Своих личностных качеств

Опыт и практика студентов, добившихся выдающихся результатов в самосовершенствовании, свидетельствует о том, что изменения в человеке происходят в том случае, если он работает в одновременно в трех направлениях:

· во-первых, создает новые условия, задействует новые факторы, способствующие личностному совершенствованию;

· во-вторых, устраняет или ослабляет действие факторов, условий и причин, препятствующим переменам;

· в-третьих, выявляет, оценивает и анализирует реальные изменения в развитии своих качеств, на основе чего вносит конкретные изменения в программу самосовершенствования.

Анализ специальной литературы [4] и изучение опыта работы студентов по развитию своих личностных качеств позволяют предложить некоторые методические рекомендации по разработке и реализации программы самосовершенствования:

Личная программа самосовершенствования должна быть конкретной и реалистичной. Это означает, что следует точно определить, какие конкретно качества должны быть усовершенствованы и развиты, какие силы, возможности будут для этого задействованы. Рубежи, которые Вы наметили, не должны быть слишком легкими или недостижимыми. Программа должна опираться только на Ваши личные способности и требовать от Вас полной отдачи.

Ставьте перед собой ясные цели. Постарайтесь мысленно представить себе результат, который Вы хотели бы достичь. Запишите его как можно более подробнее. Студенты иногда терпят неудачу в самосовершенствовании только из-за того, что слабо представляют цели, к которым стремятся.

Определите, по каким признакам вы будете судить об успехе. Цели становятся более притягательными, если их можно измерить. Выработайте количественные и качественные критерии, которые помогут Вам измерить прогресс в самосовершенствовании. Таким критерием, например, в развитии организованности, может быть количество высвободившегося в течение дня времени, а в стремлении бросить курить - количество выкуренных сигарет и т.д. Оформленные в виде графика или таблицы результаты сделают Ваш успех более наглядным.

Будьте довольны скромным прогрессом. Быстро достигнутый результат, также быстро может быть и утрачен. Импульсивный человек, решивший изменить себя в течение недели, редко достигает успеха. Скромный прогресс, достигаемый чаще, закрепляется прочнее и быстрее становится чертой характера.

Помните, что своим развитием управляете только Вы сами. Перед каждым человеком есть возможность выбора: либо работать над собой и становиться лучше, либо игнорировать свое развитие, предаться благодушию, остановиться в своем росте и постепенно потерять уважение окружающих. Студент сам определяет свой путь и сам несет ответственность за то, каким специалистом он становится.

Не упускайте возможностей. Современная жизнь полна различных нестандартных ситуаций, которые требуют Вашего самостоятельного решения о том. как лучше действовать и поступать. Используйте новые обстоятельства и условия, для проверки своего характера и своих способностей. Анализируйте свое поведение и поступки в таких ситуациях в соответствии с выработанными Вами критериями. Умение использовать любую возможность для самосовершенствования - отличительная черта работающих над собой людей.

Старайтесь учиться у других. У окружающих Вас людей можно научиться многому. В их поведении и деятельности немало того, что может быть полезно и Вам. Присмотритесь к окружающим Вас людям, проанализируйте, в чем причины их успехов и неудач. Заимствуйте то, что считаете нужным. Консультируйтесь с авторитетными для Вас людьми. Их беспристрастный взгляд, оценки, советы создадут новые возможности для совершенствования. В то же время не бойтесь подвергать сомнению чужие взгляды, что позволит по достоинству оценить мысли этих людей, и, скорее всего, поднимет Ваш авторитет в их глазах.

Учитесь на своих неудачах и ошибках. Если Вам не удалось достичь к запланированному сроку намеченное, если допустили существенные ошибки, будьте готовы признать их. Подумайте над тем, почему, это произошло. Рассматривайте наудачу, как перспективу и возможности для дальнейшего роста.

Участвуйте в откровенных дискуссиях о своих взглядах и принципах. Укоренившиеся взгляды, предрассудки, привычки можно изменить, если вынести на открытое обсуждение и откровенно проанализировать. Изложив свою позицию и точку зрения, Вы получаете шанс увидеть реакцию на них со стороны окружающих. Выделите людей, с которыми Вам трудно общаться - их расходящиеся с Вашим мнением оценки могут быть наиболее стимулирующими.

Слова не должны расходиться с делами. Помните, что о Вас судят не потому, что Вы говорите, а потому, что делаете и как поступаете. Люди скептически относятся к тем, чьи красивые речи не подкреплены делами. В то же время старайтесь понять, что стоит за словами окружающих, и судите о них по их делам.

Получайте удовольствие от своего развития. Это добавит Вам энтузиазма и заинтересованности в дальнейшем профессиональном самосовершенствовании.

Не останавливайтесь на достигнутом. Если рубеж в совершенствование каких-либо качеств взят, ставьте перед собой новые цели. Совершенствование личностных качеств происходит непрерывно. Изменения в человеке требуют постоянного внимания и реалистичных сроков выполнения.

Будьте готовы ко всему. В том числе и к тому, что Ваш успех в самосовершенствовании может вызвать зависть или враждебность окружающих. Умейте предвидеть последствия этого. Может быть ваши личностные качества оцениваются предвзято по чисто эгоистическим причинам.

Таковы лишь общие рекомендации по разработке и выполнению индивидуальной программы самосовершенствования. Многие более мелкие детали и личностные аспекты своего развития студенты определяют самостоятельно с учетом своих индивидуальных особенностей и опыта.

Заключение

Возрастание роли самостоятельной учебной деятельности студентов в получении высшего профессионального образования - устойчивая тенденция, характерная для всех высших учебных заведений. Значительный багаж знаний, навыков и умений, способность анализировать, осмысливать и оценивать современные события, факты, решать профессиональные задачи на основе единства теории и практики приобретаются и вырабатываются прежде всего в процессе самостоятельной работы.

Самостоятельная учебная работа - важнейшее условие успешного окончания института. Это объясняется тем, что она рассматривается как равноправная форма учебных занятий, наряду с лекциями, семинарами, экзаменами и зачетами, но реализуемая во внеучебное время, в виде выполнения различных учебных заданий, контрольных и курсовых работ, дипломного проекта и т.п. В то же время эффективность аудиторных занятий во многом зависит от того, как умело студенты организуют в ходе них свою самостоятельную учебную познавательную деятельность. Самостоятельная работа предполагает также самообразование и самовоспитание, осуществляемые в интересах повышения профессиональной компетенции.

Следовательно, прежде чем приступать к изучению учебной программы, студент должен научиться работать самостоятельно, овладеть соответствующей методикой и техникой самостоятельной учебной деятельности. В данном учебно-методическом пособии раскрыты основы содержания, организации и методики планирования и ведения самостоятельной работы студентов. Основное внимание уделяется показу и разъяснению конкретных приемов, способов и средств ведущих видов самостоятельного труда.

Освоив технику и методику самостоятельной работы студенты могут пойти дальше - улучшить рекомендованное. В таком непрерывном совершенствовании - гарантия успешного освоения современной профессии.

[1] См.: подр., Физиологические и психологические основы труда. - М.: 1974., Трахтенберг И.М., Рашман С.М. Гигиена умственного труда студентов. - Киев,1973.

[2] См.: Андреев О.А, Хромов Л.И. Учитесь читать быстро. - М, 1991; Бородина В.А.,Бородин С.М. Учим ... читать. - М., 1985; Степанищев А.Т. Скорочтение. - М., 1993.

[3] См.: Познай себя и других: популярные тесты /Сост. И.Г.Леонов. - М.: ИВЦ "Маркетинг", 1993. - С.31-35.

[4] См.: Шепель В.М. Настольная книга бизнесмена и менеджера. - М.: Финансы и статистика, 1992. - С.190-224; Вудвок М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер. Для руководителя-практика. - М.: "Дело" 1991. - С.306-313; Швальбе Б.,Швальбе Х. Личность. Карьера. Успех. - М.: Издательская группа "Прогресс", 1993. - С. 57-95.

Наши рекомендации