КонецформыначалоформыГЛАВА 2 ПОБУДИТЕЛЬНАЯ СФЕРА ЖУРНАЛИСТА: ФУНКЦИЯ, СОСТАВ, СТРУКТУРА

1 Дилигенский Г.Г. Перестройка и духовно–психологические процессы в обществе. – "Вопросы философии", 1987, N 9, с. 9.

2 См.: Здравомыслов А.Г. Потребности, интересы, ценности. – М., 1986, с. 3.

3 Рябов В.Ф. Наш духовный мир. – Л., 1987, с. 17.

4 Гуссерль Э. Кризис европейского человечества и философия. – "Вопросы философии", 1986, N 3, с. 106.

5 Прежде всего это труды Д.Н.Узнадзе и учеников его школы – И.Т.Бжалавы, А.Т.Богорошвили, В.Г.Норакидзе, А.С.Прангишвили, а также работы П.К.Анохина. Ф.В.Бассина, Н.С.Беритова, Н.В.Михеева, В.Н.Мясищева, С.Л.Рубинштейна, А.Е.Шерозии и др.; во–вторых, следует назвать имена Г.М.Андреевой, В.Г.Асеева, А.Г.Асмолова, Л.И.Божович, В.А.Ядова и других исследователей, много внимания уделившим социальным установкам. Среди зарубежных исследований выделяются работы Д.Брэма, А.Коэна, Д.Кемпбелла, Г.Оллпорта, М.Розенберга, М.Смита, Л.Фестингера, Ф.Хайдера, К.Ховланда, С.Шерифа и др.

6 См.: Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. – М., 1966, с. 232; Узнадзе Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки. В кн.: "Экспериментальные исследования по психологии установки". – Тбилиси, 1958, с. 15–30 и др.

7 Натадзе Р.Г. Восприятие и установка. В кн.: "Познавательные процессы: ощущения, восприятие". – М., 1982, с. 81.

8 Коршунов А.М. Теория отражения и творчество. – М., 1971, с. 208.

9 Чарквиани Д. Информация, противоречия и смена социальных установок. – Тбилиси, 1980, с. 30.

10 См.: Ядов В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности. В кн.: "Методологические проблемы социальной психологии". – М., 1975, с. 89–105.

11 См.: Асмолов А.Г. Деятельность и установка. – М., 1979.

12 Карл Левитин подметил закономерность в динамике одной из общежурналистских профессиональных диспозиций. "Как раз в эти дни прежняя журналистская кампания за статьи с продолжением, которые, как известно, особенно привлекают читателей, заставляя их с нетерпением ждать следующего номера и все эти долгие недели чувствовать себя сопричастными к работе редакции и тем укрепляют их верность ей, сменилась борьбой за лаконичные, умещающиеся на нескольких страницах публикации, – они, как хорошо все знают, только и нужны занятым и не склонным к долгому чтению подписчикам. Массы все больше пронизывала идея, что отсылать читателя к следующему номеру – значит оскорбить его в лучших чувствах, и, может быть, даже переметнуться к другим изданиям. Я пережил уже несколько подобных крутых перемен курса (их периодичность – 3–4 года) и знал по опыту, что открыто идти против течения в этих случаях – чистейшее донкихотство". (Левитин К. Горящий светильник. – М., 1983, с. 141–142.)

13 Хедрик Смит, американский журналист, автор книги "Русские" в ответ на вопрос корреспондента "МН", зачем он рисковал собой, идя на встречи с Солженицыным и другими диссидентами, ответил: "Журналистский рефлекс. Если можешь что–то сделать, надо делать". (И в 70–е годы, как ни странно, тоже жили. – "Московские новости", 1991, N 35.)

14 Анисимов С.Ф. Мораль и поведение. – М., 1986, с. 46.

15 См.: Становление духа корпорации: правила честной игры в сообществе журналистов". – /Под ред. В.И.Бакштановского, Ю.В.Казакова, А.К.Симонова, Ю.В. огомонова. – М.: Начала–Пресс, 1995.

16 Поскольку проблематика потребностей привлекает возрастающее внимание представителей различных научных дисциплин: философов и социологов, экономистов и психологов, биологов и физиологов, науковедов, этиков, эстетиков, педагогов и др. – произошло не только обогащение наших знаний о сущности потребностей, но и определенное "размывание" содержания этой категории. См., напр.: Здравомыслов А.Г. Проблема интереса в социологической теории. – М., 1968; Кикнадзе Д.А. Потребности. Поведение. Воспитание. – М., 1968; Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. – М.,1971; Маргулис А.В. Диалектика деятельности и потребности. – Белгород, 1972; Глезерман Г.Е. Исторический материализм и развитие социалистического общества. М., 1973: Ломов Б.Ф. Теоретические и методологические проблемы психологии. – М., 1984 и др.

17 См.: Донченко Е.А., Сохань Л.В., Тихонович В.А. Формирование разумных потребностей личности. – Киев, 1984, с. 15.

18 Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. 2–е изд. – М., 1977, с. 190.

19 См.: Додонов Б.И. Потребности, отношения и направленность личности. – "Вопросы философии", 1973, N 5, с. 23.

20 Ярве П.Я. Новые потребности: рост и ограничения. – "Вопросы философии", 1987, N 1, c. 74.

21 См.: Обуховский К. Психология влечений человека. – М., 1972, с. 78.

22 См.: Стимулы и наказания. – "ЛГ", 1989, N 10.

23 Анализ этого исследования см. в кн.: Рейзема Я.В. Информационный анализ социальных процессов. – М., 1982, с. 91–94.

24 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 12, с. 718.

25 Леонтьев А.Н. Деятельность и личность. – "Вопросы философии", 1974, N 56, с. 67.

26 Франкл В. Человек в поисках смысла. – М., 1990, с. 29.

27 Там же, с. 19–120.

28 Там же, с. 58–60.

29 Фромм Э. Иметь или быть. – М., 1986, с. 199.

30 Там же, с. 26.

31 См.: Симонов П. Предистория души. – "Наука и жизнь", 1984, N 2, с. 120.

32 См.: Парыгин Б.Д. Научно–техническая революция и динамика социальных потребностей. – В кн.: "Проблемы формирования социогенных потребностей". – Тбилиси, 1974. Он же. Социально–психологический климат коллектива. – Л., 1981.

33 См: Маргулис А.В., Степанов Е.Н. Потребности человека: методологические проблемы комплексного исследования. – "Вопросы философии", 1986, ¦4, стр. 62.

34 См.: Уледов А.К. Духовная жизнь общества. – М., 1980, с. 47. Донченко Е.А., Сохань Л.В., Тихонович В.А. Формирование разумных потребностей личности. – Киев, 1984. В указанных работах обобщаются и развиваются взгляды сторонников этой классификации.

35 Мамардашвили М. Европейская ответственность. – "ЛГ", 1991, N 9.

36 Мамардашвили М. Как я понимаю философию. – М, 1990, с.180.

37 Эта потребность глубоко проанализирована в работах: Додонов Б.Н. Эмоциональное насыщение как потребность организма и личности. – В кн.: "Личность, коллектив и проблемы восприятия". – Саратов, 1975. вып. 1; он же. Типы общей эмоциональной направленности людей и тенденции структурирования их эмоциональной сферы. – "Вопросы психологии", 1971, N 1; он же. Классификация эмоций при исследовании эмоциональной направленности личности. – "Вопросы психологии", 1975, N 6; Эмоция как ценность. – М., 1978 и др.

38 Поскольку эта потребность может быть реализована через деятельность, через общение, через любовь, то довольно часто потребность в персонализации осознается в виде потребности в творческой деятельности, потребности в обширных контактах или потребности в любви, которые на самом деле выступают лишь преходящими, иногда взаимозаменяемыми способами реализации фундаментальной потребности в персонализации

39 Фромм Э. Иметь или быть? – М., 1986, с. 135–136.

40 Буйда Ю. Маргиналии. – "Независимая газета", 10.06.92.

41 См.: Кризис идентичности как зеркало бизнеса в СНГ. – "Независимая газета", 29.05.92.

42 Говоря об идентичности, следует иметь в виду, что человек так трудно и нервно борется за свое повседневное выживание, что не хочет тратить силы на доморощенное философствование. Из простой экономии жизненных сил он склонен скорее безоговорочно принять, чем критически опровергнуть любую общепризнанную иллюзию. Люди готовы сплачиваться вокруг любой идеи, часто весьма отвлеченной, часто входящей в откровенное противоречие с жизненной практикой, и в этом духовном единении важна лишь чисто ритуальная присяга на верность идее, конкретное же ее содержание со временем формализуется в соответствии с утилитарными нуждами и постепенно теряет смысл.

43 Термины "Запад", "западная цивилизация" обозначают особый тип цивилизационного и культурного развития, который сформировался в Европе примерно в XV–XVI вв. Предшественниками этого типа была культура античного мира и европейская христианская традиция. Синтез этих двух традиций в эпоху Ренессанса сформировал глубинные менталитеты техногенной цивилизации, ее культурную матрицу, которая обеспечивала и продолжает обеспечивать особый тип цивилизационного развития, основанного на ускоренном прогрессе техники и технологии, быстром изменении предметного мира и социальных связей людей, на доминировании в культуре научной рациональности, которая выступает как особая самодовлеющая ценность.

Понятием "Восток", "восточная цивилизация" обозначается особый тип культуры и цивилизации, ориентированные на традиции. Традиционное общество меняется крайне медленно и может воспроизводить существующий образ жизни, виды деятельности, стили мышления столетиями и даже тысячелетиями. Говоря о третьем пути, имеют в виду идею о том, что Россия способна принять вызов техногенной цивилизации и создать эффективное массовое производство без утраты своей самобытности и традиционной культуры. См.: Россия и Запад: взаимодействие культур. – "Вопросы философии", 1992, N 6, с. 4.

44 Следует пояснить, что слово "религия" Э. Фромм употребляет для обозначения любой системы взглядов и действий, которой придерживается какая–либо группа людей и которая служит схемой ориентации и объектом поклонения. (См.: Фромм Э. Иметь или быть? – М., 1986, с. 158.) Разумеется, потребность в смысле жизни, может, при определенных условиях, стать религиозной потребностью, то есть потребностью найти объект, поклонение которому становится смыслом жизни. "Люди могут поклоняться животным, деревьям, золотым или каменным идолам, невидимому Богу, святому или злобному вождю; они могут поклоняться своим предкам, своему народу, классу или партии, деньгам или успеху". (Фромм Э. Иметь или быть? – М., 1986, с. 158.)

Но на самом деле сущность этой потребности заключается не в стремлении кому–то или чему–то поклоняться, а в желании индивида осознать собственную природу, определить направление и границы своего возможного развития, найти цель и задачу, оправдывающие собственное существование. Без удовлетворения этой потребности человек не может нормально функционировать, не может мобилизовать все свои способности в максимальной степени. К.Обуховский находит хороший образ, утверждая, что "как свойством птицы является потребность летать (то есть она устроена таким образом, что, только летая, может полностью использовать свои способности саморегуляции), так и свойством взрослого человека является потребность найти смысл жизни. Будучи вполне зрелым умственно, живя в обществе и удовлетворяя с его помощью свои материальные потребности, он должен в интересах своих и этого общества найти такой смысл жизни, который служил бы направлением его действия и способствовал использованию его возможностей". (Обуховский К. Психология влечений человека. – М., 1972, с. 184.)

45 В. Франкл. Человек в поисках смысла. – М. , 1990, с. 37 и др.

46 В. Франкл. Там же, с. 40 и др.

47 См.: Абульханова–Славская К.А. Стратегия жизни. – М., 1991; Активность и жизненная позиция личности. – М., 1988; Жизненный путь личности, – Киев, 1987; Коган Л.Н. Цель и смысл жизни человека, – М., 1984; Культура жизни личности: проблемы теории и методологии социально–психологического исследования, – Киев, 1988; Психологические механизмы регуляции социального поведения, – М., 1979; Резник Т.Е., Резник Ю.М. Жизненные стратегии личности: поиск альтернатив. – М., 1995; Стиль жизни личности. – Киев, 1982.

48 Кант И. Антропология с прагматической точки зрения. Соч. в 6–ти т. – М.: Мысль, 1966, т. 6, с. 477.

49 Все три вида побуждения к действию: рефлекс, долг (обязательство), интерес – тесно переплетаются между собой и в чистой форме почти не выступают. Очень часто один тип побуждения принимает форму другого, когда, например, человек выдает свои интересы за долг или убеждает себя в том, что ему очень хочется совершить те действия, которое он обязан осуществить в силу долга.

50 См.: Анциферова Л.И. О динамическом подходе к психологическому изучению личности. – "Психологический журнал", 1981, т. 2, N 2, с. 15.

51 См.: Альтшуллер Г., Верткин И. Жизненная стратегия творческой личности. – В кн.: "Жизненная стратегия". – М., 1985, с. 8.

52 Речь идет о том, что, хотя у современного человека есть, как правило, какая–то более или менее оформленная жизненная цель, далеко не всегда она продиктована действительными интересами индивида. Не секрет, пишет Э. Фромм, что "... современный человек живет в состоянии иллюзии, будто он знает, чего хочет; тогда как на самом деле он хочет того, чего должен хотеть в соответствии с общепринятым шаблоном." (Фромм Э. Бегство от свободы, с. 211.)

53 Изобретение слова "интеллигенция" почему–то приписывают беллетристу и критику второй половины XIX века П.Д.Боборыкину. Может быть, тому виной какой–нибудь толковый словарь. Например, "Словарь иноязычных выражений и слов" А.М.Бабкина и В.В.Шендецова (Изд. 2–е. Т. 1. М., 1981), где французское "intellectuel" поясняется как "интеллигент" со ссылкой на "Эволюцию русского романа" (1902) Боборыкина. Это, как отмечает А.Песков (см.: Второе духовное сословие. – "Независимая газета", 29.05.92), конечно, казус, в происхождении которого нельзя, впрочем, упрекать составителей словаря, ибо они не ставили перед собой задачу фиксировать первое употребление слова в русском языке. На самом деле слово "интеллигенция" было хорошо известно еще в 20–30–е годы XIX века русским последователям Шеллинга и Гегеля – Д.В.Веневитину, В.Ф.Одоевскому, И.В.Киреевскому, В.Г.Белинскому, К.С.Аксакову, М.А.Бакунину и др. Однако в широкий обиход слово вошло только к 1870–1880 годам. Еще в 1868 году Бакунин употреблял его в качестве синонима духовной, мыслительной деятельности (в статье "Наука и народ" он назвал французских позитивистов "аристократами интеллигенции", т.е. аристократами духа.). Может быть, действительно, под влиянием французского "intellectuel", может быть, без влияния слово стали использовать для названия "разумной, образованной, умственно развитой части жителей", что зафиксировано в 1881 году словарем В.И.Даля. Этот смысл, как видно из далевской формулировки, маркирован противопоставленностью "интеллигенции" – некой другой, умственно неразвитой части жителей. Тогда же, на волне старославянофильских, новославянофильских, почвеннических, народнических и тому подобных настроений "интеллигенция" была противопоставлена в положительном смысле "мещанству", в отрицательном – "народу". Слово же стали применять ко всему русскому образованному сословию, выросшему из реформ Петра Великого.

54 Тер–Габриелян Г. Эскиз истории идей. – "Независимая газета", 16.03.93.

55 Пастухов В. Власть и идеология. – "Мегаполис– экспресс", 25.03.92.

56 Тер–Габриелян Г. Эскиз истории идей. – "Независимая газета", 16.03.93.

57 Борщаговский А. Речь на похоронах интеллигенции. – "Известия", 2.10.93; Гранин Д. Интеллигенция в отсутствие Апполона и райкома. – "Известия", 14.10.93.

58 Рыцарский жизненный идеал великолепно реконструирован в стихотворении Эзры Паунда "АЛЬТАФОРТЕ". Перевод О. Седаковой. – "Независимая газета", 17.06.92 г.

59 Фромм Э. Иметь или быть? – М., 1986, с. 165.

60 Буйда Ю. Восхождение на материнскую грудь. – "Независимая газета", 24.10.91.

61 Признаю себя виноватым? – "Комсомольская правда", 23.02.91.

62 Нуйкин А. Камо грядеши. – "Литературная газета", 19.06.91.

63 Андреев И. Тюремный роман. "Известия", 5.02.92.

64 Жизнь мертвого дома. – "Столица", 1991, N 20, с. 54–60.

65 Нуйкин А. Камо грядеши? – "Литературная газета", 19.06.91.

66 Лисюткина Л. Русская женщина на рандеву. – "Московские новости", 3.04.92.

67 Цит. по: Оссовская М. Рыцарь и буржуа. – М., 1987, с. 154.

68 Франклин Б. Автобиография. В кн.: "Избр. произв." – М., 1956, с. 482–483.

69 См.: Эпштейн М. Поэзия хозяйства. – "Независимая газета". 23.06.92.

70 Манн Ю. Перехитрим ли мы капитализм? – "Известия", 4.02.92.

71 Лотман Ю.М. Говоря о современности, я скажу вот что... – "Независимая газета", 16.07.91.

72 Памятник бескорыстному цветочнику. – "Известия", 2712.91.

73 Характеризуя эту мотивационную ориентацию, следует сказать о том, что душевный покой стал в наше время для многих одной из важнейших жизненных ценностей. Различные философские школы, медитативные техники ориентируют индивида именно на достижение духовного покоя. Нетрудно понять причины такой жажды успокоения. Современная жизнь, особенно в ее городской форме, пронизанная неожиданными политическими и экономическими потрясениями, – это очень неспокойная жизнь. Терзаемый разнообразными внутренними и внешними противоречиями, человек ищет покоя, релаксации, мира – по крайне мере с самим собой. И трудно укорять за это. И тем не менее вопросы остаются: "Что такое "мир в душе" и каково его место в иерархии человеческих ценностей?", "Что значит он на самом деле?".

Известный философ Адин Штайнзальц убежден, что человек, испытывающий душевный покой, – это сосуд, который может содержать благо, но он может и не содержать ничего, может быть пустым. Жизнь можно очистить от пустой борьбы и волнений, однако если ничто позитивное не наполнит ее, она останется столь же пустой и бессодержательной, как и раньше.

"Таким образом, представление о душевном покое как о высшей ценности... таит в себе реальную опасность преклонения перед пустотой, освобождения от усилий, но и от достижения, отрицания добра в той же мере, что и зла...

...Если существует устремление к финальной цели – материальной или духовной в широком смысле (знание, истина, любовь) или специфически религиозной, то любую ситуацию, любой поступок необходимо рассматривать не с точки зрения их "удобства", но в зависимости от приближения к цели. Конечно, мир в душе – приятный отдых для человека, сжатого в тисках жизни, но если этот человек стремится к чему–то большему, нежели возможность спастись от проблем, то душевный мир не может быть той точкой, на которой он должен остановиться: ведь есть цели, которых невозможно достигнуть иначе, чем через борьбу с самим собой...

...Кроме того, никакая духовная ступень не может быть достигнута без постоянного усилия, напряжения, горения. Как правило, это борьба между различными, часто противоположными ценностями. А в более широком смысле это беспрерывная борьба между существующей реальностью и тем, что еще не обрело статуса существования, что должно быть создано. Бесконечная война между тем что есть и тем что должно быть, между существующим и еще несуществующим. Это и есть источник всей духовной борьбы". (Штайнзальц А. Миф о душевном покое. – "Литературная газета", 12.06.91.)

74 См. Федотова В.Г. Духовность как фактор перестройки. – "Вопросы философии", 1987, N 3, c. 14.

75 Бахтин М.М. Философия поступка. В кн.: "Философия и социология науки и техники. Ежегодник 1984–1985". – М., 1986.

76 См. Федотова В.Г. Духовность как фактор перестройки. – "Вопросы философии", 1987, N 3, с. 24.

77 Ломов Б.Ф. Теоретические и методологические проблемы психологии. – М., 1984, с. 316.

Наши рекомендации