КонецформыначалоформыЭмоциональная сфера журналиста

Рассматривая проблематику, связанную с интеллектом журналиста, мы были вынуждены временно отвлечься от других существенных сторон его личности, в частности, от эмоциональности.
Между тем, именно эмоции контролируют мысль, направляют мышление в определенную сторону, позволяют практически мгновенно выделить зону некоторых решений, сразу же отбросив огромный массив ненужной информации. Кроме того, и само человеческое мышление не может быть сведено к логике; оно опирается не только на выверенные методы познания, пользуется не только понятийным аппаратом, но и зрительными, слуховыми, осязательными и обонятельными образами, порой расплывчатыми и подсознательными. Соединение сознательной и подсознательной сфер мышления и дает как раз тот неповторимый гибрид, который называется человеческим мышлением. Интуитивные механизмы мышления, роль неосознаваемых образов и стимулов – это вовсе не пережитки или "рудименты" сознания; они, наоборот, связаны с высшими проявлениями человеческого интеллекта. Еще Гельвеций говорил о том, что люди становятся тупыми, когда перестают быть охваченными страстью.
"Мыслю – следовательно, существую", – говорил Декарт. Но разве не справедливо было бы сказать и так: "Я чувствую – значит я живу". Ведь в конечном счете вся наша жизнь – это цепь переживаний. Мы радуемся и огорчаемся, веселимся и страдаем, наслаждаемся и возмущаемся. Зачем нам эмоции? Могут ли они быть подвластны разуму? Над этими вопросами издавна размышляли люди. "Поодаль оставлять страстей водоворот", – советовал Ибн Сина. Но "ничто великое в мире не совершалось без страсти", – как бы возражал ему Гегель. Ди и "жизнь устроена так дьявольски искусно, что, не умея ненавидеть, невозможно искренне любить", – писал Горький. "Тот, кто лишен чувства печали, так же жалок, как и человек, не знающий, что такое радость", – считал Паустовский. Но "порабощенность своими страстями – самое страшное рабство", – напоминает из глубины тысячелетий Сенека...
Значимость эмоций в сфере журналистского, публицистического познания и отражения действительности отмечают многие ученые.62
"Психология творчества журналиста должна особое внимание обратить на исследование эмоций, так как от чувств работника прессы зависит протекание самого творческого процесса как акта мышления... Лишь выяснив механизм влияния эмоций на творческий процесс репортера, корреспондента, публициста, очеркиста, фельетониста, памфлетиста, можно решить многие проблемы психологии собственно журналистского творчества".63
Практически не оспаривается теснейшая связь убеждений – исходного компонента мировоззрения – с эмоциональной сферой личности. Наоборот, во многих работах констатируется, что убеждения выступают, с одной сторны, как результат рационального познания мира, а с другой – как результат эмоционально–оценочного отношения к нему.
Все это свидетельствует о том, что эмоциональность, понимаемая как особая способность реагировать на явления действительности определенными состояниями внутреннего мира личности, выступает в качестве фундаментальной способности журналиста, от развития которой во многом зависит успешность его деятельности.
Характеризуя эмоциональность как специфически человеческую способность, необходимо прежде всего указать на то, что она является такой подсистемой внутреннего мира личности, которая связана с его потребностью ощущать разнообразные внешние (природные и социальные) и внутренние (состояния организма) раздражители и реагировать на них как определенными внутренними состояниями, так и с помощью специфических знаковых систем.
Эмоциональность журналиста выражается, например, в эмпатии, т.е. способности включаться, вживаться, перевоплощаться в эмоциональное состояние другого человека, способности понимать переживания других людей. Эмоциональность основывается на некоторой врожденной предрасположенности и развивается в процессе воспитания, самовоспитания и обучения.
В ряде работ психологов встречается понятие "сензитивность", посредством которой обозначается мера чувствительности индивида к внешним раздражителям. Для нас категория эмоциональности шире сензитивности. Эмоциональность охватывает все те сферы переживаний, за которые в старину отвечало сердце и совесть. Последнее утверждение может показаться странным. Однако, если вдуматься, совесть есть особая способность человека различать добро и зло в своих поступках и с этой точки зрения оценивать себя и свое поведение. Однако это не рациональное, головное различие, а эмоциональное переживание ответственности за сомасштабность своих поступков высокому предназначению человека.
Хорошо известно, что зрелость эмоций, достаточно развитые социальные чувства – необходимая предпосылка нравственного сознания и нравственного поведения.Отсутствие у журналиста должной степени эмоциональной зрелости чревато деформацией его личностных, прежде всего нравственных качеств.
Характеризуя вторую сторону эмоциональности, связанную с умением выразитьсвои эмоции, следует указать на то, что эмоции как внутреннее состояние и их внешние проявления обладают специфическим социальным значением, им придана социальная форма, обеспечивающая правильное понимание эмоций одного человека другим, владеющим эмоциональными кодами данной культуры. Существуют социальные нормы проявления эмоциональности. Эти нормы диктуют и форму и меру выраженности той или иной эмоции.
В принципе, с моральной точки зрения, одобряется совпадение между тем, что человек чувствует, и тем, какое впечатление о своих эмоциях желает сообщить окружающим. Однако в ряде случаев мораль не поощряет откровенной демонстрации некоторых чувств и побуждений, в том числе и вполне гуманных, положительных. Требования скромности, сдержанности, не разрешающие привлекать внимание к своей персоне, регламентирующие условия, в которых разрешается та или иная мера открытости интимных чувств, учат людей контролировать и регулировать внешние проявления своих чувств, а также влияют на сущность переживаний.64
Как и любая другая способность, эмоциональность реализует совокупность разнообразных функций. Обычно выделяют три функции эмоций: приспособительную, сигнальную, регулятивную. Приспособительная функция выражается в перестройке функционирования организма в случае необходимости на "аварийный" режим. Сигнальная функция эмоций обеспечивает получение информации о внутреннем состоянии организма в целом и отдельных функциональных подсистем. Регулятивная функция способствует закреплению полезных навыков и умений.65
Согласно информационной теории эмоций, разрабатываемой П.В.Симоновым, эмоции обеспечивают оценку мозгом вероятности удовлетворения актуальных потребностей на основе опыта – генетического и приобретенного. Эта оценка осуществляется мозгом путем соотнесения информации о средствах, необходимых для удовлетворения потребностей, и средствах, имеющихся в наличии. При низкой вероятности этого удовлетворения возникают отрицательные эмоции (страх, горе, гнев, уныние). При ее возрастании возникают положительные эмоции (радость, воодушевление, вдохновление и т.д.). Иначе говоря, эмоции являются тем языком, той системой сигналов, посредством которых субъект узнает о потребностной значимости происходящего.66
В соответствии с таким пониманием, термином "эмоция" обозначаются все виды и формы психического отражения действительности, выражающие субъективное отношение человека (удовольствие или неудовольствие, радость, страх и т.п.) к удовлетворению его потребностей, к соответствию или несоответствию чего–либо его представлениям.
А.Н.Леонтьев указывал на такую своеобразную функцию эмоций, как придание личностного смысла явлениям действительности и собственным состояниям. "...Переживание: интерес или скука, влечение или угрызения совести сигнализируют субъекту о личностном смысле событий, разыгрывающихся в его жизни,.. заставляют его как бы приостановить на мгновение поток своей активности, всмотреться в сложившиеся у него жизненные ценности, чтобы найти себя в них или, может быть, пересмотреть их".67
Другими словами, эмоции не только сопровождают, "окрашивают" отражаемое содержание, оценивают и выражают субъективное его значение, но и выступают в качестве носителя субъективного отношения к тому, что в этом образе отражается.
Существуют убедительные данные, свидетельствующие о том, что эмоции являются важнейшим фактором регуляции процессов познания. Так, эмоциональная окрашенность является одним из условий, определяющих непроизвольное внимание и запоминание. Хорошо известно влияние эмоций на процессы воображения и фантазии; иногда эмоции могут исказить процессы восприятия, есть данные об их регулирующем влиянии на мыслительные процессы.68
Многие ученые подчеркивают взаимосвязь эмоций и мотивации. Это значит, что мотивация открывается субъекту в виде эмоциональных явлений, которые сигнализируют ему о потребностной значимости объектов и побуждают направить на них деятельность.
Вместе с тем, характеризуя роль эмоций, следует упомянуть о существовании концепций, суть которых в том, что всякая деятельность человека якобы подчиняется принципу максимизации положительных и минимизации отрицательных эмоций, что достижение удовольствия и освобождение от страдания и составляет мотивы, движущие человеком. Эти концепции опираются на фальсифицируемую ими правду. Правда же состоит в том, что человек действительно стремится быть счастливым. Но писхологический гедонизм как раз и вступает в противоречие с этой настоящей большой правдой, разменивая ее на мелкую монету "подкреплений" и "самоподкреплений" в духе скиннеровского бихевиоризма. Человеческая деятельность отнюдь не побуждается и не управляется так, как поведение лабораторных крыс с вживленными в мозговые "центры удовольствия" электродами, которые, если обучить их включению тока, бесконечно предаются этому занятию.69 Можно, конечно, сослаться на сходные явления и у человека – такие, как, например, наркомания, однако явления эти решительно ничего не говорят о действительной природе мотивов утверждающей себя человеческой жизни. Наоборот, она ими разрушается.
Несостоятельность гедонистических концепций мотивации состоит, разумеется, не в том, что они преувеличивают роль эмоциональных переживаний в регулировании деятельности, а в том, что они упрощают и извращают реальные отношения. Эмоции не подчиняют себе деятельность, а являются ее результатом и "механизмом". Эмоции выполняют функцию внутренних сигналов, внутренних в том смысле, что они не являются психическим отражением предметной действительности. Особенность эмоций состоит в том, что они отражают отношения между мотивами и возможностью адекватной им деятельности субъекта.
Наконец, следует сказать и о том, что эмоция может выступить как особая ценность, для обретения которой человек готов осуществить определенную деятельность, требующую подчас немалых усилий.70
Таким образом, функциональные характеристики эмоциональности весьма многообразны и до конца еще не изучены. Для целей нашего исследования наиболее важным в этой проблеме является то, что эмоции выступают, с одной стороны, фактором познавательной деятельности, с другой стороны, эмоции тесно связаны с мотивационной сферой и с третьей, они являются особой сферой внутреннего мира журналиста, имеющей вполне самостоятельное ценностное значение.
Анализ эмоциональности как специфической способности, связанной с потребностью ощущать и продуцировать эмоции, осложняется большой путаницей, которую вносят в учение об эмоциях человека терминологические расхождения. В какой–то мере они заложены уже в повседневном языке, позволяющем нам называть, например, страх эмоцией, чувством или даже ощущением или объединять под общим названием "чувство" такие различные явления, как боль и ирония, красота и уверенность, прикосновение и справедливость.
Человеческие эмоции очень разнообразны. Указать все оттенки чувств и просто перечислить известные эмоциональные переживания почти невозможно. Приблизительный "словарь эмоций" включает 5000–6000 терминов. Однако следует учитывать, что существующая система словесных обозначений, во–первых, не охватывает всего множества переживаемых человеком эмоциональных состояний, а во–вторых, сами понятия не всегда точно обозначают эмоции. Так, например, словосочетания "чувство вины" или "чувство отрешенности" достаточно точно передают суть переживаемых ощущений, в то время как понятие "любовь" требует многочисленных уточнений.
Обобщая, можно сказать, что эмоциональность представляет собой сложный комплекс качеств личности, в котором можно выделить признаки, характеризующие:
1) основное качество, модальность эмоциональных переживаний;
2) динамику эмоционального переживания (индивидуальный эмоциональный порог или сензитивность, глубину, длительность, частоту эмоций и т.п.);
3) динамику проявлений эмоций вовне (характерный для индивида набор выразительных средств, степень насыщенности поведения эмоциональными проявлениями и т.д.).
4) характер объектов, вызывающих эмоциональную реакцию.
Существует несколько подходов к описанию эмоционального "репертуара" человека.
Один из них изложен в работе К.Изарда "Эмоции человека", в которой перечислены несколько "фундаментальных эмоций".71
В ряде других работ высказывается точка зрения, согласно которой весь многоцветный и сложный эмоциональный мир человеческой личности складывается в результате взаимодействия различных форм трех так называемых базальных эмоций – радости (Р), гнева (Г) и страха (С).72
Каждая из этих базальных эмоций может характеризоваться силой проявления. Ниже приведена одна из возможных классификаций базальных эмоций, проранжированных по силе проявления.





Радость (позитивные эмоции) Гнев (гневные эмоции) Страх (тревожные эмоции)
удовольствие досада робость
радость раздражение беспокойство
наслаждение гнев боязнь
блаженство возмущение страх
веселье негодование тревога
восторг ярость испуг
ликование бешенство ужас

Разумеется, реальные эмоции человека редко бывают "чистыми", базальными. С точки зрения своего содержания мир человеческих эмоций представляет сложнейшую, текучую, трудноподдающуюся систематизации систему. Многогранность эмоций и их проявлений на различных уровнях отражения и деятельности, сложные отношения с предметным содержанием, способность к слиянию и образованию сочетаний исключают возможность простой линейной классификации. Поэтому достаточно широкое распространение получила более сложная классификация, в которой эмоции различаются по трем критериям: силе, продолжительности, сложности. Объединение этих критериев позволяет выделить основные группы эмоциональных состояний как ощущение, собственно эмоция, чувство, настроение, страсть, аффект.73
Эмоциональным переживаниям присуща одна примечательная черта – они одновременно охватывают как глубинные слои биологического уровня регуляции, так и высшие этажи тончайших социальных чувств. Поэтому, говоря об эмоциях, различают физиолого–психологический и социально–психологический аспекты анализа человеческих эмоций. Доказано, что эмоциональное поведение личности зависит от некоторых свойств природного происхождения.74 Биологические особенности проявляются прежде всего через темперамент. В настоящее время накоплен большой опыт по обнаружению и анализу мозговых структур, непосредственно ответственных за возникновение и реализацию тех или иных эмоциональных реакций.75
Разумеется, не следует считать, что есть хорошие и плохие темпераменты. Тип темперамента в связи с возникновением и протеканием эмоций, как и все иные факторы биологического, психофизиологического порядка, определяет только форму и способы проявления личности, а не содержание действий и поступков. А.Н.Леонтьев писал, что агрессивность как черта личности, конечно, будет проявляться у холерика иначе чем у флегматика, но объяснять агрессивность особенностью темперамента так же бессмысленно, как искать объяснение войн в свойственном людям инстинкте драчливости.76
Являясь по самой своей сути существом общественным, человек и в сфере своей эмоциональности в сильнейшей степени зависит от социально–психологических механизмов общественного развития. Это выражается прежде всего в том, что индивидуальные переживания человека связаны с коллективными, групповыми переживаниями. Эмоциональные характеристики группового поведения людей, могут подчинить себе эмоции конкретного человека и определить и восприятие ситуации, и действия в ней. В условиях непосредственного контакта и общения происходит процесс эмоционального заражения, в котором многократно усиливаются эмоциональные проявления, повышается внушаемость, соответственно уменьшается степень критического отношения человека к самому себе и способность рационально воспринимать и перерабатывать информацию. В связи с этим стоит напомнить о том, что, по мнению многих социальных психологов, наше общество находится на грани социальной истерики, причины которой одни усматривают в трудной социально–экономической ситуации, а другие в извечном свойстве российской психологии впадать в панику и шарахаться из крайности в крайность.
Характеризуя эмоциональность журналиста, нельзя обойти вниманием специфику тех объектов действительности, которые вызывают эмоциональную реакцию. Музыка, живопись, природа, дело, пища, комфорт и т.д. могут быть, а могут и не быть объектами эмоционального переживания.
Обратившись к анализу объектов, вызывающих эмоциональную реакцию, можно заметить несколько основных подходов. Ряд ученых предлагают классифицировать эмоции по видам общественных отношений, которые выступают в качестве объекта эмоционального реагирования. Так, ряд авторов выделяет экономические, моральные, религиозные, социальные чувства.(к которым относят чувство принадлежности к определенному классу, чувству хозяина, чувство национальной принадлежности и т.д.) Эти же авторы утверждают существование особых политических чувств.77
Встречаются работы, в которых постулируется существование моральных эмоций (чувство симпатии или антипатии, привязанности или отчуждения, уважения или презрения, признательности или неблагодарности, любви или ненависти и т.д.), эстетических эмоций (возникающих тогда, когда человек воспринимает то прекрасное, что существует в природе, обществе, человеке) и интеллектуальных эмоций, которые развиваются на основе познавательной деятельности человека ( чувства удивления и недоумения, уверенности или сомнения, любознательности и т.д.).78
В работах А.Н.Лука выделялись чувства высшего этажа, отражающие высшие социальные потребности и связанные с высокой степенью участия корковых и особенно второсигнальных процессов (чувства справедливости, чести, долга, патриотизма и др.), низшие эмоции (голод, жажда, усталость, боль) и чувства промежуточного уровня: удовольствие, радость, гордость, горе, ярость, зависть, безразличие, изумление и др.79
Все сказанное выше позволяет выделить три уровня развития эмоциональности: элементарная эмоциональность, ориентированная на непосредственное реагирование на жизненно важные раздражители; средняя эмоциональность, предполагающая возникновение эмоций, связанных с социальными явлениями и факторами (родительские эмоции, радость дружбы и др.), и высший уровень развития эмоциональности, признаком которого является острое эмоциональное реагирование на духовную сферу: радость познания, эстетические эмоции и т.д. Такие чувства отмечаются стабильностью, независимостью от состояния организма и наглядно воспринимаемых ситуаций.
Существует определенная мера эмоциональности, отклонение от которой влечет за собой перестройку многих процессов. Научная патопсихология имеет в своем распоряжении данные, свидетельствующие о том, что подавленность эмоций, депрессивные состояния и апатию следует рассматривать как болезненные состояния. То же самое можно сказать о чрезмерной возбужденности, аффективных и неадекватных эмоциональных реакциях.
Современная психология оперирует такими понятиями как "эмоциональный голод", "эмоциональная голодная смерть". Американский психолог Г.Гарлоу проводил опыты с новорожденными обезьянами, которых "воспитывали" мохнатые манекены с молочными бутылками – "заменители матери". Вырастая, детеныши обнаруживали "неспособность к контактам", скудность эмоций. Если в подобные ситуации попадает человек, то у него возникают тяжелые нервные расстройства, которые могут проявляться в третьем, четвертом и последующих поколениях.80
Эмоциональность, как и любая способность, формируется и развивается в процессе ее применения. Эмоция, не подкрепляемая в течение долгого времени, гаснет. Следовательно, человек, стремясь сохранить объем эмоций, стремится восстанавливать и развивать объем эмоционального мира своей личности.
По мнению ученых, на фоне удовлетворительных данных физического и интеллектуального развития современного человека особое внимание исследователей должно привлекать состояние его эмоциональности. "Именно эмоциональной сфере человека может быть нанесен урон теми тенденциями развития современного общества, которые через два–три десятилетия могут привести к существенному изменению условий человеческого бытия".81
Среди главных факторов, оказывающих влияние на эмоциональный статус человека, называют следующие:
1) снижение систематической нагрузки на мышечную систему, неизбежное при интенсивной технизации общества и приводящее к приобладанию отрицательных раздражителей над положительными;
2) изменение диапазона нагрузок в системе органов чувств (имеется в виду, что технизация общества поддерживает тенденцию к увеличению информационной нагрузки на органы чувств в диапазоне сигналов большой и средней силы и устраняет необходимость в использовании сигналов слабой и очень слабой мощности, которые составляли рабочий диапазон жизнедеятельности человека, жившего в естественных природных условиях).
Учитывая оторванность многих людей от естественных природных условий в связи с бурно развивающимся процессом урбанизации можно сделать вывод о том, что влиянию этих факторов будут подвергаться все большие массы людей, а, следовательно, и удельный вес их отрицательного воздействия будет повышаться.
Уровень развития индивидуальной эмоциональности, как и любых других способностей, тесно связан с общественной потребностью в данной способности. Очень ярко эту связь общественных потребностей и индивидуальной развитости чувства милосердия показал Д.Гранин. Размышляя о причинах огрубления нравов, автор пишет: "не берусь называть все причины, отчего ослабело чувство взаимопомощи, взаимообязанности, но думаю, что во многом это началось с разного рода социальной несправедливости, когда ложь, показуха, корысть действовали безнаказанно. Происходило это на глазах народа и губительнейшим образом действовало на духовное здоровье людей".
Отвечая на вопросы о том, почему стало непопулярным понятие "милосердие", почему это чувство в нас убыло, заглохло, оказалось запущенным, Д.Гранин пишет: "...уверен, что человек рождается со способностью откликаться на чужую боль. Думаю, что это чувство врожденное, данное нам вместе с инстинктами, с душой. Но если это чувство не употребляется, не упражняется, оно слабеет и атрофируется".82
Таким образом, проявление эмоций связано главным образом не с психофизиологическими, а с социальными и личностными особенностями журналиста. Конкретный вариант избираемого им варианта реагирования на жизненные затруднения, сложные ситуации, напряжение и т.п. определяется степенью его социально–нравственной воспитанности. Вспышки эмоций или напротив их подавление определяются культурно–социальными факторами, поскольку отношение к эмоциональным проявлениям воспитывается и определяется социальной средой. Анализ деятельности журналистов дает основание для вывода о том, что практически каждый представитель этой профессии может побороть любые нежелательные эмоции и выработать умение сопротивляться воздействию неблагоприятных внешних факторов, воспитывая в себе эмоциональную устойчивость и способность не утрачивать самоконтроль.
Вместе с тем очевидно, что в современных условиях общей психической напряженности, которая возникает в силу существенного изменения всех общественных процессов, ускорения темпа и ритма жизни, резко обозначившегося дефицита времени и др. эмоциональная сфера журналиста претерпевает значительные изменения. Следует также иметь в виду, что в механизме возникновения эмоциональных реакций определенную роль играют различные психические аномалии, которые, будучи незаметными в обычных ситуациях, резко снижают психологическую надежность журналиста в ситуациях сложных.
Таким образом, можно констатировать, что, взаимодействуя с различными ситуациями реальной действительности, журналист переживает их в форме различных эмоций. На характер этого переживания влияют как его эмоциональный тип, так и характер ситуаций, в которых он пребывает. При всей важности различения этих двух факторов для практических целей анализа влияния эмоциональности журналиста на его деятельность, достаточно знать интегральный показатель, характеризующий основную доминанту эмоциональности журналиста в устойчивых, наиболее часто повторяющихся жизненных ситуациях.
С целью выявления основных эмоциональных состояний, переживаемых журналистами, нами было проведено специальное исследование. Нескольким группам журналистов было предложено заполнить бланк, в котором в случайном порядке были перечислены разные варианты трех базальных эмоций – радости, гнева и страха. Испытуемым было предложено с помощью специальной шкалы оценить частоту переживания каждой из этих эмоций. При оценке частоты переживания соответствующих эмоций предлагалось отвлечься от сиюминутного настроения и попытаться воспроизвести достаточно типичную картину.
Сводные данные за последние три года представлены в табл. 6.1.

Таблица 6.1.

Характеристика эмоциональной сферы российских журналистов

Наименование эмоции Частота переживания в % к общему количеству упоминаний      
  Среднее
Группа позитивных эмоций        
Радость 16.7 16.9 16.4 16.6
Веселье 16.5 16.9 18.3 17.2
Удовольствие 17.2 17.3 16.4 16.9
Наслаждение 12.6 13.1 11.2 12.3
Ликование 12.1 12.1 12.2 12.1
Блаженство 10.5 10.3 10.7 10.5
Восторг 14.4 14.0 14.5 14.3
         
Группа позитивных эмоций        
Досада 20.2 19.3 16.9 18.8
Возмущение 19.5 18.7 17.4 18.5
Раздражение 18.9 18.7 20.2 19.2
Негодование 15.2 14.3 13.6 14.3
Гнев 13.2 13.7 12.0 12.7
Ярость 7.6 8.1 10.3 8.6
Бешенство 5.4 6.8 9.2 7.1
         
Группа позитивных эмоций        
Беспокойство 19.4 20.5 21.2 20.3
Тревога 18.7 19.4 16.9 18.3
Робость 15.9 15.2 15.1 15.4
Боязнь 15.1 11.7 11.5 12.7
Страх 12.5 12.2 13.3 12.6
Испуг 12.5 11.7 13.3 12.5
Ужас 5.9 8.2 8.4 7.5

Результаты исследования дают интересный материал для размышлений. Во–первых, репертуар переживаемых журналистами эмоций включает в себя все указанные в списке формы. Если отвлечься от личностных особенностей журналистов, входящих в опрошенную совокупность, и усреднить полученные по всему массиву данные, то окажется, что такой обобщенный журналист испытывает примерно в равной мере все три базальных эмоции: позитивные эмоции занимают в общем объеме переживаемых эмоций 33,8%; гневные – 33,8%; тревожные – 32,4%.
Во–вторых, если проанализировать каждую базальную эмоцию с точки зрения различных форм ее проявления, то окажется, что наиболее часто упоминаются формы, связанные со средней степенью интенсивности переживания, в то время как эмоции, требующие высокой личностной включенности ("блаженство", "бешенство", "ужас" и др.), встречаются значительно реже.
В–третьих, несмотря на внешнюю динамику насыщенной событиями общественно–политической жизни последних лет, частота переживания большинства эмоций оставалась примерно на одном уровне. Впрочем, есть занятные исключения. Так, например, частота переживания таких эмоций как "беспокойство", "ярость", "бешенство", "ужас" существенно возрастала каждый год.
Суммы чисел, фиксирующих частоту переживания эмоций, входящих в соответствующие группы (радости, гнева, страха), представляют собой величины, характеризующие эмоциональный профиль журналиста. Анализ этих профилей позволил выявить семь основных типов журналистской эмоциональности:
A – эмоционально уравновешенный тип, характеризующийся примерно одинаковой частотой переживания всех основных эмоций;
Б – радостный тип, характеризующийся значительно более высокой частотой переживания эмоций, входящих в группу "радость" по сравнению со всеми другими группами;
В – гневный тип (доминирующая эмоция – "гнев");
Г – боязливый тип (доминирующая эмоция – "страх");
Д – радостно–гневный тип (эмоции "радости" и "гнева" переживаются значительно чаще, нежели эмоции "страха");
Е – радостно–тревожный тип (эмоции "радости" и "страха" переживаются значительно чаще, нежели эмоции "гнева");
Ж – раздражительно–тревожный тип (доминируют эмоции "гнева" и "страха" при практически полном отсутствии эмоций "радости").

Эмоциональные типы Количество журналистов, относящихся к данной группе (в % к числу опрошенных)
А 18.5
Б 22.2
В 11.1
Г 14.8
Д 11.2
Е 7.3
Ж 14.9

Анализ полученных данных показывает, что в исследованной группе представлены журналисты всех эмоциональных типов, хотя и не в одинаковой пропорции. Наиболее многочисленной является группа журналистов, чья эмоциональная сфера ориентирована на радостное отношение к действительности (22,2%); затем идет группа уравновешенных – 18,5%. Все остальные группы представлены существенно меньшим количеством индивидов: 14,9% – раздражительно–тревожных; 14,8% – тревожных; 11,2% – радостно–гневных; 11,1% – просто гневных; 7,3% – радостно–тревожных.
Использование для измерения интенсивности эмоциональных переживаний 100–пунктовой шкалы показало, что все журналисты, участвовавшие в исследовании, "разместились" между отметками на отрезке этой шкалы от 35 до 70 пунктов (табл. 6.2).

Таблица 6.2

Распределение опрошенных журналистов
по различным группам интенсивности эмоциональных переживаний
(в % к числу опрошенных)

Показатель Уровень интенсивности эмоциональных переживаний (по 100 пунктовой шкале)      
  31–40 41–50 51–60 61–70
Количество журналистов, входящих в данную группу 14,8 25,9 37,0 22,3

Наши рекомендации