи спиралей по всей внешней поверхности. Противопоставлю друг другу спирали или змеиные головы — основной мотив классического периода кукутенской культуры. Концы спирай окружены концентрическими дугами, что может быть символическим обозначением энергетического поля, возникаю при сближении двух концов спиралей. (1) Фрумушика; (2) Извоаре у г. Пьятра-Нямц; высота (1) 13,5 см, (2) ок. 40 см.


Г.та1П.Зе1 Рис. 3-69

Глава Ш. Зенит европейской цивилизации: Центральная и Восточная Европа, 5500-3500гг. до и.:.



Сравнительная классификация культур кукутени (Румыния) и триполье (Россия) - student2.ru

Рис. 3-70

Сравнительная классификация культур кукутени (Румыния) и триполье (Россия) - student2.ru

Рис. 3-69

Антропоморфный церемониальный сосуд кукутенской культуры. В верхней части — полоса из знаков «V»» в сред-й-столбцы шевронов, в нижней - свернувшиеся змеи. Красная роспись на белом фоне. Фаза кукутени А, Драгушени, район г. Пьятра-Нямц, 4300-4100 ГГ. до н. э.

Рис. 3-70 Характерный для классического пе­риода кукутенской культуры сосуд-«бинокль». Красная роспись на белом фоне. Фаза кукутени А, Драгушени, 4300-4100 гг. до н.э.



Сравнительная классификация культур кукутени (Румыния) и триполье (Россия) - student2.ru .гук-закругленные обрубки, напоминающие крылья (рис. 3-73), в которых зачастую проделаны дыры, воз­можно, для перьев или иных украшений. Представленные в скульптуре типы божеств мож-обособить лишь путем тщательного изучения рез­ных и рисованных символов, разнообразных поз, форм масок или лиц, равно как и происхождения каждого экземпляра. Большая их часть - изображения Богини в образе птицы или змеи, а также Беременной Богини (см. главу VII). Столбообразные фигурки с круглыми масками на лицах чаще всего обнаруживаются в за­хоронениях, иногда сразу по три штуки. Мужские ста­туэтки в целом редки, однако можно с уверенностью различить несколько типов: человек, сидящий в скорб­ной позе, поддерживая голову руками, бородатый муж­чина и стройный юноша. Последний, насколько мож­но судить по некоторым материалам, является спутни­ком Беременной Богини и принимает участие в связанных с ней обрядах. Как и в других древне-европейских культурах значительное место в кукутен-ском искусстве занимают зооморфные сосуды и стату­этки (около 30% от общего числа, или даже более) мед­ведей оленей псов свиней быков лягушек и птиц Однако большая часть зооморфных статуэток также

не СХСМЗ.ТИЧНа.

Днепро-донецкая культура на Украине

Наше знание этой культуры основано на наход­ках примерно из 200 мест, в том числе могильников, в которых бывает более сотни захоронений. Ее по­селения, как правило, располагались на низких реч­ных террасах, а могильники — намного выше, на лессовых террасах90.

Наши рекомендации