Шершуковой Татьяны Алексеевны, учителя высшей категории
По предмету « Окружающий мир»
Класс
СОГЛАСОВАНО на заседании МО от «___» ______2015г. протокол №____ | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ____________ /И.Б.Малкова/ «___» ____________ 2015г. |
Учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ Минобрнауки России от 06 октября 2009 г. N373), Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (М. «Просвещение»,2011г.), планируемых результатов начального общего образования (М. «Просвещение»,2010г.), сборника рабочих программ Л.Г.Петерсон, О.А.Железновой «Перспектива» (М. «Просвещение»,2011г.), основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «СОШ № 4» г. Салавата, учебного плана МБОУ «СОШ № 4» г. Салавата, годового учебного календарного графика на текущий учебный год, авторской программы А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая. Окружающий мир. Предметная линия учебников «Перспектива». 1-4 классы. (М. «Просвещение», 2011г.).
При разработке программы учитывались национально-региональная специфика, этнокультурные образовательные потребности учащихся, родителей (законных представителей). Содержание предмета дополнено материалами, отражающими культурные, исторические, национальные и культурные особенности народов Республики Башкортостан.
Программа ориентирована на использование учебника для 4 класса УМК «Песпектива» А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая «Окружающий мир» (учебник с приложением на электронном носителе 4 класс. М.: «Просвещение»-2014 г.)
УМК «Перспектива» создан под руководством кандидата педагогических наук Климановой Л.Ф., и представляют собой разработку из современных достижений в психологии и педагогике, сохраняя при этом связь с традициями классического школьного образования, а так же к плюсам программы относятся доступность и качественное усвоение материала, многостороннее развитие школьника, учитывая его возрастные особенности. УМК «Перспектива» предлагает новый подход в педагогике, где у детей всегда есть мотивация к познанию окружающего мира и людей посредством общения. Комплект создавался одновременно с разработкой ФГОС, тесно сотрудничая с разработчиками стандарта.
Учебник включён в Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (Приказ от 31 марта 2014 г. № 253).
Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт учащемуся материал, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.
Актуальность предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он вводит ценностную шкалу, необходимую для формирования позитивных целевых установок, углубленного личностного восприятия и эмоционального отношения к миру природы и культуры в их единстве.
Целиизучения предмета «Окружающий мир» в начальной школе:
- формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми и природой;
- духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основные задачи реализации содержания курса:
- формировать уважительное отношение к семье, к городу или деревне, а также к региону , в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
- формировать осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
- формировать модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
формировать психологическую культуру и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.Актуальность. Предмет «Окружающий мир» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. В XXI веке их решение приобретает характер фактора выживания человечества. Особую остроту экологические проблемы будут иметь в России, поскольку наша страна решает сложнейшие задачи экономического и социального развития в условиях крайнего дефицита экологической культуры в обществе. Учебный курс «Окружающий мир » носит личностно-развивающий характер, в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края.
Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что:
· имеет экологическую направленность;
· имеет ярко выраженный интегративный характер;
· соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания;
· даёт учащимся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.
Общая характеристика предмета.
Программа «Окружающий мир» создана с опорой на культурологические принципы, понятия, категории, которые гармонично объединяют естественно-научные знания и опыт гуманитарных наук. Ведущей с точки зрения организации содержания является идея единства мира природы и мира культуры. С этой принципиальной позиции окружающий мир рассматривается как природно-культурное целое, а человек — как часть природы, как создатель культуры и как её продукт, т. е. тоже природно-культурное целое.
Программу определяют важнейшие компоненты культуры — норма, ценность, идеал, что позволяет представить такое явление, как мир, системно с точки зрения культурно-нормативного, культурно-значимого, культурно-должного в жизни человека.
В программе определяются понятия, необходимые для восприятия и изучения младшими школьниками окружающего мира:
- природа и культура, целое и часть, общее и различное, внешнее и внутреннее, живое и неживое, пространство и время как важнейшие параметры бытия;
- природосообразный ритм человеческой жизни как основа физического и психического здоровья человека;
- мир как иерархия, порядок, лад, как взаимосвязь всего со всем.
Благодаря культурологической установке программа выполняет интегрирующую роль в системе обучения и воспитания младших школьников. Практически все темы программы могут получить специальную интерпретацию на уроках изобразительного искусства и музыки, литературного чтения и русского языка, а также на уроках физической культуры.
В соответствии с программным материалом по «Окружающему миру» может быть выстроена внеклассная и внешкольная работа, работа с семьёй, в группах продлённого дня, система работы школы полного дня для младших школьников. Поэтому в конце каждого раздела в содержании каждого класса предлагается «Блок внеклассной, внешкольной работы» с примерной тематикой; любой учитель может преобразовать её согласно региональным, местным условиям, в которых находится конкретная школа.
Человек и природа
Природа — это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Образы природы в традиционной культуре народов России и мира. Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.).
Растения, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений. Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края: названия, краткая характеристика на основе наблюдений. Человек — часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Правила поведения в природе. Охрана природы в традиционной культуре России и мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, её значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы. Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Внимание, забота, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья.
Человек и общество
Общество — совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Духовно-нравственные и культурные ценности — основа жизнеспособности общества. Культура общения с представителями разных национальностей, социальных групп: проявление уважения, взаимопомощи, умения прислушиваться к чужому мнению. Внешний облик человека и его внутренний мир. Лучшие человеческие качества и культура. Искусство и его значение в жизни человека. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения. Уважение к чужому мнению. Семья — самое близкое окружение человека. Семья ребёнка и её состав. Наречение имени младенцу, семейное воспитание детей в культуре народов своего края. Нормы жизни в семье: добрые взаимоотношения, забота, взаимопомощь. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных — долг каждого человека. Домашнее хозяйство. Распределение домашних обязанностей. Обязанности ребёнка в семье. Место работы членов семьи, их профессии. Семья и семейные традиции. Названия родственников в языках народов своего края. Родословная. Составление схемы родословного древа, истории семьи. Имена и фамилии членов семьи. Семейные ценности: ценность материнства, отцовства, детства, преклонного возраста. Честь семьи, рода как ценность. Культура общения и взаимная ответственность в семье. Уважение к мнению друг друга, духовная солидарность. Прошлое семьи. Источники знаний о прошлом: воспоминания старших о важных событиях в жизни семьи, семейные реликвии (ордена и медали, памятные знаки, фотографии, старые книги и письма и др.). Духовно-нравственные ценности в семейной культуре народов России и мира. Экскурсия в краеведческий музей для знакомства с семейной культурой народов своего края (по выбору).Младший школьник; правила поведения в школе, на уроках. Обращение к учителю. Классный коллектив, сотрудничество одноклассников и учителя для достижения общих целей; школьный коллектив — единство классных коллективов во имя чести и достоинства школы; совместная учёба, игры, отдых как способы культурного взаимодействия с окружающим миром. Режим дня школьника — условие плодотворной учёбы и успешного развития в школьные годы.Экскурсия в школьный музей для знакомства с историей школы и достижениями её выдающихся выпускников. Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах. Внимание к сверстникам, одноклассникам, плохо владеющим русским языком, помощь им в ориентации в учебной среде и окружающей обстановке.
Наша Родина — Россия, Российская Федерация. Ценностно-смысловое содержание понятий: Родина, Отечество, Отчизна. Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России и мира. Профессии людей. Личная ответственность человека за результаты своего труда и профессиональное мастерство. Особенности труда людей родного края, их профессии. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Важные сведения из истории родного края. Экскурсия в краеведческий музей для знакомства с традиционной культурой народов своего края. Правила безопасной жизни Ценность здоровья и здорового образа жизни. Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при лёгких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве. Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в разное время года. Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой.Правила пользования транспортом. Правила безопасного поведения в природе. Забота о здоровье и безопасности окружающих людей — нравственный долг каждого человека.
Ценностные ориентиры содержания предмета:
• природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества;
• культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всем многообразии ее форм;
• наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума;
• человечество как многообразие народов, культур, религий;
• международное сотрудничество как основа мира на Земле;
• патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству;
• семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества;
• труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности;
• здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно и социально-нравственное;
• нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
При разработке программы учитывались национально-региональная специфика, этнокультурные образовательные потребности учащихся, родителей (законных представителей). Содержание предмета дополнено материалами, отражающими культурные, исторические, национальные и культурные особенности народов Республики Башкортостан (20% от общего количества часов). Национально-региональный компонент даёт учителю конкретные ориентиры в системном отборе материала природы и культуры своего края.
Место предмета в учебном плане.
На изучение «Окружающего мира» в 4 классе начальной школы отводится 2 часа в неделю, 68часов (34 учебные недели).
Результаты изучения предмета.
Результатами освоения программы «Окружающий мир» являются личностные, метапредметные и предметные результаты.
Предметные результаты (знания, умения, навыки)
Учащийся научится:
· узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России – Москву, свой регион и его главный город;
· узнавать выдающиеся памятники истории и культуры России;
· различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»;
· используя дополнительные источники информации (на бумажных и при возможности электронных носителях, в том числе и контролируемом Интернете), находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;
· оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников, этнос), в т. ч. с позиции развития этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им;
· проявлять уважение к народам, населяющим Россию, к их истории, обычаям, культуре, языку, религии; – об истории Российской империи, СССР, Российской Федерации; о событиях общественной, научной и культурной жизни страны в изучаемый период;
· находить на физической карте России равнины и горы, реки и озёра, моря;
· определять по карте природные зоны России, рассказывать о них по карте; природные зоны республики;
· приводить примеры полезных ископаемых, добываемых в России, на территории Республики Башкортостан;
· характеризовать воздействие человека на природу, меры по её охране;
· рассказывать об особенностях быта, труда, духовно-нравственных, религиозных и культурных традициях людей в изучаемый период;
· называть имена и обосновывать роль княгини Ольги, древнерусских князей Владимира Святого, Ярослава Мудрого, Владимира Мономаха, Юрия Долгорукого, Александра Невского, Даниила Московского, первого царя Московской Руси-Ивана Грозного, князя Дмитрия Пожарского и гражданина Козьмы Минина в жизни Древнерусского государства;
· называть имена выдающихся российских государственных деятелей (в изучаемый период) и связанные с ними события: Петр I, М. В. Ломоносов, А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков, М. И. Кутузов.
· характеризовать основные этапы Великой Отечественной войны, приводить примеры героизма фронтовиков в борьбе с фашизмом, в том числе своих земляков, родственников;
· соблюдать правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в разное время года;
· соблюдать правила противопожарной безопасности;
· использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая при возможности компьютерные) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.
Учащийся получит возможность научиться:
· осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;
· ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;
· наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека и его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах образовательного учреждения, профессионального сообщества, этноса, нации, страны;
· решать учебные и практические задачи, работая по физической карте России, карте Республики Башкортостан;
· проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке, участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде;
· определять общую цель в совместной деятельности и пути ее достижения, договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Метапредметными результатамиизучения курса «Окружающий мир» в 4-ом классе является формирование следующихуниверсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД
Учащийся научится:
- высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
- работать по предложенному учителем плану.
Учащийся получит возможность научиться:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий на уроке;
- выстраивать проблемный диалог (ситуации), коллективное решение проблемных вопросов;
- отличать верно выполненное задание от неверного.
- совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке;
- технологии оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД
Учащийся научится:
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, выполнять индивидуальные задания;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.
Учащийся получит возможность научиться:
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении);
- моделировать экологические связи с помощью графических и динамических схем;
- передать мысль не словом, а образом, моделью, рисунком – схемой;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.
Коммуникативные УУД
Учащийся научится:
- совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им (основные формы приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощания; культура поведения в общественных местах).
Учащийся получит возможность научиться:
- доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других.;
- участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях;
- выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика; осваивать ролевые игры), работать в группах и парах.
Личностные результаты
Учащийся научится:
· ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «Родина», «природа», «семья»;
· уважительно относится к людям разных профессий;
· оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;
· знать и выполнять правила о гигиене учебного труда и организации рабочего места;
· в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Учащийся получит возможность научиться:
· называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, объяснять свое отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;
· положительно относится к занятиям предметно-практической деятельностью;
· понимать причины успеха в предметно-практической деятельности;
· определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения, самые простые общие для всех людей правила поведения;
· использовать на практике знания о гигиене учебного труда и организации рабочего места;
· в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Методы обучения:
объяснительно-иллюстративный, или информационно-рецептивный: рассказ, объяснение, работа с учебником;
репродуктивный: воспроизведение действий по применению знаний на практике, деятельность по алгоритму, программирование; проблемное изложение изучаемого материала;
частично-поисковый, или эвристический метод;
исследовательский метод, когда учащимся дается познавательная задача, которую они решают самостоятельно, подбирая для этого необходимые методы и пользуясь помощью учителя;
проектная деятельность;
учебная экскурсия.
Формы организации процесса обучения:
индивидуальная, парная, групповая, фронтальная.
Формы текущего и промежуточного контроля освоения рабочей программы:
Текущая аттестация | Итоговая аттестация | Урочная деятельность | Внеурочная деятельность |
- устный опрос - тест - творческая работа (проект) | - диагностическая контрольная работа | - анализ динамики текущей успеваемости | - участие в выставках, конкурсах, соревнованиях - активность в проектах и программах внеурочной деятельности - творческий отчет |
- портфолио |
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА