Еженедельные традиции в жизни группы
«Для всех, для каждого»
Мы не можем требовать, чтобы все дети одинаково хорошо относились друг к другу. Но воспитатель именно тот человек, который может показать детям пример равно доброжелательного отношения ко всем. Мы предлагаем создавать ситуации, в которых вы сами распределяете поровну между всеми детьми группы какие-то привлекательные для них маленькие подарки: красивые фантики, ленточки, камешки или ракушки и т. п. Такие «сеансы» преследуют цель на доступном для данного возраста уровня создать атмосферу равных прав. Подобные «сеансы» следует проводить не реже одного раза в неделю.
Исследования, проведенные с участием невропатологов и психиатров, убедительно показали, что наиболее «трудными» днями в жизни ребенка, пребывающего в ДОУ, являются понедельник, среда, пятница.
Понедельник– первый день после выходных дней, проведенных в семейном кругу, было много впечатлений, возможно, был нарушен режим дня.
Методика проведения «утра радостных встреч»
· По понедельникам в первой половине дня педагог организует свободное общение с детьми по интересующим их вопросам. После завтрака он предлагает детям выбрать место для разговора и удобно располагается в окружении всех детей.
· Затем предлагает детям поговорить по интересующим их в данный момент вопросам. Свободное общение продолжается до тех пор, пока дети испытывают в этом потребность. Те, кто утратил интерес, могут играть.
Основная задача педагога состоит в том, чтобы удовлетворить потребность ребенка в эмоционально-личностном общении с педагогом.
Среда– пик накопления утомляемости.
Методика проведения «сладкого стола»
Исконно-русская традиция чаепития, которая располагает к свободному общению за чашкой чая.
· После дневного сна педагог напоминает детям о том, что сегодня у них будет «сладкий стол».
· Столы составляются вместе, определяется почетное место для взрослых, воспитателей и помощника воспитателя во главе стола, вносятся атрибуты праздничной сервировки, которые создают особую атмосферу, благодаря украшениям традиционных блюд полдника (особые салфетки, ваза и др.).
· По мере подготовки педагог и помощник воспитателя занимают почетные места за столом и приглашают детей.
В процессе совместного чаепития дети свободно общаются друг с другом, воспитателем и помощником воспитателя.
Пятница – окончание рабочей недели.
Методика проведения «театральной пятницы»
· Педагог согласует с родителями время ухода детей по пятницам и к этому времени приурочивает проведение спектакля.
· Спектакль проводится в присутствии родителей, не требует дополнительной подготовки и репетиций.
· Важнейшим требованием к проведению является представление артистов группы (хотя роль одна и та же, все дети – котята, но каждый ребенок придумывает кличку своему котику и его лично называют как исполнителя роли).
Ребенок-артист самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств выразительности (интонация, мимика, пантомима), производит собственные действия исполнения роли. В театрализации ребенок исполняет какой-либо сюжет, сценарий которого заранее существует, но не является жестким каноном, а служит канвой, в пределах которой развивается импровизация. Импровизация может касаться не только текста, но и сценического действия.
В процессе работы над ролью рекомендуется:
· оставление словесного портрета героя;
· фантазирование по поводу его дома, взаимоотношений с родителями, друзьями, придумывание его любимых блюд, занятий, игр;
· сочинение различных случаев из жизни героя, не предусмотренных инсценировкой;
· анализ придуманных поступков;
· работа над сценической выразительностью: определение целесообразных действий, движений, жестов персонажа, места на сценической площадке, мимики, интонации;
· подготовка театрального костюма;
· использование грима для создания образа.
Правила драматизации
· Правило индивидуальности. Театрализация или драматизация – это не просто пересказ сказки, в ней нет строго очерченных ролей с заранее выученным текстом. Дети переживают за своего героя, действуют от его имени, привнося в персонаж свою личность. Именно поэтому герой, сыгранный одним ребенком, будет совсем не похож на героя, сыгранного другим ребенком. Да и один и тот же ребенок, играя во второй раз, может быть совсем другим.
· Проигрывание психо-гимнастических упражнений на изображение эмоций, черт характера, обсуждение и ответы на вопросы взрослого являются необходимой подготовкой к драматизации, к «проживанию» за другого, но по-своему.
· Правило всеобщего участия. В театрализации участвуют все дети. Если не хватает ролей для изображения людей, зверей, то активными участниками спектакля могут стать деревья, кусты, ветер, избушка и т. д., которые могут помогать героям сказки, могут мешать, а могут передавать и усиливать настроение главных героев.
· Правило свободы выбора. Каждая сказка проигрывается неоднократно. Она повторяется (но это будет каждый раз другая сказка – см. правило индивидуальности) до тех пор, пока каждый ребенок не проиграет все роли, которые он хочет.
· Правило помогающих вопросов. Для облегчения проигрывания той или иной роли после знакомства со сказкой и перед ее проигрыванием необходимо обсудить, «проговорить» каждую роль. В этом вам помогут вопросы: что ты хочешь делать? Что тебе мешает в этом? Что поможет сделать это? Что чувствует твой персонаж? Какой он? О чем мечтает? Что он хочет сказать?
· Правило обратной связи. После проигрывания сказки (и не только) проходит её обсуждение: Какие чувства ты испытывал во время спектакля? Чье поведение, чьи поступки тебе понравились? Почему? Кто тебе больше всего помог в игре? Кого ты хочешь теперь сыграть? Почему?
· Атрибутика к драматизации. Атрибутика (элементы костюмов, маски, декорации) помогает детям погрузиться в сказочный мир, лучше почувствовать своих героев, передать их характер. Она создает определенное настроение, подготавливает маленьких артистов к восприятию и передаче изменений, происходящих по ходу сюжета. Атрибутика не должна быть сложной, дети изготавливают ее сами. Каждый персонаж имеет несколько масок, ведь в процессе развертывания сюжета эмоциональное состояние героев неоднократно меняется (страх, веселье, удивление, злость и т. д.) При создании маски важным оказывается не портретное сходство её с персонажем (насколько точно, например, нарисован пятачок), а передача настроения героя и нашего отношения к нему.
· Правило мудрого руководителя. Осуществлять индивидуальный подход к каждому ребенку. Поскольку, по утверждению С. А.Козловой С. А. и Т.А. Куликовой, «...основная цель педагогического руководства – будить воображение ребенка, создавать условия для изобретательности, творчества детей”.