КонецформыначалоформыВоля в структуре профессиональных способностей
Третьей фундаментальной способностью человека является воля. Под волей понимают способность индивида к сознательной организации своей деятельности и поведения, направленной на преодоление трудностей при достижении поставленных целей. Другими словами, это способность властвовать над собой, своими чувствами, желаниями, действиями.
В психологическом плане для воли характерно особое переживание "я должен" (а не "я хочу"). Воля как способность складывается из способности принимать решение и способности его реализовывать. Возможность и необходимость принятия решений сопровождает человека всю жизнь. "Человек – это существо, которое всегда может сказать "нет" своим влечениям и которое не должно всегда говорить им "да" и "аминь".83
В другой формулировке волю можно определить как способность стремиться к определенным результатам, способность преследовать цели, возобновлять и поддерживать действия, обеспечивающие необходимые субъекту эффекты.
Существует точка зрения, согласно которой воля является важнейшей чертой личности.84 Эта концепция, по–видимому, является отражением широко известной философской традиции, объявляющей волю первопричиной всех состояний и действий человека. В новое время эти идеи развивали Шопенгауэр, Ницше и некоторые другие ученые.85 Отмечая, что с эмпирической точки зрения процесс формирования личности действительно может быть представлен как развитие воли, А.Н.Леонтьев, однако, указывал, что воля не является ни началом, ни даже "стержнем" личности; воля – лишь одно из выражений личности. Действительную основу личности составляет то особое строение целокупных деятельностей субъекта, которое возникает на определенном этапе развития его человеческих связей с миром.86
Будет уместным процитировать в этой связи одну мысль Ф.Е.Василюка. "Хотя воля и проявляется по преимуществу в том, что, взяв под свое покровительство какую–нибудь деятельность, делает все, чтобы она была реализована, это не означает, что она становится на службу данной деятельности, полностью проникаясь ее интересами и смотря на внешний мир и другие мотивы субъекта только ее глазами, только с точки зрения их возможностного вреда или пользы для этой деятельности. Воля по своей сущности – "орган" целостного человека, личности, она служит не отдельной деятельности, а строительству всей жизни, реализации жизненного замысла, и поэтому она защищает интересы той или иной деятельности не в силу своего подчинения ей, а по свободному решению сознания, вытекающему из этого жизненного замысла".87
Волевые характеристики журналиста находятся в тесной связи с господствующим типом организации общественной жизни. Значимость воли как способности принимать решения и мера развитости этой способности определяются тем, как журналист рассматривает свою личность: как объект внешних манипуляций или как субъект ничем не ограниченной свободы. Чем шире представление журналиста о своей свободе, тем чаще и активнее ему приходится принимать решения, тем мощнее развивается его воля. Если же журналист убежден в том, что все его решения предопределены внешними силами или внутренними факторами, воля атрофируется, вплоть до полного уничтожения этой способности.
Сам характер жизнедеятельности, осуществляемой журналистом, в значительной мере сказывается на его волевых способностях. Слабость воли, проявляющаяся в отсутствии самоконтроля, несдержанности (когда журналист воспринимает свою собственную свободную волю как нечто нежелательное, обременительное), можно рассматривать и как проявление человеческого несовершеннолетия, своеобразную детскую болезнь и как специфический симптом особой, рабской личности, сформированной авторитарным обществом. "Изначальное слабоволие – это выдумка", – пишет В.Франкл. – Сила воли определяется ясностью и глубиной понимания собственных целей, искренностью принимаемых решений и в немалой степени навыками принятия решений".88
Следует еще раз подчеркнуть, что в осуществление волевых действий вовлечен весь человек как сознательно действующая личность. "Воля, – писал И.М.Сеченов, – не есть какой–то безличный агент, распоряжающийся только движением, – это деятельная сторона разума и морального чувства...".89
Волевой человек не есть бесстрастный или неинтеллектуальный человек. Прежде всего само волевое действие всегда сопровождается определенной эмоцией, а именно, переживанием: "Я должен". Бесстрастный, неэмоциональный человек не может быть волевым человеком. То же самое можно сказать и о взаимоотношениях между волей и интеллектом. Разумеется, бывают ситуации, когда интеллект ослабляет волю. Но, как правило, это именно те ситуации, где можно констатировать прямую связь между уровнем развития интеллекта и уровнем воли.
Так же как интеллект и эмоциональность, воля формируется на основе определенных нейрофизиологических задатков. Речь идет о так называемом "рефлексе цели", который, по мнению И.П.Павлова, "...имеет огромное жизненное значение, он есть основная форма жизненной энергии каждого из нас. Жизнь только того красна и сильна, кто всю жизнь стремится к постоянно достигаемой, но никогда не достижимой цели или с одинаковым пылом переходит от одной цели к другой".90
Вместе с тем одни лишь задатки не создают волевой личности. Воля формируется, тренируется в ходе осуществления целенаправленных действий по преодолению препятствий, ограничивающих свободу человека в каком–либо отношении. Следует напомнить, что в русском языке слова "воля" и "свобода" являются в определенном контексте синонимами. Воля дает свободу – это не игра слов, а психофизиологический принцип, выработанный эволюцией человека.
Как и любая другая способность, воля может иметь несколько уровней развитости: от патологического безволия и еле заметных выражений до той ее степени, когда волю сравнивают со сталью.
Однако речь идет не только об уровнях развития воли, но и о предметах, на которые она направлена. Журналист может быть безвольным в одной ситуации и весьма волевым в другой. Основными сферами проявления воли журналиста являются: осуществление требующей усилия физической или умственной деятельности; отказ от удовольствий во имя выполнения заданий по мотивам объективного характера; изменение привычного темпа деятельности.
С точки зрения современных представлений, волевая сфера журналиста (так же как интеллектуальная и эмоциональная) является многоуровневой сложноорганизованной системой. На внешнем уровне этой системы мы имеем дело с комплексом самых разнообразных черт и характеристик личности. На более глубоких уровнях эти эмпирически фиксируемые характеристики могут быть сведены к небольшому количеству фундаментальных проявлений человеческой воли.
Психологи классифицируют волевые черты человеческого характера по трем группам: черты, определяющие активность(инициатива, предприимчивость, самостоятельность, решительность, готовность к риску, изворотливость, хитрость); черты, формирующие организованность(выдержка, дисциплинированность, аккуратность, системность, привычка к самоконтролю); черты, определяющие стойкость (мужество, упорство, настойчивость, выносливость, исполнительность, терпеливость).
Для выявления волевых качеств у журналистов было проведено исследование, в ходе которого его участники заполняли бланк, позволяющий оценить степень проявления различных качеств, реализующих в своем многообразии волевые параметры индивида. Кроме этого, они отвечали на вопросы различных тестов, с помощью которых осуществлялось косвенное измерение волевых качеств. Результаты этих измерений представлены в таблице 6.3.
Таблица 6.3
Данные об уровне развитости волевых качеств журналистов
(в баллах по пятипунктовой шкале)
Волевые качества | Уровень развитости | |||
Среднее | ||||
Активность | 3.4 | 3.2 | 3.2 | 3.3 |
Инициативность | 3.7 | 3.7 | 3.4 | 3.6 |
Преприимчивость | 3.2 | 3.2 | 2.8 | 3.1 |
Самостоятельность | 3.9 | 3.3 | 3.5 | 3.6 |
Решительность | 3.7 | 3.4 | 3.2 | 3.4 |
Готовность к риску | 2.9 | 2.8 | 3.3 | 2.8 |
Изворотливость | 2.9 | 2.7 | 2.9 | 2.8 |
Организованность | 3.6 | 3.5 | 3.5 | 3.5 |
Самообладание | 3.1 | 3.1 | 3.4 | 3.2 |
Целеустремленность | 3.4 | 3.4 | 3.4 | 3.4 |
Дисциплинированность | 3.5 | 3.6 | 3.5 | 3.5 |
Исполнительность | 3.9 | 3.6 | 3.8 | 3.8 |
Аккуратность | 4.0 | 3.7 | 3.5 | 3.7 |
Стойкость | 3.6 | 3.5 | 3.2 | 3.4 |
Твердость (непреклонность) | 3.2 | 3.1 | 2.9 | 3.1 |
Упорство (настойчивость) | 3.6 | 3.5 | 3.1 | 3.4 |
Выносливость | 3.8 | 3.7 | 3.2 | 3.6 |
Терпеливость | 3.8 | 3.5 | 3.4 | 3.6 |
Анализ полученных данных показывает, что среди опрошенных журналистов доминируют индивиды, вектор волевой сферы которых ориентирован прежде всего на "организованность". "Исполнительность", "аккуратность", "дисциплинированность" – все это как–то не вяжется с расхожим образом журналиста, но именно эти качества набрали наибольшее количество баллов. Затем идет комплекс "стойкость", в котором доминируют "терпеливость" и "выносливость". Что касается комплекса "активность", то в целом он занимает третье место, а внутри этого комплекса наиболее высокие оценки у таких качеств как "инициативность" и "самостоятельность". Относительно слабо развиты такие качества, как "готовность к риску", "изворотливость", "предприимчивость", "твердость".
Что касается изменений, происшедших за последние годы в уровнях развития волевых качеств, то они не очень значительны. Можно отметить некоторое снижение "стойкости" в целом и особенно "выносливости" и "упорства". В комплексе "активность" снизился уровень "решительности" и повысилась "готовность в риску".
Полученные данные свидетельствуют о том, что в журналистике трудятся индивиды с самыми разными уровнями развитости волевой сферы. С точки зрения этого критерия можно выделить следующие группы:
Уровень развитости воли (по пятибалльной шкале) | % к числу опрошенных |
Очень высокий уровень (4,6–5 баллов) | 11.1 |
Достаточно высокий уровень (3,6–4,5 балла) | 11.3 |
Средний уровень (3,3–3,5 балла) | 27.7 |
Относительно низкий уровень (2,5–3,2 балла) | 44.3 |
Очень низкий уровень (менее 2,5 балла) | 5.6 |
Доминируют, как следует из этой таблицы, индивиды со средним, и относительно низким уровнем развитости волевых качеств.