Современные информационно-просветительные технологии
Отечественные технологии образовательно-развивающего досуга наряду с традиционными подходами используют новые идеи.
Развивающаяся инфраструктура молодежного досуга (Центры досуга молодежи, Дома молодежи, хобби-центры, Центры технического и художественного творчества, учреждения внешкольного образования и воспитания) позволяет осуществлять образовательные и информационно-познавательные программы . в них освещаются следующие аспекты:
• культура политической информации, обсуждение, комментарии, оценка политической жизни в обществе, в мире;
• речевая коммуникация - культура речи, дебатирование, искусство полемики, публичной речи, журналистские навыки;
• политменеджмент - развитие навыков управления, организаторской деятельности в политике;
• методика предвыборных технологий;
• овладение цивилизованными методиками политического маркетинга:
• подготовка молодежи к активной общественно-политической жизни, к грамотным общественным действиям: защита прав, участие в митингах, манифестациях, маршах протеста.
Это своеобразная модель распространенных у западной молодежи дискуссионных клубов, девиз которых - известный афоризм У. Черчиля: «Вы сколько угодно можете не заниматься политикой, рано или поздно она займется вами».
Мы все активнее интегрируемся в международные социально-культурные проекты. Создаются досуговые центры, которые компетентны, прежде всего, в пропаганде искусства, литературы, организации творчества, используя индивидуальные, групповые, массовые формы информационно-просветительной деятельности. В художественное просвещение сегодня включаются миллионы людей, многие через культурно-просветительские общества: Всероссийское музыкальное (ему исполнилось; 125 лет и год был насыщен разно-жанровыми музыкальными событиями); Всероссийское театральное общество; общество Рахманинова, Гете, Гейне, Рерихов и др. Большинство из них вышли за рамки локальных, стали международными. Возникают творческие союзы, гильдии, ассоциации. По их инициативе проходят такие разноплановые фестивали, как: Пасхальный, Рождественский, джазовый, духовного песнопения, колокольных звонов; классической, камерной, вокальной, хоровой, электронной музыки; «Театральная весна», студенческих театральных капустников, рекламйых пародий, фолк-фестивали, рок-фестивали; правозащитный кинофестиваль; детского и юношеского литературного творчества, юных композиторов; авторской песни (Старооскольская лира, нежегольская тропа и др)
В последние годы фестивали являются не только праздником искусств. Стали традиционны: Дни культуры (Швеции в Самаре, Японии в Саратове, Германии в Тамбове и т.п.), праздники литературы, поэзии
Массовое культурологическое просвещение подразумевает и актуальное сегодня медиаобразование- подготовку молодежи к более углубленному восприятию кино, телевидения, видеопрограмм и других средств массовой коммуникации. Остро встает вопрос иммунитета против «кислотности» массовой культуры.
На стыке традиционных направлений информационно-просветительной деятельности жизнь подсказывает новые:
• социально-досуговая терапия для детей, инвалидов, пожилых людей;
• обучение релаксаторским технологиям: от простейших до комплексных;
• последовательное развитие навыков самоорганизации рационального досуга;
• мультикультура в сфере досуга как новая модель организации социального поведения;
• освоение новых технологий в социально-культурной сфере. Например, технология проката кассового фильма, который использует Н. Михалков: сам автор вкладывает деньги, диктует условия, но и собирает «урожай».
• создание эксклюзивных культурно-просветительских центров типа: «Высоцкий», «Маяковский», «Тарковский»; Центр мотоциклетной культуры, байкер-клубы; Центры национальной, этнической, фольклорной культуры и тому подобное;
• строительство мультиплексов - кинотеатров будущего.
Одним из ключевых понятий в информационно-просветительной деятельности является общественное мнение как состояние массового сознания. Влияние на него, формирование объективных суждений, оценок, правил, норм - важная социально-культурная задача. На формирование общественного мнения направлены сегодня конференции, пресс-конференции, презентации, аукционы идеи, интеллектуальные шоу, рекламная информация. Но здесь же возникают и новые проблемы: реклама становится искусством, в то же время происходит умирание искусства в рекламе.
В отличие от других социальных институтов, учреждения культуры создают для развития информационно-просветительской деятельности свою специфику: доступность, свободу выбора, нерегламентированный характер образовательных и познавательных программ, альтернативные методики, сочетающие научные и художественно-выразительные средства, гибкое реагирование на конъюнктуру досуговых интересов, возможность связать в единую социально-педагогическую цель информационную, образовательно-кружковую, индивидуально-консультационную работу.