Пространство личностных качеств журналиста как многовекторная система

Являясь по своей сути ансамблем сложноорганизованных сфер – побудительной, регулятивно–смысловой, исполнительской – журналист "предъявляет" себя другим людям в качестве совокупности неких качеств. Называя журналиста добрым, талантливым, тщеславным, эрудированным и т.д., мы как раз и фиксируем наше восприятие каких–то его внутренних характеристик. Другими словами, существует журналист во всем богатстве его побудительной, регулятивно–смысловой, исполнительской сфер, а в процессе протекающего под влиянием множества факторов взаимодействия с другими людьми (и иными системами) его сущностные силы проявляются как качества. Следовательно, понятием "личностное качество" имеет смысл обозначать устойчивую характеристику журналиста, складывающуюся под влиянием генетических, геокосмических и социальных факторов и проявляющуюся в процессах его жизнедеятельности.
Очевидно, что журналист может взаимодействовать с другими системами какой–то одной своей гранью, несколькими гранями одновременно или же как интегральная, целостная система. В первом случае взаимодействующая с журналистом система воспринимает его как олицетворение какого–то одного простого (атомарного) качества: умный, волевой, жадный, совестливый, многознающий и т.д. Во втором варианте журналист воспроизводит себя как носителя неких сложноорганизованных, синтетических качеств. (Например, говоря о журналисте что он "злой", мы с помощью этого понятия фиксируем свое внимание и внимание других на таких особенностях его внутреннего мира, как высокая негативная эмоциональность и искаженная ориентация социально–регулятивной сферы.) В третьем случае, называя журналиста героем, мы с помощью одного понятия описываем его в целом, в единстве всех его характеристик.
Под профессиональными качествами обычно понимают существенно важные характеристики человека, выявляемые им в процессе профессиональной деятельности и обеспечивающие ее эффективное осуществление.
Понятно, что профессиональные и личностные качества тесно связаны друг с другом. Иногда одно и то же качество может выступать то как личностное, то как профессиональное. Поэтому какие–то чрезмерно жесткие разделительные линии здесь вряд ли уместны. Вместе с тем и неразличение профессиональных и личностных качеств также не способствует правильному пониманию личности журналиста и особенностей ее проявления в профессиональной деятельности.
Разные профессии требуют от индивида, чтобы он проявлял разные качества.1
Журнал "Форчун" перечисляет семь требований, которые должны предъявляться человеку, претендующему на то, чтобы быть эффективным лидером. (Думается, эта информация будет небесполезна нашим редакторам.)
1. Обладай видением. Люди хотят идти за теми, кто знает, куда идти, они хотят знать, почему их ведут именно туда, а не в другую сторону, и они не переносят, когда цель пути постоянно меняется.
2. Доверяй своим подчиненным. Ответственность должна распределяться по всем ступеням служебной лестницы.
3. Будь хладнокровен. Демонстрируй хладнокровие в кризисных ситуациях. Это побуждает окружающих хранить спокойствие и действовать продуманно.
4. Не бойся рисковать. Лидеры побуждают своих подчиненных не только идти на риск, но и открыто признавать ошибки, допускаемые в поисках нового. Ничто другое не деморализует людей так, как осознание того, что малейшая оплошность может означать крах всей карьеры.
5. Будь экспертом. Каждый, на всех ступенях служебной лестницы должен быть убежден, что лидер знает по меньшей мере столько же, сколько он сам.
6. Стимулируй проявление разных точек зрения. Если ты окружен людьми, которые говорят тебе только "да", значит, либо ты сам, либо они занимают не свое место.
7. Умей находить элегантные простые решения сложных проблем.2
Любое качество, являясь сущностной характеристикой журналиста, проявляется в виде его свойств, то есть способов взаимодействия с другими людьми, способов деятельности, поведения. Всякое свойство относительно: оно не существует вне отношений с другими объектами реального мира. Поскольку количество связей и отношений журналиста с другими людьми и явлениями действительности в принципе бесконечно, количество свойств тоже бесконечно.
Свойство, выражающее определенное качество журналиста, может быть охарактеризовано с помощью количественных величин, называемых показателями. В силу того, что любое качество выражается только через свойство, а свойство – через показатель, изучение личностных и профессиональных качеств журналиста требует единства двух подходов – теоретического, связанного с познанием закономерностей профессиональной деятельности журналиста и структуры его личности, и эмпирического, опирающегося на изучение конкретных показателей и связанного с восхождением от показателей через свойства к качествам. Абсолютизация первого подхода приводит к построению умозрительных концепций. Следствием абсолютизации второго подхода является формирование основанных на опросах экспертов перечней, списков, наборов качеств, полнота и обоснованность которых за пределами конкретных ситуаций всегда сомнительна.
В данной работе мы попытались синтезировать оба подхода.
Обратившись к рассмотрению проблемы личностных и профессиональных качеств журналиста, следует отметить, что в психологии существуют два основных подхода к исследованию личности: типологический подход и подход, основанный на выделении черт личности.3
Типологический подход базируется на постулате, что тип личности является целостным образованием, не сводимым к комбинации отдельных личностных факторов. Типы объединяют группы похожих людей и выступают в роли объяснительных понятий, где в качестве имени понятия используется название соответствующего типа, а содержание раскрывается описанием типичного (или усредненного) представителя.
Смысловое содержание типологических понятий выполняет как бы роль "схемы", "прообраза", под которые подводятся люди, относящиеся к определенной группе.
Примером типологического подхода является широко известное разделение всех людей на холериков, сангвиников, флегматиков и меланхоликов. Другой вариант предложен в соционике, где выделены 16 типов личностей, каждый из которых назван именем какого–нибудь известного человека.
Если подход на основе типов требует группировки людей, то подход на основе черт требует группировки личностных признаков. Черты объединяют группы тесно связанных признаков и выступают как некоторые интегральные характеристики, обобщающие информацию, которая содержится в данной группе признаков. Число черт определяет размерность личностного пространства.
Применительно к журналистам представляются плодотворными оба подхода. Однако если типологический подход хоть в какой–то мере представлен в теоретико–журналистской литературе,4 то исследований, посвященных анализу взаимосвязи различных личностных качеств и особенностей профессиональной журналистской деятельности, практически не было.
Разумеется, это не значит, что качества журналистов не попадали в поле зрения исследователей и теоретиков.
В учебном пособии "Введение в теорию журналистики" отмечалось, что основой успешной профессиональной деятельности журналиста являются гармоничное сочетание мировоззренческих качеств, склонностей и способностей, общих и профессиональных знаний, опыта и профессиональных навыков. Разделив все качества журналиста на два класса: социально–политические и общепрофессиональные, авторы этого пособия указывали, что первая группа качеств (всесторонняя образованность, идейная убежденность, политическая зрелость и др.) определяет социально–политический облик журналиста, его мировоззренческие основы. Во вторую группу качеств были включены широкая культура, развитое профессиональное самосознание, инициативность, решительность, вера в победу, чуткость, отзывчивость, доброта и т.д.5
В работе Л.Г.Свитич "Введение в журналистику" классификация выглядела уже несколько по–иному. Автор группировала качества журналиста по нескольким основаниям, выделяя социально–политические (партийность, социальная ответственность и т.п.), чисто профессиональные (оперативность, коммуникабельность и т.п.), морально–этические (честность, скромность и т.п.), психологические (эмоциональность, контактность и т.п.).6
В функциональной карточке сотрудника редакции, разработанной Л.Г.Свитич и А.А.Ширяевой в 1983 г., были обозначены 154 личностных качества, объединенных в 20 групп. Это и гражданские качества, включающие идейную убежденность, социальную, гражданскую ответственность, активную жизненную позицию, социальный оптимизм, умение подчинять личные интересы общественным и т.д. Это и волевые качества, которые авторы объединили в один блок с организаторскими способностями, включив в него решительность, настойчивость, твердость, смелость, мужество, выдержку, самообладание, уверенность в себе, сильную волю, самостоятельность, авторитетность, требовательность, систематичность, последовательность, способность руководить людьми, задатки лидера, малую внушаемость, способность не поддаваться чужому влиянию, перспективное мышление, способность планировать деятельность, способность прслушиваться к мнению других людей, подчиненных, способность влиять на людей, заражать их своими идеями, способность поддерживать новое, прогрессивное, не быть рутинером. Это и интеллектуальные качества: любознательность, аналитические способности, логичность, развитая интуиция, способность обобщать, широкий кругозор, способность к самообразованию и т.п.
Свою систему разработал профессор С.М.Гуревич, предложивший следующий список критериев оценки журналиста, которые можно рассматривать как перечень личностных качеств:





I. Идейно–политические критерии
1. Партийность
2. Идейность
3. Понимание значения журналистики и роли журналиста.

II. Деловые, профессиональные критерии
1. Профессиональное мастерство (умение находить и разрабатывать темы выступлений, собирать и отбирать факты, анализировать и обобщать их, работать оперативно и т.д.)
2. Литературное мастерство
3. Организаторское мастерство
4. Умение работать с авторами
5. Умение работать с редакционной почтой, письмами трудящихся
6. Сочетание универсальности со специализацией
7. Способность работать в коллективе
8. Ответственность
9. Дисциплинированность
10. Работоспособность, выносливость

III. Характерологические критерии
1. Принципиальность
2. Инициативность
3. Целеустремленность
4. Готовность помочь товарищу, поделиться своими знаниями и др.7

Нет сомнения, что этот комплекс критериев охватывает многие сущностно значимые параметры оценки журналиста. Однако возникает вопрос: в какой мере эти критерии соотносятся с представлениями самих журналистов, с теми критериями оценки и самооценки, которые скрыты в глубинах профессионального сознания? Ведь если официально принятая система критериев будет сильно отличаться от тех ценностных представлений, на которые ориентированы сами журналисты, не исключена возможность взаимного непонимания, обид.
С целью получения ответа на сформулированный выше вопрос нами было проведено специальное исследование.
Для определения имеющихся у журналистов представлений о значимых для профессиональной деятельности качествах, свойствах, способностях личности нескольким группам журналистов было предложено назвать 10 критериев, по которым, на их взгляд, можно сравнивать разных журналистов и делать обоснованные выводы об их профессиональных достоинствах и недостатках. Затем опрашиваемые должны были расположить эти критерии в порядке их значимости: первым надо было поставить наиболее значимый, по мнению журналиста критерий, последним – наименее значимый из всех названных. Надо сказать, что эта процедура не вызвала у опрашиваемых ни возражений ни затруднений. Каждый опрашиваемый выполнял эту работу самостоятельно, никаких подсказок ни со стороны коллег, ни со стороны исследователя не допускалось; не было ограничений во времени.
Что же показало исследование? Прежде всего, суммарный список каждой группы журналистов содержал в себе 35–40 критериев. Причем даже по наименованиям, не говоря уже о рангах, было очень мало совпадений. Даже после группировки близких по смыслу понятий общий по всем группам список насчитывал 50 позиций. Этот факт можно интерпретировать в том смысле, что у журналистов отсутствует более или менее однозначное представление как о сущности журналистского мастерства, так и о характерологических качествах журналиста. Этот вывод подтверждается также результатами анализа частоты упоминания критериев профессионального мастерства и качества журналиста, а также приписываемой им меры значимости. Анализ осуществлялся следующим образом. Вначале был рассчитан коэффициент признания каждого критерия и каждого качества. Этот коэффициент представляет собой отношение количества журналистов, включивших данный показатель в свои списки, к общему количеству журналистов, входивших в данную группу:

N
d = –––––– ,
M

где: d – коэффициент признания;
N – количество журналистов, указавших данный показатель;
M – общее количество журналистов в данной группе.
Полученные данные свидетельствуют о том, что наиболее "сплоченным" оказалось профессиональное сознание молодых московских журналистов. В анкетах большинства из них совпадали четыре характеристики журналиста: литературные способности, высокая языковая культура; коммуникативность, контактность, способность общаться с разными собеседниками; широкий кругозор, эрудированность, начитанность; оригинальность и гибкость мышления, самостоятельность и независимость в выводах и обобщениях.
У редакторов и ответственных секретарей районных газет не нашлось ни одного качества, которое упоминалось бы во всех анкетах. Самый высокий коэффициент признания в этих группах набрали такие качества, как: практический опыт работы в районной газете и компетентность в вопросах, о которых приходится писать. К этим качествам примыкают такие, как языковая культура и принципиальность.
У сотрудников региональных отделений ИТАР–ТАСС наиболее высоким коэффициентом признания обладают такие качества журналиста, как литературные способности, высокая языковая культура; умение отбирать и анализировать факты, делать выводы; компетентность в вопросах, о которых приходится писать.
Все остальные критерии, названные участниками опроса, входящими во все группы, имеют значительно меньший коэффициент признания. Так, если принять всех опрошенных сотрудников ИТАР–ТАСС за 100%, то 60% из них указали такое качество, как коммуникабельность, контактность. 40% опрошенных из числа работников этого информационного агентства включили в свои списки гуманность, человечность, понимание своей ответственности перед людьми. Менее 30% обозначили такие качества как принципиальность, твердые убеждения и т.п. Лишь 20% журналистов из ИТАР–ТАСС включили в свои списки такие характеристики личности, как порядочность, честность, объективность. Менее 10% указали на необходимость знать теорию и историю журналистики.
Среди ответственных секретарей районных газет каждый второй указал на такие критерии, как эрудированность, широкий кругозор; высокая языковая культура, литературные способности. В 3–4 анкетах из 10 упоминалось о том, что журналиста должны отличать порядочность, правдивость, честность, объективность, увлеченность своей работой. Еще реже встречались названия таких качеств, как оригинальность мышления, гуманность, справедливость, любознательность, общая одаренность, чувство юмора и т.п. В группе редакторов районных газет вслед за принципиальностью, компетентностью, высокой языковой культурой идут такие критерии, как порядочность, широкий кругозор, опыт практической работы в газете. Четверо из 10 включили в свои списки такие качества, как оперативность, коммуникабельность, правдивость, тактичность, умение отбирать и анализировать факты. Каждый пятый считает, что при оценке журналиста следует учитывать такие характеристики, как настойчивость, смелость, человечность, умение работать в коллективе, пунктуальность. И лишь у одного из 10 из глубин профессионального сознания всплывали такие качества и умения, как работоспособность, доброжелательность, чувство юмора, оригинальность и гибкость мышления, умение находить темы, умение работать с авторами и т.д.
У молодых московских журналистов такое профессиональное качество, как умение находить темы, видеть проблемы в окружающем мире, упоминается в 6 анкетах из 10. О необходимости быть компетентным в вопросах, о которых приходится писать, вспомнили 4 из 10 отвечавших. Еще реже назывались такие качества, как настойчивость, работоспособность, объективность, гуманность, умение отбирать и анализировать факты, наличие профессионального опыта. И совсем редко говорилось о таких качествах, как знание жизни и психологии людей, тактичность, вежливость, порядочность, независимость характера и т.д.
Вызывает интерес разница между коэффициентами признания, характеризующими один и тот же критерий по разным группам журналистов. О необходимости иметь высокую языковую культуру помнит каждый работник региональных отделений ИТАР–ТАСС и каждый московский журналист. А среди сотрудников районных газет об этом вспомнили шестеро из 10. Семеро из 10 московских журналистов указали на необходимость иметь оригинальное, гибкое мышление, быть способным делать смелые, неординарные выводы. Среди работников региональных отделений ИТАР–ТАСС это качество назвали трое из 10. А из редакторов районных газет об этом вспомнили лишь два человека. Принципиальность встречается в 6 анкетах из 10, заполненных сотрудниками районных газет; в трех из 10 у сотрудников ИТАР–ТАСС и ни в одной из анкет московских журналистов.
Сравнение данных, полученных в ходе опроса, свидетельствует о достаточно существенных различиях в мере представленности различных критериев оценки и самооценки журналистов в профессиональном сознании сотрудников средств массовой информации. Поэтому вряд ли будет плодотворной на нынешнем этапе развития журналистики попытка чисто механическим путем рассчитать некую среднюю систему критериев оценки журналистов.
Сводные данные о коэффициенте признания различных критериев профессионального мастерства и качеств журналиста приведены в табл. 7.1.

Таблица 7.1

Сводные данные о коэффициентах признания различных качеств журналистов

Коэффициент признания Группы журналистов      
сотрудники региональных отделений ИТАР редакторы районных газет ответственные секретари московские журналисты
0.91 – 1.0 Литературные способности; высокая языковая культура     Литературные способности; высокая языковая культура
0.81 – 0.90 Умение отбирать и анализировать факты     Коммуникабельность; широкий кругозор; эрудированность
0.71 – 0.80       Оригинальность; гибкость; независимость мышления
0.61 – 0.70 Компетентность   Компетентность; опыт практической работы  
0.51 – 0.60 Коммуникабельность, контактность Принципиальность; компетентность литературные способности Коммуникабельность, принципиальность Социальная интуиция, умение выбрать тему
0.41 – 0.50 Практический опыт Порядочность, широкий кругозор, практический опыт Широкий кругозор; литературные способности; высокая языковая культура  
0.31 – 0.40 Гуманность, ответственность Коммуникабельность; искренность; объективность; умение отбирать и анализировать факты Увлеченность своей работой; независимость; порядочность; объективность; правдивость Компетентность
0.21 – 0.30 Оригинальность и гибкость мышления; принципиальность Оперативность; тактичность Исполнительность; дисциплинированность; вежливость; оригинальность мышления, знание жизни Настойчивость; работоспособность; объективность; умение отбирать и анализировать факты
0.11 – 0.20 Психологическая устойчивость; самообладание; оперативность; порядочность; объективность Настойчивость; решительность; смелость; целеустремленность; пунктуальность; гуманность; уживчивость Настойчивость; работоспособность; целеустремленность; гуманность; справедливость Психологическая устойчивость; самообладание; оперативность; гуманность; опыт практической работы; увлеченность своей работой
0.01 – 0.10 Чувство юмора; знание теории и истории журналистики Чувство юмора; работоспособность; доброжелательность; оригинальность и гибкость мышления; умение видеть темы и проблемы Общая одаренность; чувство юмора; уживчивость; любознательность Чувство юмора; тактичность; вежливость; порядочность; знание жизни и психологии людей

Разумеется, данные о мере представленности в профессиональном сознании журналистов различных критериев профессионального мастерства или личностных качеств уже дают немалую пищу для размышлений. Однако еще больший интерес вызывает информация о том, какое значение приписывают опрошенные журналисты тем критериям оценки своих коллег, которые они включили в свои списки. Для того, чтобы получить соответствующие сведения, был рассчитан средний балл по каждому показателю по следующей формуле:

Eni
ncp. = –––,
N

где: Eni – сумма мест, занимаемых оцениваемым критерием в списках;
N – количество журналистов, указавших данный критерий.
Чем меньше величина данного показателя, тем большее значение придают критерию журналисты. (Табл. 7.2)

Таблица 7.2

Сводные данные об оценке критериев профессионального мастерства журналистов

средний балл Группы журналистов      
сотрудники региональных отделений ИТАР редакторы районных газет ответственные секретари московские журналисты
1.0 – 1.9 Умение оригинально построить материал Компетентность; Талантливость Независимость, умение работать с автором
2.0 – 2.9 Умение находить темы; умение анализировать факты; компетентность; Работоспособность; пунктуальность Честность; опыт практической работы Стремление к повышению профессионального мастерства; порядочность; умение находить темы; наблюдательность; знание жизни
3.0 – 3.9 Опыт практической работы Опыт практической работы Увлеченность своим делом; воображение; компетентность Опыт практической работы; компетентность; высокая языковая культура
4.0 – 4.9 Коммуникабельность; порядочность; высокая языковая культура; умение писать просто, живо, доходчиво Объективность; гуманность; умение отбирать и анализировать факты; высокая языковая культура Оперативность; исполнительность; порядочность; справедливость Коммуникабельность; высокая психологическая устойчивость; умение отбирать и анализировать факты; оригинальность мышления
5.0 – 5.9 Оперативность; Тактичность; порядочность; честность; оригинальность и гибкость мышления; широкий кругозор Гуманность; увлеченность своей работой; коммуникабельность; независимость; работоспособность; ответственность; правдивость; объективность; высокая языковая культура; оригинальность и гибкость мышления Тактичность; гуманность; широкий кругозор,
6.0 – 6.9 Объективность; принципиальность; гуманность; знание истории журналистики Решительность; смелость; оперативность; целеустремленность; добросовестность; правдивость; знание жизни и психологии людей Принципиальность; любознательность; наблюдательность; знание жизни и психологии людей Увлеченность своей работой; чувство юмора; работоспособность; объективность
7.0 – 7.9 Оригинальность и гибкость мышления; умение находить убедительные аргументы; знание жизни и психологии людей Настойчивость; принципиальность; воображение; любознательность; организаторские способности Настойчивость; целеустремленность; стремление к повышению профессионального мастерства; доброжелательность; Настойчивость; оперативность
8.0 – 8.9 Честность; любознательность; Доброжелательность; умение находить темы Чувство юмора;  
9.0 – 9.9 Доброжелательность; Чувство юмора; умение работать с автором; знание внутренней и внешней политики Уживчивость; широкий кругозор; знание внутренней и внешней политики  
10.0 Высокая психологическая устойчивость; чувство юмора; Открытость для всего нового Жизнерадостность, эмоциональность  

Анализ полученных данных позволяет сделать вывод о том, что мера значимости большинства показателей варьирует в весьма широких пределах. Так, например, умение самостоятельно найти тему у сотрудников ИТАР–ТАСС и московских журналистов, отметивших данное качество в своих списках, получило в среднем второе место; а у сотрудников районных газет – восьмое. Знание жизни и психологии людей московскими журналистами также поставлено на второе место, а сотрудниками ИТАР–ТАСС и работниками районной печати – на шестое– седьмое. Средний балл такого качества, как порядочность у московских журналистов равен 2, у сотрудников региональных отделений ИТАР–ТАСС – 4, сотрудников областных газет – 5,2. С четвертого по седьмое место перемещается в разных группах такое качество, как оперативность. На втором, пятом и шестом местах можно встретить работоспособность и т.д.
Эти средние баллы дают материал для анализа иерархии ценностей в профессиональном сознании тех журналистов, которые эти критерии и эти качества назвали, а следовательно, как–то их осознают. Вместе с тем, полученные в ходе исследования данные могут быть использованы для определения иерархии критериев профессионального мастерства и качеств журналиста для всей совокупности опрошенных журналистов.
Для решения этой задачи необходимо рассчитать коэффициент значимости каждого показателя, учитывающий и средний балл, присвоенный этому показателю теми журналистами, которые его назвали, и коэффициент признания этого показателя, то есть меру представленности данного критерия в профессиональном сознании журналистов. Для удобства дальнейших расчетов средний балл показателя был преобразован в коэффициент его ценности. Поскольку каждый названный журналистами критерий занимает определенное место в списке, насчитывающем 10 названий, постольку его ценность может быть определена по формуле:

10
В = –––––– ,
nср

где: В – коэффициент ценности;
nср– средний балл данного критерия или качества;
10 – число признаков в списке.
Тогда произведение коэффициента ценности показателя на коэффициент признания данного показателя дает коэффициент его значимости.
Рассчитав коэффициенты значимости и расположив все критерии профессионального мастерства и качества журналиста по мере уменьшения этих коэффициентов, получаем распределение ранговых мест всех показателей, ориентируясь на которые, опрашиваемые журналисты оценивают своих коллег (табл. 7.3).

Таблица 7.3

Сводные данные об оценке критериев профессионального мастерства журналистов

средний балл Группы журналистов      
сотрудники региональных отделений ИТАР редакторы районных газет ответственные секретари московские журналисты
Компетентность Компетентность Знание практики журналистской работы (профессиональный опыт) Высокая языковая культура; умение писать точно, живо образно
Умение отбирать и анализировать факты, делать выводы Знание практики журналистской работы (профессиональный опыт) Коммуникабельность; Социальная интуиция; умение видеть проблемы, находить темы;
Литературные способности; высокая языковая культура; Литературные способности; высокая языковая культура; Компетентность Коммуникабельность; контактность
Знание практики журналистской работы (профессиональный опыт) Высокая общая культура; эрудированность; начитанность Высокая языковая культура; Оригинальность и гибкость мышления; независимость в выводах
Коммуникабельность; контактность Принципиальность; твердые политические и нравственные убеждения Честность, порядочность, правдивость Высокая общая культура; эрудированность; начитанность
Высокая общая культура; эрудированность; начитанность Объективность, умение понять сторонников разных точек зрения Независимость характера Умение работать с автором
Принципиальность; твердые политические и нравственные убеждения Порядочность честность Ответственность обязательность Компетентность
Умение видеть проблемы, находить темы; Умение отбирать и анализировать факты, делать выводы Принципиальность; твердые политические и нравственные убеждения Умение отбирать и анализировать факты, делать выводы
Человечность. гуманность Коммуникабельность; контактность Увлеченность своей профессией Знание практики журналистской работы (профессиональный опыт)
Оригинальность и гибкость мышления; независимость в выводах Пунктуальность Человечность. гуманность Знание жизни и психологии людей

В группе сотрудников ИТАР–ТАСС безусловное предпочтение отдается таким качествам, как компетентность в вопросах, о которых приходится писать; умение отбирать и анализировать факты; литературные способности, умение писать просто, ясно, образно. Для журналистов из районных газет важнейшими качествами являются компетентность; литературные способности; опыт работы в районной газете. Зато московские журналисты вынесли умение хорошо писать на первое ранговое место, поставив на второе умение находить темы, а на третье – умение общаться.
Все это еще раз говорит о том, насколько различны представления о критериях журналистского мастерства и качествах журналиста у самих журналистов. Напрашивается вывод о необходимости дальнейшего изучения этого вопроса с целью формирования полной картины профессионального сознания журналистов и согласования различных хранящихся в нем критериальных систем.
Другой подход, характерный для специалистов в области психодиагностики, опирается на анализ конкретного эмпирического материала, который обрабатывается с помощью различных процедур.
Так, например, в первоначально составленном Г.В.Олпортом и Х.С.Одбертом словаре терминов для описания личности были включены более 4500 слов, ясно обозначающих черты личности, а также важные и устойчивые характеристики поведения, отобранные ими из 18000 слов, характеризующих человека. Р.Б.Кэттел осуществил дальнейший анализ этих 4500 характеристик личности и разделил его на синонимические группы. Из каждой синонимической группы он отобрал по одному представителю, выражающему, по его мнению, основное смысловое содержание соответствующей смысловой группы. Таким образом он сократил список личностных признаков с 4500 до 171. Затем Р.Б.Кэттел воспользовался услугами большой группы экспертов, которые оценивали степень своего знакомства с каждой из 171 характеристик личности. Проведя корреляционный анализ оценок экспертов, Р.Б.Кэттел выделил 36 корреляционных плеяд, внутри которых находились характеристики, которые, по видимому, выражали одни и те же суждения. Таким образом, Р.Б.Кэттел получил набор из 36 шкал (затем их количество было доведено до 45), которые выражали основные личностные качества человека.8
Дальнейшая работа по обобщению данных экспериментальных исследований и теоретическому осмыслению проблем личности привела к пониманию многоуровневости системы личностных качеств. Так, по мнению В.М.Мельникова и Г.Т.Ямпольского, выделяются личностные качества первого порядка, над ними надстраиваются качества второго порядка и т.д.9
В работах специалистов по соционике выделяются четыре пространства личностных качеств, описываемых такими понятиями, как:
1) шизотимность – циклотимность;
2)экстравертность – интровертность;
3) логика – этика;
4) сенсорика – интуиция.10
Существуют и другие подходы к этой проблеме.
В нашей работе объектом анализа стали лишь несколько качеств журналиста, в которых проявляются основные подсистемы его личности.
Во–первых, исследовались "мотивационный профиль" журналиста (представляющий собой сочетание различных сил, побуждающих его к напряженной и качественной работе) и входящие в регулятивно–смысловую сферу журналистов социально–политические и профессионально–ролевые представления.
Во–вторых, был собран и проанализирован материал о влиянии некоторых способностей и личных качеств журналиста на его деятельность. Были выделены: интеллектуальные способности; раскованность (расторможенность); общительность; интроверсия–экстраверсия; впечатлительность; артистичность; рефлексивность; робость (застенчивость); ответственность; независимость; тревожность; невротизм; психотизм; депрессия.11
Еще раз подчеркнем, что отобранные нами и перечисленные выше качества никоим образом не исчерпывают всего богатства личности журналиста. Но наша работа и не претендует на окончательность ответов. Поскольку задача исследования – проверить гипотезу о влиянии личностных качеств на успешность профессиональной деятельности, то были отобраны те качества, для измерения которых в нашем распоряжении были достаточно надежные методы и инструменты.

Наши рекомендации